рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 16. Ислам и современность.

Тема 16. Ислам и современность. - раздел Религия, Учебно-методическое пособие - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ   Если Сначала, В Xix В., Колониальное Унижение И Остро Ощущавш...

 

Если сначала, в XIX в., колониальное унижение и остро ощущавшаяся отсталость исламских стран вызвали к жизни энергичное движение модернизации ислама, если после второй мировой войны крушение колониальной системы повлекло за собой эпоху радикальных социальных преобразований и породило лозунги «исламского социализма», то с 70-х годов усиление экономической (за счет обильного потока нефтедолларов) и политической мощи стран ислама стало вести к росту националистических амбиций правящих слоев многих из этих стран и соответственно к увеличению роли ислама в качестве мощной национальной традиции, на которую удобнее всего опереться в борьбе с иноземными влияниями.

Здесь, разумеется, все далеко не однозначно. Под знаменем ислама поднимаются силы, борющиеся за национальную независимость, за освобождение той или иной страны от давления иностранных держав, как это случилось, например, в ходе революции в Иране. Однако нельзя забывать о том, что в ходе этой справедливой борьбы порой – как в том же Иране – проявляются едва ли не самые консервативные стороны ислама с его призывами ограничить права женщин, ориентироваться на жесткие нормы шариата. Нельзя забывать и о том, что националистический уклон с опорой на первозданную силу ислама ведет к усилению позиций наиболее реакционных слоев духовенства и соответственно – к ослаблению позиций прогрессивных реформаторов. Правда, в ряде современных стран ислама по-прежнему идут энергичные преобразования, в том числе и под лозунгами исламского социализма.

Некоторые страны ислама, как известно, отдали даже дань так называемому пути «социалистической ориентации». Но все такого рода социалистические эксперименты в конце нашего века, как известно, с треском провалились. И это создало в исламском мире принципиально новую ситуацию, как бы широко раскрывшую двери для рискованных экспериментов фундаменталистов, т. е. активных сторонников возвращения к средневековой чистоте ислама с одновременным решительным отрицанием духовного влияния со стороны «развращенного» Запада.

Иными словами, за последние десятилетия в мире создались определенные объективные условия для оживления ислама в его наиболее жесткой форме. И эти условия стали активно реализовываться усилиями уже упомянутых фундаменталистов, число которых с каждым годом растет.

Ислам, пожалуй, наиболее сильная из религий мира. Это объясняется, в частности, тем, что как религиозная доктрина и форма социальной организации он всегда играл на мусульманском Востоке несколько иную роль, нежели, скажем, христианство в Европе. Никогда, даже в пору своего полного господства над людьми, в периоды самых жестоких гонений и разгула инквизиции, христианство не вытесняло полностью светской власти. Ислам же заполонил собой все поры мусульманского общества, определил характер экономических отношений и формы политической администрации, социальную структуру, культуру и быт правоверных. Духовная жизнь в исламских странах не только всегда была под контролем ислама – она просто протекала в рамках ислама, была исламской как, по сути, так и по форме. И хотя мусульманские мыслители свободно оперировали философскими категориями, не имевшими ничего общего с ним, – все равно ислам был тем фундаментом, на котором стояли и от которого отталкивались правоверные. Можно было спорить по поводу неясных мест Корана, оспаривать те или иные суры или хадисы, становиться на точку зрения того или иного мазхаба, той или иной секты, но нельзя было выступить против ислама ни прямо, ни даже косвенно. Нельзя было не потому, что это кем-то категорически воспрещалось, что за это сжигали на кострах – как раз костров-то в исламе никогда и не было. Невозможно было потому, что в условиях абсолютного господства ислама, его всеобщности, интегральности выступить против него означало бы выступить против всего того, что есть в жизни и обществе мусульман, т. е. противопоставить себя этому обществу, оказаться как бы вне его, вне закона.

Все это стократ усиливало позиции ислама, придавало силу и прочность его культурной традиции, его влиянию на население, причем даже тогда, когда обстановка в мире резко изменялась, жизнь теряла свои привычные устои и новое решительно требовало считаться с собой.

Вышесказанное объясняет те формы, в которых протекала трансформация ислама в мусульманском мире. Только в Турции, где антиклерикальные силы возглавили кемалистскую революцию и привели страну к радикальным преобразованиям, оказалось возможным решительным рывком вырваться из объятий ислама – хотя и не полностью. Во всем остальном мусульманском мире, в том числе и в тех странах, где еще недавно охотно говорили об исламском социализме и где действительно осуществляются порой радикальные социальные преобразования, ислам, не будучи решительно отброшен, сумел видоизмениться, трансформироваться, адаптироваться, даже укрепиться. Вписавшись в современную структуру, даже в меру признав авторитет науки, ислам продолжает давить на поступательное развитие общества своими тысячелетними традициями, подчас искусственно ныне реставрируемыми, как это можно видеть на примере некоторых стран, где радикальные и даже революционные перемены чаще всего несут на себе заметный оттенок фундаментализма.

Конечно, современные мусульманские улемы – не чета мутакаллимам тысячелетней давности. Они хорошо образованны, живут в ногу с современностью, не говоря уже о том, что многие из них пользуются всеми благами современной цивилизации, вплоть до телевизоров и автомобилей. Но они по-прежнему влияют на духовную жизнь страны и играют активную роль в политике. Более того, за последние годы это влияние заметно усилилось, а роль авторитетов ислама в определении политического курса стала еще более активной, как это видно на примере Ирана, Алжира или Афганистана.

Словом, из всех религиозных систем современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил. Сила ислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но, прежде всего, в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины (уммы), основы которой были заложены еще Мухаммедом. Для ислама в наибольшей степени характерна интегрирующая функция религии, которая предстает здесь в своей наиболее наглядной и действенной форме. Ислам сегодня – в условиях изменившейся политической картины мира с нередко ведущей ролью исламских стран в определении политики и тактики всех развивающихся стран,- имеет объективные условия не только для сохранения в качестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и для некоторого усиления своего значения в качестве идейного знамени национальных движений в значительной части земного.

 

Литература основная:

Васильев Л. С. История религий Востока. М.,1988.

Гараджа В.И. Религиоведение. Учеб. пособие. – 2-е изд. – М., 1995.

Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. Учебное пособие. Р/д, Феникс. 2001.

Литература дополнительная:

Долгов Б. В. Феномен исламского фукдаментадизма (на примере Алжира) // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2001. — № 2.

Ислам и политика: взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии: Сб. статей. - М., 2001.

Милославский Г. В. Интеграционные процессы в мусульманском мире (Очерки исламской цивилизации). — М., 1991.

 

 

Тема 17. Нетрадиционные религии, (неканонические и внеконфессиональные религиозно-философские школы и течения) на рубеже ХХ-ХХ1 веков.

Эволюция религии в современную эпоху проявляется в ослаблении влияния и авторитета традиционных форм.

Под традиционными религиями следует понимать религиозные комплексы, сохранившиеся на протяжении длительного времени и передающиеся последующим поколениям на определенной территории, среди определенного этноса и общности людей. Они возрождаются и развиваются в рамках соответствующих этнических или государственных границ. Традиционные религии глубоко укоренены в быту, системе праздников и обрядов, типе и способе мышления, культуре, психологии.

Середина XX столетия была отмечена появлением значительною числа новых религиозных движений, организаций, культов, которые в литературе чаще всего называют нетрадиционными религиями или неканоническими и внеконфессиональными религиозно-философским школами и течениями. Под понятием «нетрадиционные религии» подразумеваются религиозные комплексы, которые исторически не унаследованы от прошедших эпох определенным этносом, не свойственны его религиозной духовности, не укоренились в быту, культуре, а получили распространение в результате миссионерской деятельности проповедников с их исторической родины.

Вопрос возникновения нетрадиционных религий весьма сложный. Его нельзя связать с отдельным политическим, социальным или мировоззренческим процессом. К числу его причин следует прежде всего отнести глобальные проблемы человечества. В различной степени опасность войн, экологические проблемы, демографический фактор становятся источником негативных настроений: чувств пессимизма, бесперспективности жизни, психологических ощущений хрупкости окружающего мира. Комплекс социальных причин (невозможность установления гармоничных отношений в обществе, осуществления гуманных идеалов) создал благоприятные условия для распространения нетрадиционных религий, обещающих каждому личное спасение, безграничные возможности нравственного самосовершенствования, самовыражения. Социальные причины нетрадиционной религиозности вызвали и воспроизводят в настоящее время определенные социальные потребности. Нетрадиционные религии, как и религии в целом, выполняют компенсаторную, мировоззренческую, регулятивную, интегрирующую, коммуникативную функции.

Факт появления нетрадиционных религий характерен и для зарубежных стран и для нашей страны. За последнее десятилетие в России появились и расширили свое влияние новые религиозные движения, организации и культы.

В нашей стране распространение «новых религий» началось в конце 80-х годов ХХ века. Многие специалисты-религиоведы рассматрива­ют их как проявление иностранной духовной агрессии.

