Новые общины

Во времена Империи создаются общины, которые пытаются осуществить жизнь на новых прин­ципах человеческих взаимоотношений.

Со II в. до н.э. существовало религиозное общество в районе Мертвого моря, известное как кумранская община. Кумраниты не признавали власти и авторитета иудейских первосвященниковков, себя называли Новым союзом. Ядром их учения была идея непримиримой борьбы добра и зла, «сынов света» и «сынов тьмы». Кумраниты верили в скорое решительное столкновение «сынов света» и «сынов тьмы», в результате которого последние будут уничтожены. В ожидании этого часа, кумраниты жили замкнутой общиной. Во главе общины стоял руководитель.

Важное место в учении кумранитов занимали мотивы социальной критики реальной жизни, они выступали против богатства и угнетения, стремились построить жизнь внутри общины на правах равенства. Однако полного равенства не было, общиной управляли жрецы, младшие подчинялись старшему, внутри общины была достаточно жесткая дисциплина.

Между общинами кумранитов и первыми христианскими общинами достаточно много общего. Но были и существенные отличия, которые касались как вероучения, так и устройства общины.

· Кумраниты верили в грядущий приход спасителя, христиане же полагали, что он уже приходил.

· Кумранская община проводила четкую грань между своими последователями и оппонентами; принцип любви, который они проповедовали, касался лишь круга приверженцев, христианские же общины призывали любить всех,

· кумранская община была замкнутой, она не принимала больных и убогих, христианские общины бращались к униженным и обездоленным, их общины были открыты для всех.

Моменты сходства христианских общин и общин типа кумранской, в свою очередь, свидетельствуют о том, что поиск новых форм жизни, сообществ людей, взаимоотношения между членами которых основывались бы на идеях равенства и любви, был выражением общественной потребности. Христианство, таким образом, родилось в ответ на нужды времени и под влиянием целого комплекса причин экономического, социально-политического и духовного характера.