Конфуцианство станет не просто официальной религией и идеологией империи, но ядром китайской культуры.
Творцом конфуцианства является Кун-цзы (Конфуций), живший в 551—479 гг. до н.э.
Понадобилось около трехсот лет, прежде чем его учение привлекло к себе внимание общества.
Суть этико-политического учения конфуцианства состоит в совершенствовании нравственной природы человека. В качестве цели нравственного воспитания человека Кун-цзы формулирует образ совершенного человека — Цзюнь-цзы. Цзюнь-цзы должен обладать двумя достоинствами: «Жень» и «И».
Добродетель «Жень» (человеколюбие) синтезирует идеальные качества человека, воплощает в себе такие нравственные нормы и ценности, как милосердие, скромность, сдержанность, доброта, правдивость.
Добродетель «И» (долг) суммирует определенные моральные обязательства, которые человек добровольно на себя принимает. Чувство долга обусловливается знанием и высшими принципами, но не расчетом.
Для воспитания в себе «Жень» и «И» необходимо знание — «Чжи», которое имелось у предков и которое зафиксировано в древних книгах, поэтому эти книги следует внимательно изучать.
С Чжи связан культ предков, который в рамках конфуцианства получает абсолютный смысл. Культ предков был поднят на уровень символа социального порядка, а потому превратился в первейшую обязанность каждого китайца, стал универсальной и всеобщей нормой поведения. Конфуций утверждал, что тяготы жизни, смута и неурядицы происходят из-за того, что забыты старинные порядки и обычаи и что для исправления дела необходимо к ним вернуться.
В связи с этим он разработал учение о «Сяо» — сыновней почтительности. Философ выделял пять основных видов взаимоотношений:
· император и чиновник,
· отец и сын,
· старший и младший,
· муж и жена,
· отношения друзей.
Эти взаимоотношения регламентируются «Ли» — нормами поведения, этикетными правилами, церемониями, обрядами. Ядром Ли выступает принцип «Синь» (верность), имеющий четкую векторность — вертикаль. Синь — покорность и искренность младшего по отношению к старшему.
Конечно, учение Конфуция — это не религия в ее обычном понимании. Во-первых, характер религии в Китае весьма отличается от религий западных стран, что связано с общей особенностью китайской культуры. На Востоке, в частности в Китае, философское сознание в меньшей степени отгородилось от религии.
Во-вторых, учениками Конфуция его учение было развито в религиозную систему. Сам Конфуций был обожествлен, в честь него строились храмы, с его именем была связана целая система культов и обрядов, ядром которых был главнейший — культ предков.