рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этика эпохи эллинизма.

Этика эпохи эллинизма. - раздел Религия, Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Религиозная этика Философия Эпохи Эллинизма, Как Известно, Вновь Обращается К Изучению Природы,...

Философия эпохи эллинизма, как известно, вновь обращается к изучению природы, возрождая натурфилософские концепции VI-V вв. до н. э. Этот поворот на первый взгляд выглядит как возвращение назад, отказ от софистико-сократической сосредоточенности на человеке. Но только на первый взгляд. В действительности же речь шла об углублении, говоря точнее, о сохранении, спасении в новых условиях представления о человеке как преимущественном и наиболее достойном предмете философии и, в частности, если иметь в виду мораль, как о самозаконодательном, самоценном существе. Источники добродетели, а тем самым и путь к вечному блаженству предполагалось найти в самом себе, недрах собственного духа. Человек, образ которого рисуют философы, знает или ощущает, что он находится внутри космоса, сопричастен ему и даже в своенравности и в стремлении к изоляции от мира он должен иметь нить, связывающую его со вселенной, подобно тому, как акробат, совершающий смертельные трюки, привязан к куполу цирка. Так как полис уже не мог быть опорой свободы и счастья человека, философы вновь обратились к природе, чтобы найти эту опору там. Отсюда очевидная ценностная заданность их подхода к природе: они не выводили из природы норму человеческой жизни, а, наоборот, саму природу истолковывали так, чтобы можно было в ней самой найти обоснование внутренней свободы и самодостаточности человека.

Своеобразие философии и этики данной эпохи воплотилось в школах Эпикура, стоицизма, скептицизма.

Эпикур (340-270 до н.э.) считал, что решение этической проблемы заключено в правильном истолковании счастья. Счастливые люди являются добродетельными. У счастливых людей нет ни нужды, ни повода ссориться между собой - таков моральный пафос учения Эпикура. Первоначально понятие счастья означало везение, удачливость, благосклонность судьбы. Аристотель расчленил понятие счастья на две составляющих: а) внутреннее (душевное) совершенство - то, что зависит от самого человека, и б) внешние блага - то, что от человека не зависит. Эпикур идет дальше, полагая, что счастье целиком находится во власти индивида. Он понимает счастье как самодостаточность индивида. Для достижения такого состояния, считает Эпикур, человек должен жить незаметно, свернуть свое бытие до безмятежного покоя. Одно из его изречений гласит: "Живи незаметно!".

1 Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 236. Дальше в главе ссылки на это издание будет даваться в тексте указанием страниц.

Основными источниками этики Эпикура являются его письмо некоему Менекею, в котором он излагает свои основные этические идеи; два собрания кратких изречений; очерк жизни и творчества Эпикура в историко-философском сочинении Диогена Лаэртского "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов".

"Наслаждение есть первое и сродное нам благо" (Diog. L. X, 129) - читаем мы у Эпикура. Человек, как и вообще все живые существа, стремится к наслаждению (удовольствию) и избегает страданий. Казалось бы, человеческое бытие не заключает в себе никакой тайны: живи в свое удовольствие - вот и вся мудрость. Однако в жизни удовольствия теснейшим образом переплетены со страданиями. Одно переходит в другое. Стремление к наслаждениям приводит к человеческим конфликтам. За удовольствия приходится платить. Проблема заключается в цене, ибо часто за удовольствия приходится платить непомерно дорого. Как устанавливать подходящую цену, как измерять "себестоимость удовольствий"? Или, говоря иначе, где проходит граница между удовольствиями и страданиями? Чтобы получать ответ на эти вопросы методом проб и ошибок, понадобилось бы бесконечно долгое время, которого у человека нет. "Для плоти пределы наслаждения бесконечны и время для такого наслаждения нужно бесконечное" (Diog. L. X, 145). Поэтому требуется вмешательство мысли, разума. Нельзя жить приятно, не живя разумно. Разум вмешивается через этику, одна из важнейших задач которой состоит в том, чтобы найти правильную меру соотношения между удовольствиями и страданиями.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Религиозная этика

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Религиозная этика... Й курс заочный сектор КДА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этика эпохи эллинизма.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Этика как наука.
Метод науки. Методы этики: теоретический, философский или практический. Но изучение этики лучше вести из синтеза этих методов. Этика гуманитарная дисциплина и след аспекты духовно практичной жизни

Священная политика иудаизма и ислама.
Этика ислама Этика (Ахлак) в арабском языке - множественное число от "Хулук". "Хулук" означает просто лишь мотивация и поведение. Мотивация включает намерение, в

Религиозная этика как наука.
Религиозная этика - это учение о смысле морали т. е. о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных духовных целей человек реализует мораль. Этика представляет систему зн

Церковь и политика.
В современных государствах граждане участвуют в процессе управления страной путем голосования. Значительная их часть принадлежит к политическим партиям, движениям, союзам, блокам и иным подобным ор

Фундаментальный консерватизм.
Фундаментальный консерватизм: традиционализм. Первый подход – это так называемый традиционализм. Консерватизм вполне может быть традиционализмом. В некоторых политологических м

Основные идеи пиетизма.
Пиетисты — этим именем впервые стали называться в Лейпциге последователи Шпенера, молодые магистры, читавшие в 1689 г. поучительные лекции (collegia philobiblica). Они придавали большее знач

