Эпоха возникновения буддизма

Буддизм возник и первоначально оформился в северо-восточных районах Индии в VI—V вв. до н.э.

Брахманихм - политеическая религия, распространено жертвоприношение – оно являлось гарантом спасения.

Середина I тыс. до н.э. ознаменовалась радикальными изменениями во всех сферах обществен­ной жизни древнеиндийского общества. В области экономики это была эпоха расцвета земледе­лия.

Это была эпоха, когда все большую роль играли города и городская культура, это было время складывания государств. Из множества государств вскоре выделилось самое крупное и могучее государство Магадха, подъем которого обозначился в начале VII в. до н.э.

Но, быть может, самые удивительные изменения происходили в интеллектуальной и духовной сферах тогдашнего общества. В это время возникают собственно научные дисциплины, бурно раз­виваются и достигают заметных успехов такие отрасли знания, как медицина, астрономия, мате­матика, языкознание.

Это время в Индии возникает и невидимое доселе явление — движение шраманов. При всей мировоззренческой пестроте, шраманы сходились по ряду моментов: они отрицали священство Вед, скептически от­носились к освященной ими социальной и идеологической системе, больше внимания уделяли разработке не метафизических, а этических проблем, закладывали основы рационализма. Главное не выполнять обряды, а хорошо вести себя в жизни – система нравственных идей.

Духовная атмосфера этого времени была пропитана творческими исканиями, возникновением новых нетрадиционных учений.

Широкую популярность в это время приобретают такие направления, как джайнизм и адживизм. Создатель джайнизма Махавира после двенадцати лет аскезы сформулировал принцип своего уче­ния, согласно которому, материя и дух — два извечно существующих начала. Он проповедовал всеобщую одушевленность: растения и даже неорганические предметы наделены душой, отсюда проповедь принципа ахимса — непричинения вреда живым существам. Джайны не употребляют в пищу мяса, а наиболее правоверные пьют только фильтрованную воду, дышат через вуаль, ходят, разметая перед собой дорогу.

Джайнизм провозглашает дуализм: человек имеет две стороны: материальную (аджива) и ду­шевную (джива), связующим элементом их является карман — полуматериальная субстанция, со­пряженная с телом и душой, творящая кармановое тело. Джайнизм представлял собою прежде всего нравственную проповедь, он содержал в себе подробно разработанную теорию морального осквернения и очищения.

Слово «адживика» обозначало аскетов и мудрецов, которые порвали с ортодоксальными док­тринами и вели особый образ жизни (аджива). Адживизм возник в районах северо-восточной Ин­дии, его основателем считается Госала. Для адживизма была характерна проповедь абсолютного детерминизма, предопределенность всех явлений природы и человеческой жизни. Адживики при­знавали бытие всеобъемлющей и безличной судьбы, тем самым выступая против идеи зависимо­сти всего сущего от воли божества, они отрицали эффективность всякого действия.

С их точки зрения, карма представляет собой не воздаяние за грехи или добрые дела, а выраже­ние естественного круговорота вещей. На карму не способны воздействовать ни люди, ни боги. Карма — одно из проявлений судьбы — нияти.

Такова в общих чертах была духовная атмосфера, внутри которой зарождалось учение Гаутамы — создателя буддизма.