Дзэн-буддизм

В Японии буддизм утвердился в XII—XIII вв. вначале в низших слоях общества, затем, когда власть перешла в руки самураев, и в высших. Этика дзэн легла в основу рыцарского кодекса чести бусидо (путь воина), а дисциплинарная практика дзэн использовалась при подготовке самурая.

Дзэн учил, что невозможно полагаться на слова, ибо истину нельзя передать при помощи пись­менного или устного слова, ее можно постигнуть лишь путем внутреннего сосредоточения. В про­цессе безмолвного созерцания на человека внезапно нисходит просветление — сатори, когда че­ловек и познает «истину Будды».

Сатори вовсе не плод долгого изживания в себе привязанности к жизни, а мгновенный акт, бла­годаря которому истина постигается вся, сразу целиком. Тот, кто не достиг сатори, не может знать, что это такое. А кто достиг сатори, не может это выразить, ибо не существует знания о са­тори. Поэтому логика, рациональное рассудочное мышление не ведут к постижению истины. Для этого необходима подготовка, психическая тренировка, умение отрешиться от всех мыслей или сосредоточиться на одной мысли. Но сатори желательно, ибо дает новый взгляд на жизнь, форми­рует новое отношение к действительности.

Сторонники дзэн подчеркивают, что их учение не следует понимать как проповедь пассивности и отказа от активной земной жизни. Один из авторитетнейших специалистов в области дзэн пишет об этом так: «Если определить грубо и практически смысл созерцания в буддизме, то он состоит в выработке привычки удаляться время от времени от превратностей мирской жизни и посвящать какое-то время спокойному анализу собственного сознания». Именно эта сторона учения дзэн в XX в. сделала его популярным во всем мире.

При всех исторических изменениях, при всем многообразии современной жизни буддизма, все они исходят из принципиальных положений, зафиксированных в священных текстах.