Консервативная революция.
«Консервати́вная револю́ция» (нем. Konservative Revolution) — немецкое национал-консервативное философское и политико-идеологическое течение, возникшее и развивавшееся в период, последова

Основные закономерности социального развития.
Поскольку общество находится в постоянном движении, то оно претерпевает соответствующие социальные изменения, связанные с переходом социальных явлений, их элементов и структур, связей, взаимодейств

Анархизм. Антиглобализм.
Анархи́зм (от др.-греч. αναρχω: ἀν, «ан», — «без» и ἄρχή, «архэ», — «власть») — политическая философия, идеология, заключаю

Бихевиоризм.
Бихевиоризм считает, что поведение человека не является свободным выбором, а обусловлено различными обстоятельствами. люди делают то, что делаю по причине социальных, культурных и экономических обс

Гуманистический манифест 2000.
Гуманистический Манифест № 2 (1973 г.): «Религия может вдохновлять к преданности наивысшим этическим идеалам, однако мы верим, что традиционные догматические и тоталитарные религии, которые ставят

Основные направления в иудаизме.
Условно можно выделить три направления в иудаизме: 1 ортодоксальный иудаизм 2 реформистский иудаизм 3 консервативный иудаизм Ортодоксальный иудаизм. Внутри ортод

Этика объективизма.
Объективизм – это идея о том, что самое основное обязательство человека – это обязательство (его) перед самим собой. С этой точки зрения основание принятие решений по нравственным вопросам

Николай Данилевский и концепция культурно-исторических типов.
Русский ученый, славянофил, почвенник Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) впервые в широком объеме поставил принципиальные вопросы, составляющие содержание культурологии. Его книга "Росс

Теория культурно-исторических типов Освальда Шпенглера.
В своих суждениях об истории человечества, в противопоставлении друг другу разных цивилизаций Шпенглер был несравненно более категоричен, чем Данилевский. Это во многом объясняется тем, что «Закат

Теория культурно-исторических типов Арнольда Тойнби.
Продолжателем линии Данилев­ского и Шпенглера является ан­глийский культуро­лог Арнольд Тойнби (1889–1975). Если Шпенглер определял целос­тные культурные феномены как развитые культуры (цивилизация

Религиозный и светский гуманизм.
Светский (секулярный) гуманизм (англ. Secular humanism) — одно из направлений современной философии гуманизма, мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявл

Вопросы нравственности в опыте церковной жизни.
Существуют ли в человеческой душе онтологически присущие ей нравственные качества и устремления? Кем заложены они в природу человека? Должен ли христианин признавать за инаковерующим или неверующим

Античная этика. Основная характеристика.
Этика античности была обращена к человеку. «Человек есть мера всех вещей» – эти слова Протагора исследователи по праву считают девизом для всех этических произведений данного периода. Для этических

Этическое сознание Древней Греции. Софисты.
Первый этап в развитии зрелого этического сознания Древней Греции представлен учением софистов (V в. до н. э.), своеобразным периодом сомнения в предмете этики, т. е. отрицания морали как чего-то б

Либерализм.
Либерали́зм (фр. libéralisme) — идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Либеральные парти

Античная этика. Сократ и Платон.
Сократ (469—399 гг. до н. э.), которого по праву считают отцом античной этики, отводил морали первостепенную роль в обществе, считая ее фундаментом достойной жизни каждого человека. Трудности в вос

Коммунизм.
Коммуни́зм (от лат. commūnis — «общий») — в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности насредства производства

Античная этика. Аристотель.
Творчество Аристотеля (384—322 гг. до н. э.) считают высшим развитием античной этики. Это вряд ли стало возможным, если бы ученик Платона не превзошел своего учителя, сделав выбор в пользу истины.

Социализм.
Социали́зм — обозначение (а) учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства; (б) общественного строя, воплощающег

Протестантизм и формирование американской идентичности.
Протестантская этика Протестантская трудовая этика — религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно. Многие социологи объясняли э

Средневековая этика.
Основой этики Средневековья становится Евангелие – Новый завет в библейском изложении, появляется новый нравственный идеал – Иисус Христос, который являл пример идеальной земной жизни. Согласно нов

Либерал-консерватизм.
Либеральный консерватизм - движение в консерватизме, в котором присутствуют элементы либерализма. Основные признаки: более либеральное отношение по моральным и социальным признакам, либеральное отн

Политическая сфера общества. Теория симфонии.
Симфо́ния (от греч. συμφωνία — «созвучие», «согласие»); также симфония властей — православный принцип (идеал) взаимоотношений между церковной и светской

Процессы глобализации.
В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи

Протестантская политика. Кальвинизм, лютеранство, анабаптизм.
Кальвини́зм — направление протестантизма, созданное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином. Основными течениями в кальвинизме являются пресвитерианство, реформатство и кон

Базовые принципы гуманизма.
В современном мире гуманизм трактуется, как признание ценности личности человека и его права на свободное развитие и самовыражение. Это общечеловеческая основа развития современного общества.

Консерватизм.
Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — напр

Социологические прогнозы Питирима Сорокина.
Основные положения социологических концепций Питирима Сорокина Становление теоретических воззрений Становление теоретических воззрений Сорокина происходило под влиянием тео

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги