Религии Месопотамии

Шуме­ры появились в Месопотамии в IV тыс. до н.э. и, выиграв тяжелейшую борьбу с природой, создали удивительную культуру. Они придумали колесо, создали письменность, первыми начали воздви­гать монументальные сооружения — зиккураты, заложили основы ирригации.

Древние шумеры знали богов-покровителей конкретной местности. Возникшие в III тыс. до н.э. города-государства имели своих покровителей. В центре города находился храм и храмовые комплексы в честь бога-покровителя, во главе города-государства стоял энси — вождь и верховный жрец, управляющий храмовым аппаратом.

Уже в раннюю эпоху происходит процесс, аналогичный процессу древнеегипетской религии: складывается пантеон общих богов, где выделяется троица богов, связанных между собою родст­венными взаимоотношениями: Ану (олицетворение неба), Эа (мудрый и светлый бог), Энлиль (могучий и царственный бог ветра). Боги Месопотамии олицетворяли и природные явления, и со­циальные качества, и виды деятельности. Религию Двуречья отличает от древнеегипетской одна характерная черта — почти полное отсутствие зооморфизма.

По мере возвышения Вавилона его покровитель бог Мардук становится главой вавилонского пантеона. Когда власть Вавилона распространилась на юг Месопотамии, он был отождествлен с шумерийским Энлилем и стал называться Бэл Мардук. Он возглавил семь верховных богов, каж­дый из которых имел свой город, свой храм, свои небесные светила, свой день недели.

В эпоху древних государств религия пронизывала все стороны человеческой жизни, религиоз­ные ритуалы и обряды сопровождали все важнейшие события, общественной, государственной и личной жизни. В городах было огромное количество храмов и святилищ.

Наряду с официальной религией были широко распространены земледельческие культы, куль­ты умирающего и воскресающего бога. Культ божеств растительности и плодородия был связан с именами богини Иштар и бога Думузи (Таммузи). Большой популярностью пользовался миф о гибели Думузи, нисхождении его в подземный мир и возвращении на землю.

Важное место в жизни той поры играло жречество. Звание жреца было наследственным. Наря­ду со жрецами были и жрицы — храмовые прислужницы. Жрецы были учеными того времени. Именно их усилиями были заложены основы астрологии и астрономии, разработана двенадцатиричная система времяисчисления, создан календарь.

В Месопотамии была сильно развита вера в низших духов, злых и губительных; это были духи земли, воды, воздуха, демоны, олицетворявшие болезни и несчастья. В связи с этим была развита практика магических заклинаний, ношения амулетов и оберегов.

В отличие от древних египтян, которые разработали практику заупокойного культа, поскольку серьезно относились к загробной жизни, жители Двуречья были более привязаны к жизни на зем­ле. Смерть воспринималась как прекращение бытия, и потому как абсолютное зло.

Поскольку считалось, что личного бессмертия достичь невозможно, для представлений о загробной жизни Древней Месопатамии характерен пессимизм. В сохранившемся произведении «Разговор господина с рабом» высказыва­ется мысль о том, что у всех людей судьба одна: поскольку по ту сторону бытия нет ничего, что бы заслуживало внимания, человеческие деяния суетны и тщетны.

В эпоху Ассирийской империи религиозная система Месопотамии изменилась мало, ассирийцы не внесли ничего нового в религиозные представления, и с падением Ассирии их религиозные взгляды канули в Лету, не оказав влияния на последующую историю религии.