Психологические предпосылки
Религия – механизм защиты от страхов. Человек существо противоречивое: с одной стороны, это активно действующий субъект, который может менять условия существования с помощью своей воли. С другой стороны – он все равно объект, который испытывает воздействие среды – он страдает, следовательно нуждается в помощи.
Механизмы облегчения страданий:
· Природный – плаканье
· Социальный – выговаривание
После преодоления страданий человек становится субъектом. Страдания парализуют его волю, ему необходимо утешение и облечение. Религия является механизмом облечения и утешения. Ни одни другой институт общества этим не обеспокоен. Религия появляется из потребности в утешении. Косвенные подтверждения этому – в тяжелые годы количество верующих увеличивается.
Религия будет всегда, так ка человек всегда будет страдать.
Гносеологические предпосылки:
Религия – специфичная форма познания мира человеком.
Есть разные формы знания:
· Наука
· Философия
· Искусство
· Мистика
· Религия
Научные знания конкретны, они дают ответы на частые вопросы, они существуют в мире незнания, пожтому они ограничены.
Религия же рассматривает мировоззренческие вопросы, дает занание смысла бытия и места человека в мире.
Французские провсетители (вольтер, дидро, Руссо, Монтескье) рассматривали религию с точки зрения гносеологии и выделили проблему гносеологических корней религии, то есть особенность человеческого сознания и противоречивость процесса познания, которые делаеют возможным появление религиозных образов.
Гносеологические корни религии:
· Способность к абстрагированию. Понятие бога – результат абстракции. Образ бога – абстракция, совокупность качеств человека, идеальный образ человека вообще..
· Способность к фантазии. Сознание – образ действительности. Но сознание еще и творчество, оно может оперировать с теми образами, которые есть в нем. Образ бога может быть результатом деятельности фантазии.
· Способность к опережающему отражению действительности.Бог – результат ошибок ошибок опережающих действий. Сознание может создавать образы будущего, но они могут не подтверждаться. Следовательно, религиозные образы могут быть результатом деятельности сознания.
Сегодня знание не абсолютное, а множественное. Перед человеком возникает проблема выбора, которую он не любит. А религия дает абсолютное знание, так что не нужно выбирать.