Тема 7. Религия и право: основные этапы взаимовлияния, особенности, современное состояние
Тема 7. Религия и право: основные этапы взаимовлияния, особенности, современное состояние - раздел Религия, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Религия И Право Являются Системами Социальной Регуляции Поведения В Обществе....
Религия и право являются системами социальной регуляции поведения в обществе. При этом студент должен иметь в виду, что границы их деятельности, формы взаимодействия, специфические полномочия имеют социально-исторический характер и определяются эпохой, этносом. страной индивидуально. Вместе с тем, религия и право имеют общие элементы: ритуал, традицию, авторитетность и универсальность.
Студент должен понимать, что в ходе исторического развития религия и право взаимно дополняли, обогащали друг друга. И если право придавало религии социальное измерение, формируя систему правил её функционирования в обществе, то религия одухотворяла право и заставляла людей ценит его.
На ранних этапах становления религии порядок устанавливался мононормой, представляющей собой нерасчлененное единство не только религиозных, но и зарождающихся правовых и нравственных правил индивидуального и коллективного поведения.
Язычество, как правило, признавало верховным принципом мироздания принцип мировой справедливости. В различных направлениях языческой религии действие этого принципа осуществляется весьма разнообразно: как действие всемирного безличного принципа, которому подчиняются даже боги; как установление определенного божества, отвечающего за миропорядок и т.д.
В доклассовом обществе основными формами древнего правосудия являлись табу и кровная месть, весьма эффективно регулировавшие межличностные и межгрупповые взаимоотношения. Ибо поведенческие «нельзя» и «можно» имели смысл лишь как религиозные предписания. Кровная же месть отнюдь не означала произвол и агрессию в выявлении отношений. И то, и другое – первые в истории человечества средства установления разумного социального порядка. Студенту важно осознать, что их смысл был непосредственно связан с древнейшими верованиями, в которые сплелись элементы фетишизма, магии, тотемизма и анимизма.
В эпоху возникновения монотеистических религий источником справедливости объявляется Бог. А поэтому все, что согласуется с его волей, – правильно, законно и справедливо. Теология довлеет над правовой мыслью.
В заменивших ранние формы религии национальных религиях это особо заметно проявилось в иудаизме. Священное писание – Тора – основной источник еврейского права. Большинство законов Торы относится к сфере гражданского и уголовного права, а не собственно к религии. (Многие юридические нормы евреев были сформулированы и существовали независимо от государства и до его появления). Ибо Бог не только создатель и судья мира, но и его законодатель. В общественном сознании сформировалась своеобразная иерархия – право и закон первичны, а государство и власть вторичны.
В христианстве, где Бог не устрашающий, а любящий и милосердный, сформировались иные, отличные от иудаизма правовые принципы. В XII-XIII вв. западное европейское общество осознало необходимость права как единственного средства обеспечения порядка и безопасности. Правовая мысль развивалась в форме канонического права, оказавшего на европейское (прежде всего романо-германское) право огромное влияние. В России православное церковное право длительное время (с 1721 г.) рассматривало церковь как часть государства. А поэтому весьма широко выходило за пределы внутрицерковной жизни. Понятно, что церковное право сыграло значительную роль в формировании правосознания российского общества и его правовой культуры. Хотя в современной России православное церковное право регулирует лишь внутреннюю жизнь Русской православно церкви.
В мусульманском обществе правила личной жизни возводятся на уровень правовых норм, а правонарушения отождествляются с нарушениями религиозных установлений. Государство, наказывая виновного, выступает с позиций общины верующих, защищающих свои религиозные идеи. Мусульманские правоведы убеждены, что их система права (в отличие от европейской) имеет божественное происхождение и черпает свою силу в воле Аллаха. Теология и право тесно переплетены в исламском обществе. Неудивительно, что принимаемые законы должны строго соответствовать принципам, обозначенным в Коране. «Правильные» законы – исполнение воли Аллаха, а «неправильные» – результат греховного своеволия отдельных индивидов.
Однако в дальнейшем происходит постепенное расхождение религии и права – определяются сферы и способы действия этих социальных регуляторов. Процесс секуляризации (значительно более присущей христианскому, чем мусульманскому миру) способствует отделению религии от морали и права.
В современном демократическом обществе требования религии, как правило, утрачивают общеобязательность. Нормы религии, даже если она имеет статус государственной, уже далеко не всегда устанавливаются государством.
Освоение темы предполагает тщательную проработку источников, основной литературы, а также литературы семинарского занятия № 6. Дополнительный материал содержится в религиоведческих Интернет-ресурсах (№ 2, 4, 5, 7, 8, 9), а также в лекции дьякона А. Кураева «Парадоксы церковного права», изданной издательством Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 2007 г. (DVD video).
На семинарском занятии, посвященном данной теме, целесообразно провести такую интерактивную форму как групповые дискуссии. В результате студентами осуществляется сравнительный анализ наиболее разработанных конфессиональных правовых взглядов, что позволяет лучше усвоить не только некоторые актуальные проблемы религиоведения, но и права.
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для студентов очной формы обучения
направление подготовки 030900.62 Юриспруденция
(квалификация (степень) «ба
Тема 2. Ранние и национальные формы религии. Иудаизм.
Основные причины возникновения ранних форм религии. Фетишизм, магия, тотемизм, анимизм – отличительные особенности и взаимовлияние. Шаманизм – характерные черты. Национальные религии как достояние
Тема 10. Современные неорелигиозные движения и право.
Феномен нетрадиционной религиозности, социально-культурные условия ее возникновения. Типология и характеристика наиболее активных неорелигиозных движений. Социально-правовые особенности их деятельн
ПЛАН АУДИТОРНЫХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. Религия как явление социальной и духовной жизни.
1. Происхождение и сущность религии.
2. Структура рел
Тема 2. Ранние и национальные формы религии. Иудаизм.
Ранние формы религии обычно определяются как фетишизм, тотемизм, магия, анимизм, которые с самого начала своего возникновения во многом взаимообуславливали друг друга. (Хотя ряд исследователей утве
Тема 10. Современные неорелигиозные движения и право
Феномен новых, нетрадиционных религий изучен ещё явно недостаточно. Студент должен учитывать, что, с одной стороны, эти религии рассматриваются как антигуманные, антиобщественные, вредные и чуждые
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Происхождение и сущность религии.
2. Структура религии.
3. Исторические формы религиозного культа.
4. Функции религии.
5. Основные особенности ранних форм рел
ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ
1. Церковь отделяется от государства.
2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или у
От 8 апреля 1929 года
О религиозных объединениях
Всероссийский Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров постановляют:
О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
(с изменениями на 1 июля 2011 года) РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом от 26 марта 2000 года N 45-ФЗ (Ро
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов