Тема 10. Современные неорелигиозные движения и право.

Облегчая ориентирование среди множества новейших религий, студенту необходимо классифицировать эти неорелигиозные движения.
В основе классификации – базисные представления, в зависимости от следования которым каждую конкретную неорелигию и относят к тому или иному направлению.

1. Неохристианское направление, как «новейший» вариант христианства, предлагает уникальную «богооткровенную» истину и единственный путь к спасению человечества. Как правило, это вероучение – продукт индивидуального творчества основателей данных направлений. Здесь особо выделяется «Церковь Богородицы» («Церковь Воскресающей Богородицы»).
Её вероучение, направленное прежде всего против православной церкви, «отменяет» Священное Писание и Священное Предание, заменяя их своим «новейшем третьем заветом».

2. Неоориенталистское направление (лат. «ориенталис» – восточный) представляет собой восточные религии, пересаженные на почву Запада. Положение о том, что за иллюзорным существующим скрыта искренняя божественная природа, которая гармонична и справедлива, – общее для их вероучения. Используя различные способы медитации, они стремятся слиться с этой подлинной природой. Самое значительное из этих направлений в России – Общество сознания Кришны.

3. Сциентистское направление (лат «scientia» – знание, наука) формируется в недрах модернистских увлечений поисками теоретического знания. В данном направлении особо выделяется «Церковь сайентологии», созданная писателем-фантастом Хаббардом. Основы своего вероучения он изложил в книге «Дианетика: современная наука о душевном здоровье». Это синтез учений Фомы Аквинского, З. Фрейда и буддизма, которые окрашены «дианетикой» – наукой о мышлении, или «сайентологией» (наукологией).

4. «Сатанинское» направление возвеличивает зло и насилие, проповедует общение с мистическими источниками зла: демонами и Сатаной. Вероучение и культ данного направления, своеобразного антипода христианства, построены на зеркальном отражении этой мировой религии.
Их учение пронизано крайним индивидуализмом, прагматизмом, эгоизмом, культом силы.

Кроме этого, можно выделить и реабилитирующее религии древности неоязычество, и использующие религиозные и оздоровительные элементы мистико-оздоровительные направления.

Отсутствие по данной теме семинарского занятия накладывает на студента определенные обязательства по самостоятельному овладению темой. В этом ему помогут рекомендованные в качестве дополнительной литературы издания (№ 2, 8, 19), а также соответствующие разделы указанных в списке основной литературы учебников (№ 1, 2, 3, 5, 6, 7). Можно использовать и материалы Интернет-ресурсов (№ 4, 5, 8, 9, 22).