Сознание идеально, т.е. оно не тождественно

1) тому, что отражается в его образах (не тождественно объективному миру и его связям)

2) тому, при помощи чего происходит этот процесс отражения, т.е. мозгу и физиологической деятельности (соответствующим физиологическим процессам).

Однако противопоставление материи и сознания относительно. Почему?

Возникновение сознания связано со становлением человека и общества, т.е. социальной формой движения материи.

Маркс, Энгельс «Немецкая идеология»: «Сознание уже с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока вообще существуют люди».

М.К. Мамардашвили «Анализ сознания в работах Маркса» // «Как я понимаю философию» (читать).

Энгельс «Диалектика природы»: «Сначала труд, а затем вместе с ним (одновременно) и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг». Это спорное утверждение.

Маркс, Энгельс «Немецкая идеология»: «Язык также древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание, подобно сознанию, язык возникает из настоятельной необходимости общения с другими людьми».

«Язык есть непосредственная действительность мысли».

Самое общее определение: язык представляет собой систему знаков, служащую средством общения и внешнего выражения (объективации) мысли. Элементом языка является знак, т.е. знак - это материальный заместитель предмета, несущий для человека информацию об этом предмете. Знак выражает значение, знак обозначает предмет, а значение - отражает предмет. Язык как система знаков - это материальная реальность.