Среди характерных черт, присущих почти всем нетрадиционным религиям можно выделить харизматический культ, различного рода манипулирования: гипноз, медитация, изну­рительные, длительные молитвы, заклинания, культовые проце­дуры, носящие сугубо коллективный характер, исключа­ющие всякие субъективные, свободные проявления.

Существенной особенностью вероучения «новых религий» явля­ется пропаганда катастрофически-апокалиптического взгляда на мир, предопределенности человеческой жизни, покорности перед судьбой. Особое внимание уделяется идеологической обработке новообращенных, их адаптированию к условиям жизни в группе и усвоению основных положений вероучения.

Общая характеристика «новых религий» включает в себя следующие важные черты. Во-первых, большинство сект отличаются ак­тивной миссионерской деятельностью. Причем, это касается не только лидеров, но и рядовых сторонников, адептов. Здесь приме­няются разные формы и способы распространения «новых» идей, включая выступления руководителей на стадионах перед огромны­ми массовыми аудиториями и доверительные беседы.

Во-вторых, широкое, использование средств массовой информа­ции. Известно, что многие «новые религии» зачастую для популя­ризации своих вероучений имеют регулярные передачи по телеви­дению и радио, рекламные сообщения в прессе, публицистические статьи в журналах. К этому можно добавить, что для оплаты выступлений и публикаций они располагают огромными финансовы­ми возможностями.

В-третьих, некоторые нетрадиционные религии отличаются тота­литарной направленностью. Как это понимать? Ученые-религиоведы отмечают, что подобные религиозные объединения практикуют методы порабощения сознания человека, духовного насилия над ним путем жесткой дисциплины и применением психотропных средств. Все это представляет явную опасность для физического и психического здоровья людей.

В научной, учебно-популярной литературе дается подробная классификация нетрадиционных религий. Специалисты-религиоведы из всего многообразия культов условно выделяют пять их раз­новидностей.

1. Неохристианские объединения.К ним можно отнести распространенные в СНГ следующие ре­лигиозные секты: «Церковь объединения», «Дети Бога», «Церковь тела Христа», «Богородничное братство», «Белое братство» и дру­гие. Для этих сект характерно стремление объединить христиан­ские вероучения с элементами восточных религий.

2. Сайентологическое направление.От английского слова «сайнс» -наука. Объединяет различные «Космические религии». Типичный представитель — «Церковь сайентологии» Рона Хаббарда. Эти наукообразные культы мистически трактуют различные неисследованные явления психики человека и окружающей природы, например, связь Земли и высших косми­ческих сил, контакты с неопознанными летающими объектами НЛО.

3. Неоориенталистские культы.«Общество сознания Кришны», «Тихоокеанский дзенбуддийский центр», «Миссия Божественного света», «Махарай Джи» и др.

Эти вероучения восточного происхождения, представляющие со­бой западные издания индуистских и буддийских культур. Харак­терной особенностью является антирационалистическая направлен­ность, а также способы психофизического воздействия на человека.

4. Сатанинские группы — «Церковь Сатаны», культы Дьявола и другие разновидности зловещих объединений. Они возвеличива­ют значение зла и насилия, проповедуют общение с мистическими источниками зла — демонами, сатаной. Деятельность этих куль­тов отличается особой жестокостью и таинственностью ритуалов посвящения.

5. Религиозно-мистические культы. Речь идет о распространении оккультных учений, новой магии, спиритизма, астрологии, колдовства, целительства и других. Как отмечают ученые-социологи, за последние годы в России эти культы уверенно лидируют и полу­чают довольно широкую популярность среди населения.

 

Литература основная:

Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. Учебное пособие. Р/д, Феникс. 2001.

Литература дополнительная:

Антес П. Религии современности. История и вера / Пер. с нем. - М.,
2001.

Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. — Ч. — М., 1999.

Баркер А. Новые религиозные движения. — М., 1997.

Вюркле Х. Человек в поисках бога: проблема нехристианских религий /
Пер. с нем. — М., 2001.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учебно-методическое пособие - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: Учебно-методическое пособие. Рогова Н В...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 16. Ислам и современность.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 3. Понятие, элементы и структура религии.
Две традиции в интерпретации слова «религия»: античная и теологическая. Различные подходы в определении понятия «религия» (И.Кант, Э.Тайлор, З.Фрейд, М.Вебер). Классификация определений религии

Тема 1. Религиоведение: понятие, история, предмет, методы.
  Начиная с Х1Х века, среди обществоведческих наук выделилась отдельная дисциплина – религиоведение. Это самостоятельный комплексный междисциплинарный научный проект,

Глоссарий
Адвентизм(лат. - пришествие) - течение в протестантизме, возникшее в США в XIX в., в вероучении которого важное место занимает представление о «втором пришествии» Христа. Крупнейше

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги