Тотемизм

Тотемизм — целостная система верований, культов, обря­дов, в которых выражается идея кровнородственной связи определенного сообщества людей й оп­ределенной группы животных.

В тотемизме выделяют следующие элементы:

1) вера в связь груп­пы людей (род, племя, семья) с группой животных или растений;

2) вера в тотема-предка, который является прародителем как данной группы людей, так и данной группы животных или растений

3) вера в реинкарнацию;

4) система табу.

Ядром тотемизма как религиозного мировоззрения явля­ется идея зависимости жизни человека (семьи, рода, племени) от воли и желания тотема.

Все названные элементы характерны для развитого тотемизма, который складывался постепен­но и имеет существенные отличия у разных народов первобытного общества.

Тотемизм был тесно связан с характером хозяйственной деятельности первобытного человека — собирательством и охотой, в нем отражалась тесная, интимная связь человека с окружающим ми­ром, с определенной территорией.

У тотемизма были и психологические основы. Тотем выражал власть рода, племени, всякого первобытного общества по отношению к отдельному человеку. Тотемизм, вырастая из особенно­стей хозяйственной деятельности и кровнородственных отношений, играл интегрирующую, объе­динительную функцию в жизни тотемной группы. Подчиняя отдельного человека своей власти первобытный коллектив создавал и условия защищенного бытия.

С тотемом была связана система запретов — табу, которые представляли собой важный меха­низм регулирования социальных отношений. С помощью табу поведение индивида подчинялось интересам коллектива, табу регулировало не только взаимоотношения внутри тотемного коллек­тива, но и его внешние связи с другими тотемическими группами.

Тотемизм включал в себя идею реинкарнации, согласно которой предки вечно воплощаются в своих живых потомков. Все люди — живые воплощения тотемических предков. Это можно ин­терпретировать как стихийное, бессознательное решение первобытными людьми проблемы вечно­сти индивидуального существования. Индивид всегда был больше нежели единичность, ибо пред­ставлял собою единство «я» и тотема.