Жан Кальвин (1509—1564 гг.) развернул свою деятельность в Женеве, создав здесь своеобразное теократическое общество. Строгий аскетический устав, повседневная придирчивая опека за согражданами, запрещение петь светские песни и танцевать, смерть за нарушение церковной жизни, как ее понимал Ж.Кальвин, — все это превратило Женеву в подобие монастыря.
Ж. Кальвин застал протестантские идеи уже сложившимися, он стремился выразить их в систематической, жесткой форме. Ж. Кальвин отрицал иерархическое устройство церкви, верховную власть Римского папы, упростил и удешевил церковь и культ.
Он сформулировал учение о предопределении — провиденциализм (от лат. provideo — предвижу, предусматриваю), согласно которому еще до рождения каждому человеку Богом уготована судьба, которая не зависит от отправления культа. Узнать волю Бога человек не может, но в то же время личный успех, богатство, непреклонность к идейным и политическим противникам могут считаться знаками божественного избранничества.