Религия Древнего Рима, несмотря на ряд общих черт с греческой, отличалась своеобразными чертами.
Римляне почитали богов-манов, покровителей семьи и рода, пенатов, вначале олицетворявших домашнюю житницу или кладовую, а в дальнейшем ставших домашними духами-хранителями. Кроме того, почитался лар — дух-покровитель и семьи, и рода, и местности, и перекрестка дорог.
Семейно-родовой культ был связан с почитанием огня, который в дальнейшем получил общегосударственный характер. Среди древнейших культов были развиты аграрные, связанные с земледелием и скотоводчеством. Марс первоначально почитался в качестве бога-покровителя земледелия, ему был посвящен месяц март, время начала земледельческих работ, и в честь него устраивались празднества; Фавн почитается как покровитель скота, бог пастухов; Аврора — как богиня садоводства и виноградарства.
По мере складывания Римского государства формировался римский пантеон богов, включавший богов тех племен и родов, которые входили в состав римской общины. Римляне выделяли две группы богов — отечественные боги и пришельцы. Среди богов были боги-покровители местной общины, позднее полиса; также боги, олицетворявшие все стороны частной и общественной жизни римлян. Среди множества богов выделялись двенадцать основных: Юпитер, Нептун, Вулкан, Аполлон,Минерва, Юнона, Венера, Марс и др.
Популярна, была Веста —- богиня домашнего очага и семейной жизни, в ее честь воздвигали храмы, где служили жрицы — весталки. Их было шесть, возглавляла общество весталок старшая из них. Весталки — олицетворение и воплощение чистоты, непорочности, девственности, они жили в так называемом Атрии Весты близ храма. Основным занятием весталок было по очереди, днем и ночью, на алтаре Весты в ее храме поддерживать огонь, который был символом ее божественной силы.
В римском обществе весталки пользовались большим уважением и влиянием, им принадлежало право помилования, в театре они занимали почетные места, их сопровождали на улицах как высоких должностных лиц. Весталкой девочка становилась в возрасте от шести до десяти лет. У претендентки на это высокое звание должны были быть живы оба родителя, какой-либо физический порок был препятствием к избранию в жрицы. Со временем отбор становился все строже. Весталку ожидала суровая кара, если пламя на алтаре Весты гасло или если весталка нарушала обет чистоты и целомудрия, ее могли живьем замуровать в подземелье.
Как и в Греции, в Древнем Риме не было замкнутого жреческого сословия, исполнять обязанности жреца мог любой гражданин, удостоившийся избрания.
Наибольшей властью в вопросах религии обладала коллегия понтификов, во главе которой стоял верховный жрец-понтифик. Верховный понтифик осуществлял важные государственные функции: в календы каждого месяца возносил на Капитолии молитвы за благополучие римской державы, а в иды руководил торжественными жертвоприношениями.
Важное место в римской религии и в общественной жизни играла система гаданий (мантика) и предзнаменований. Перед каждым важным событием общественно-политической, военной, гражданской жизни римляне спрашивали богов об указаниях, на основании которых принималось решение. Наиболее распространенными были гадания по полету птиц (ауспиции), гадания по тому, как священные куры клюют зерно, гадание по внутренностям жертвенного животного (гаруспи- ции). Система гаданий отличалась крайним формализмом.
В эллинистическую эпоху в Римской империи утверждается культ императора. Обожествление императоров (вначале посмертное, а потом и прижизненное) началось с Юлия Цезаря, но наибольший размах приобрело в период правления Октавиана Августа. Культ Августа приобрел не только религиозное, но и политическое значение, выступления против него считались как политическим актом, так и греховным деянием. После смерти Август был причислен к богам, а его культ получил распространение не только на Востоке, где он воспринимался как спаситель и благодетель мира, но и в самой Римской империи. Римская религия дожила до IV в. и окончательно была вытеснена победившим христианством.
17. Зороастризм: возникновение, вероучение, культ. Авеста.
Спитамид Заратуштра или, как его называли греки, Зороастр - один из древнейших пророков, основатель одной из наиболее ранних пророческих религий, религий откровения.
Среди восточных племен в роду Спитамы, в семье Пурушаспы родился сын. Уже в детские годы, в возрасте семи лет, что соответствовало традиции индоиранцев, Заратуштра был отдан в обучение священству. После посвящения Заратуштра долгие годы проводит в скитаниях, поисках истины.
Согласно преданию, в тридцатилетнем возрасте, в возрасте зрелой мудрости, Заратуштра получает откровение. Дальнейшая жизнь Зороастра была посвящена развитию учения и его пропаганде. Заратуштре пришлось бежать со своей родины, убежище и признание он нашел в стране правителя Кави Виш- тастла. После этого Заратуштра прожил достаточно долго, был трижды женат, имел шестерых детей и умер в глубокой старости. Согласно пехлевийскому сочинению «Датистан-и-Диник», пророк был убит одним из его врагов, который преследовал его всю жизнь.