В допалестинский период, вероятно, был распространен культ родовых покровителей. Широко был развит погребальный культ, у древних евреев был распространен обряд ингумации, при котором тело зарывали в землю. Обряд самоистязания, острижения волос, свидетельства чего находятся, в частности, в книгах пророков, дает возможность говорить о широко распространенной вере в существование души и духов
Был развит и скотоводческий культ, с которым были связаны и праздники, в частности, праздник весеннего жертвоприношения первого приплода стад — пасех. Со скотоводческим бытом были связаны и многочисленные пищевые табу.
Уже у древних евреев известен обычай обрезания, истоки его не ясны, но, по всей видимости, он приобрел символическое значение в допалестинский период.
Еще в допалестинский период складывается и пантеон богов древних евреев, что свидетельствует о ясном политеизме религиозного сознания древних евреев. Они почитали общих семитских богов. Особенно почиталсся Эл (Элоах), верховный бог.
Многообразие богов несло в себе возможность асакрализации самой идеи бога, делало возможным и панибратское к ним отношение, и переход из стана в стан, что, видимо, и происходило.
Широко была развита система жертвоприношений, жертвами были животные: овцы, козы, быки. Характерной особенностью древних религий сирийско-палестинского региона было распространение человеческих жертвоприношений: в жертву божеству приносили первородных сыновей. Жертва представляла собой сожжение на костре — молек. Особое место в древнееврейском пантеоне богов занимал бог Яхве. Его имя означает «Сущий»; называть имя Бога запрещалось, вместо этого говорили и читали Адонай (Господь мой).
Есть одна существенная черта в религии древних евреев, которая отличает эту религию от других. Эта черта связана с образом и деятельностью Моисея. В его деятельности четко проявилась тенденция монотеизма. Согласно библейскому преданию, Моисей на горе Синай заключил завет с Яхве, вручившим ему скрижали с десятью заповедями.
Первые четыре из них представляют собою нормы, регламентирующие отношение Бога и человека. Реформа Моисея — стремление установить принципы религиозно-этического монотеизма. Процесс этот был сложен, внутренне драматичен и противоречив, достаточно вспомнить библейский сюжет о том, как в гневе, спустившись с Сиона со скрижалями, Моисей разбил их, ибо увидел, что народ вновь обратился к поклонению идолам. Но, раз возникнув, идея единого Бога не погибла, получила свое развитие и завершение в религии иудаизма, хотя для этого потребовались столетия.