В это время вновь получает широкое распространение учение киников. Кинизм, зародившийся в V в. до н.э. в Греции, в эпоху Империи, оказался созвучным умонастроению времени. Для этого учения, выражавшего интересы низов и рабов, была характерна проповедь космополитизма: у раба нет ни отечества, ни патриотических чувств.
В учении кинизма большое место занимали утопические идеи: киники грезили об обществе, лишенном рабства, основанном на свободном труде. Они вели аскетический образ жизни и пропагандировали индивидуализм. Римский кинизм возродил идеи раннего радикализма, киники обличали диктатуру и террор, выступали с резкой критикой императоров и всех власть имущих.
Широкое распространение получают идеи стоицизма, для которого характерна проповедь аскетизма, космополитизма и фатализма. «Судьба ведет тех, кто хочет и тащит тех, кто не хочет»,— говорил Эпиктет, тем самым выразив общее умонастроение стоицизма.
Но в недрах стоической философии зарождалось иное понимание человека и человеческих взаимоотношений. В рамках античного сознания, которое привычно делило человечество на людей и варваров, постепенно зарождается представление о том, что раб тоже человек. А это вело к утверждению человеческого отношения к рабу, человеческого не в смысле гуманности, а в смысле изменения принципиальной установки: раб не говорящее орудие, не вещь, а человек и потому к нему следует относиться не как к вещи, а как к человеку. Лозунг Христа: все мы рабы божьи, все мы братья.
В религиозной жизни Римской империи того времени складывается Культ императора. Обожествление реального, земного человека -— идеологическое выражение новой формы правления, которая основывалась не на наследственном праве, а на личном авторитете правителя, признаваемом сенатом и народом. Социально-психологической основой Культа императора была надежда народных масс на лучшее будущее, приход которого связывался с образом Сотера — спасителя.
Сначала богами именовались умершие императоры, затем стали обожествлять гениев императоров и самих правящих императоров. Традиция обожествления правителя, зародившаяся на Востоке, стала утверждаться в Риме во времена Августа. Поклонение императору носило и политический характер, соблюдение культа — проверка на благонадежность.
Обожествление живых правителей в определенной мере способствовало распространению в народе верований в возможность появления человека, обладающего божественной силой, который с помощью этой силы сможет уничтожить зло и насилие.