Тема 2. Ранние и национальные формы религии. Иудаизм.

При изучении ранних форм религии студенту важно обратить внимание на следующее: если фетишизмом чаще всего называют поклонение неодушевленным материальным объектам, которым приписываются сверхъестественные свойства, то тотемизм – отнюдь не вера в сверхъестественные свойства каких-либо животных (растений). Тотемизм основывается на вере в сверхъестественное родство между тотемом и группами людей (родами, племенами). Животные или растения при этом не обожествляются.

Магия же в отличие от фетишизма – не просто поклонение материальным объектам, обладающим сверхъестественными свойствами, а вера в возможность воздействовать на них с помощью колдовских (магических) действий в желательном направлении.

В анимизме отсутствуют сугубо духовные (лишенные каких-либо материальных характеристик) сущности. Ибо первобытный человек не мог представить себе нечто абсолютно лишенное материальных свойств.
Для него душа, дух состоят из особой, тонкой материи, характеризующейся особыми свойствами (проникать сквозь твердые предметы, менять свою величину и вид и т.д.).

Знание особенностей ранних форм религии позволяет глубже и полнее понять последующие направления религиозности. Прежде всего национальной, среди которой иудаизм занимает особо заметное место. Значительную роль на это оказал созданный иудеями Ветхий завет. Особо почитаются его пять первых книг (Пятикнижие Моисея) – Тора.

В отличие от ранних форм религии, при изучении иудаизма студенту необходимо познакомиться не только с религиоведческой литературой
(См. литературу ко 2 семинарскому занятию), но и с текстами Ветхого завета (или хотя бы с их фрагментами). Прежде всего могут быть рекомендованы: Бытие, Исход, Книга Иова, Притчи Соломона, Книга Екклесиаста.
Для изучения данной темы представляют интерес и материалы некоторых Интернет-ресурсов (например, № 4, 22).