Структура философского знания

Структура отношений человека к миру задаёт и внутреннее строение философского знания. В философское знание входят:

1. философская антропология - в широком смысле слова это учение о всеобщих определениях (сущности человека). Если вышеописанная система отношений (схема) ограничена определённой предметной сферой, то можно говорить о существовании в системе философского знания таких разделов как

1 философия права

2 философия искусства

3 философия политики и т.д.

2. онтология - это учение, которое занимается анализом бытия, это учение о принципах бытия и категориях сущего (аристотелевский подход). Центральная категория онтологии - бытие.

3. гносеология - это теория познания.

4. аксиология - это теория ценностей. Она изучает природу и виды ценностей. Сюда входят этика и эстетика как философские дисциплины.

5. культурология - в качестве раздела философии это учение о средствах и способах организации и развития человеческой жизнедеятельности; эти средства и способы в совокупности составляют специфическую реальность, которую называют «второй природой», или культурой.

 

Все структурные блоки философского знания пронизаны стержневой проблемой, которая называется основным вопросом философии. Формулировки этого вопроса самые разные у разных философов.

Классическая для отечественной традиции формулировка этого вопроса принадлежит Фридриху Энгельсу (статья «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»): основной вопрос философии - это вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи, субъективной реальности к объективной реальности.

Впервые в истории этот основной вопрос философии сознательно сформулировал Платон (см. диалог «Софист»).

Этот вопрос приобретает специфические формулировки в разных разделах философского знания: