Тема 10. Современные неорелигиозные движения и право.

Феномен новых, нетрадиционных религий изучен ещё явно недостаточно. Студент должен учитывать, что, с одной стороны, эти религии рассматриваются как антигуманные, антиобщественные, вредные и чуждые интересам человека. С другой стороны, их представители часто воспринимают свою религию как единственный путь спасения человечества.

В новых религиях проповедуются равенство и братство, избавление от всех невзгод, вечное блаженство, рай на земле. Их характеризует четкая организация, жесткие моральные и поведенческие правила жизни, атмосфера сплоченности и взаимовыручки. В отличие от большинства традиционных религий, неорелигиозные движения развивают энергичную пропагандистскую деятельность. Каждый из верующих ощущает себя миссионером. При этом нередко используются такие формы социальной активности, которые находятся на грани (или за гранью) правовой нормы.

Деятельность некоторых неорелигиозных объединений характеризуется отменой норм морали и права в своих отношениях к «внешнему» миру.
В сознании верующих «мы» часто ассоциируется с идеальными типами,
а «они» – с реальным сообществом, которому гипертрофированно приписываются универсальные человеческие пороки. Интересы отдельного верующего неорелигиозного движения часто понимаются как абсолютно идентичные интересам этого движения в целом. Вопросы же о том, насколько свободен при этом человек, в какой мере соблюдены его гражданские права, обычно даже и не рассматриваются.

 

Студенту важно знать, что успех быстрого распространения неорелигиозных движений в России обусловлен и высоким уровнем используемых психологических технологий (техник обращения личности в группу, формирование покорности руководству, поддержания религиозного энтузиазма, дисциплины и т.д.). Этим они существенно отличаются от писотехник «старых» религий, нацеленных не на ресоциализацию, тем более не на социальную дезадаптацию, а на гармонизацию личности в существующем социуме.

Многочисленность подобных движений обусловила их крайнюю неоднородность как с точки зрения их организационных особенностей, так и в области вероучения. Их вероучения, представляющие собой сочетания самых разнообразных религиозно-философских идей, по своему характеру эклектичны. Искусственное соединение идей из западных и восточных религий порой дополняется современными научными и паранаучными гипотезами.