Этнические, общегосударственные

1. Древний Египет — древнейшей формой религии было почитание местных номовых божеств-покровителей. Номы - остатки древних племен, культ номовых богов держался до конца истории Древнего Египта. Каждый ном чтил свое священное животное, которое связывалось с местным богом, сам бог изо­бражался в виде этого животного.

Одна из отличительных черт религий Древнего Египта — зооморфизм, почитание животных.

2. Месопотамия- древние шумеры знали богов-покровителей конкретной местности. Возникшие в III тыс. до н.э. города-государства имели своих покровителей. В центре города находился храм и храмовые комплексы в честь бога-покровителя, во главе города-государства стоял энси — вождь и верховный жрец, управляющий храмовым аппаратом.

Уже в раннюю эпоху происходит процесс, аналогичный процессу древнеегипетской религии: складывается пантеон общих богов, где выделяется троица богов, связанных между собою родст­венными взаимоотношениями: Ану (олицетворение неба), Эа (мудрый и светлый бог), Энлиль (могучий и царственный бог ветра). Боги Месопотамии олицетворяли и природные явления, и со­циальные качества, и виды деятельности. Религию Двуречья отличает от древнеегипетской одна характерная черта — почти полное отсутствие зооморфизма.

3. Древний Китай- для религиозного сознания Древнего Китая связь человека и Верховного божества отлична от той связи, которая существует в иудаизме и христианстве, где она выступает как отношение двух личностей. Культ неба носил при этом не сакральный, а морально-этический характер. Первосвя­щенником Неба, сыном Неба, почитался император.

В эпоху Чжоу была развита система культов, среди которых наибольшей значимостью облада­ли культ земли и культ предков. Культ земли приобрел значение государственного культа, совершался самим императором, который на священном участке земли проводил плугом первую борозду, что символизировало начало нового цикла полевых работ.

Была развита вера в души умерших. В древнем Китае верили в наличие двух душ у человека, одна из которых умирала вместе с телом, а другая отправлялась на небо. Души умерших могли определять будущее живущих на земле и в то же время служили образцом воспитания и деятель­ности. Почитание души умершего трансформировалось в культ предков, который определил та­кую черту китайского мировоззрения, как традиционализм.

4. Древняя Греция - древнегреческая религия была пронизана анимистическими представлениями. Мир, в котором жил древний эллин, воспринимался им одухотворенным. Вся природа была наполнена жизнью, духом, представлялась самим божеством. В ручьях, реках, океанах жили нимфы (нереиды, наяды, океаниды); нимфы населяли рощи (дриады), долины (напей), горы (ореады). Божества населяли все сферы мироздания — землю, море, небо.

Другой характерной чертой древнегреческой религии была ее чувственная близость к человеку, пронизанность красотой. Между человеком и богами не существовало непроходимой пропасти, боги жили здесь же рядом, на Олимпе, часто приходили к людям, были участливы. Интимное, родственное отношение к природе и к богам не представляло трудностей для общения с богом.

Наиболее чтимыми богами и богинями общеэллинского характера были Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон. Верховным богом был Зевс, в образе которого слились черты многих местных божеств.

5. Древний Рим -Религия Древнего Рима, несмотря на ряд общих черт с греческой, отличалась своеобразными чер­тами.

Римляне почитали богов-манов, покровителей семьи и рода, пена­тов, вначале олицетворявших домашнюю житницу или кладовую, а в дальнейшем ставших до­машними духами-хранителями.

По мере складывания Римского государства формировался римский пантеон богов, включав­ший богов тех племен и родов, которые входили в состав римской общины. Римляне выделяли две группы богов — отечественные боги и пришельцы. Среди богов были боги-покровители местной общины, позднее полиса; также боги, олицетворявшие все стороны частной и общественной жизни римлян. Среди множества богов выделялись двенадцать основных: Юпитер, Нептун, Вул­кан, Аполлон,Минерва, Юнона, Венера, Марс и др.

Как и в Греции, в Древнем Риме не было замкнутого жреческого сословия, исполнять обязан­ности жреца мог любой гражданин, удостоившийся избрания.

6. Древний Иран. Зороастризм.Ахура-Мазду - единственный несотворенный бог, который существовал извечно и благодаря своей творческой силе создал все, в том числе и других богов. Ахура-Мазда божество древнеиранских религий, почитался задолго до Заратуштры, но пророк придал ему черты верховного и изначального божества.

Другая идея — это идея об извечном противоборстве сил добра и зла, света и тьмы. Антаго­низм этих противоположных сил определяет все сущее, жизнь людей и движение истории.

Согласно учению Заратуштры, Ахура-Мазда осуществил акт творения в два этапа. Вначале он создал все свободным от телесной оболочки, в духовном, нематериальном виде, затем он придал всему сотворенному материальный вид. Материальное бытие оказалось уязвимо для зла. С самого начала бытия материального мира на него набрасывается злой дух Анхра-Майнью (греч. Ариман), он врывается в материальный мир, нарушая его совершенство. Каждому благому деянию Ахура- Мазды Анхра-Майнью противополагает свое злое деяние.

Резкий дуализм — создание беспокойной мысли Заратуштры — явление уникальное в Древнем мире.

7. Иудаизм -Положение иудаизма в религиозной истории человечества трудно переоценить. Иудаизм — предшественник мировых религий: христианства, ислама, религии Бахай. Идеи иудаизма вошли в содержание этих религий, определив тем самым не только их характер, но и заложив векторность развития религиозной идеи. Иудаизм — исторический посредник, связующая нить между Востоком и Западом.

Иудаизм — религия народа, который сегодня называется «евреи» — общее этническое название тех, кто находится в историческом родстве с древними евреями.

В истории древних евреев четко выделяются два периода: допалестинский и палестинсикй, первый — бытие кочевников-скотоводов, второй — оседлых земледельцев.

В допалестинский период, вероятно, был распространен культ родовых покровителей. Широко был развит погребальный культ. Обряд самоистязания, острижения волос, был развит и скотоводческий культ.

Уже у древних евреев известен обычай обрезания.

Еще в допалестинский период складывается и пантеон богов древних евреев, что свидетельствует о ясном политеизме религиозного сознания древних евреев. Они почитали общих семитских богов.

В созданном в XI—X вв. до н.э. древнееврейском государстве упрочивается положение Яхве. Он становится не просто ведущим, а единственным богом, выступая символом этнического объединения родственных племен в единое целое. В наибольшей степени это выразилось в постройке Иерусалимского храма в честь Яхве во времена правления царя Соломона. Оформляется слой жрецов, состоящий из двух групп — священников и левитов.

В это время распространяется практика добровольного служения Богу. От человека, желавшего стать назореем, требовалась ритуальная чистота: он должен был отказаться от употребления вина, не мог прикасаться к телу умершего, не стриг волос. Назорей почитался святым, ему приписывались вещие знания и необычайные способности.

В период плена и в послепленный период устами пророков была высказана идея богоизбранничества. Идея богоизбранничества — своеобразная форма утешения, развитого в иудаизме.

В период государства Второго храма окончательно сложились основные обряды, праздники и каноны священных книг.