Послепленный период. Период Второго храма

Иудея, как и Израиль, пережила трагическую судьбу, она пала под ударами Нововавилонской империи. В начале VI в. до н.э. Навуходоносор II несколько раз нападал на Иудею. Иерусалим был разрушен, Иерусалимский храм уничтожен, наиболее активная часть иудейского общества была уведена в Вавилонский плен. Иудея опустела, государства с таким названием больше не сущест­вовало.

Вавилонский плен продолжался более пятидесяти лет. Лишь когда персидский царь Кир II раз­громил Новый Вавилон, евреи вернулись на родину и, получив разрешение от персидских владык, восстановили Иерусалим и Иерусалимский храм.

Государство Второго храма — государство теократи­ческое. Из плена была привезена Тора (Учение), которая была освящена и объявлена законом жизни, следовать которому надо неукоснительно. В это время иудаизм окончательно приобретает свои классические черты. Идея монотеизма была развита до своего логического завершения. Согласно религии иудаизма, Яхве — единствен­ный Бог, творец и вседержитель. Укрепились позиции жречества. Это была замкнутая наследст­венная каста. Жертвоприношение возможно было только в Иерусалимском храме.

В период плена и в послепленный период устами пророков была высказана идея богоизбранничества. Надо отметить, что если в речах пророков допленного периода слышалось обличение и высказывалось предупреждение о Божьей каре, то в речах пророков эпохи плена главным мотивом было утешение. Они говорили о том, что народ понес справедливое наказание, но отчаиваться не стоит, ибо Бог милосерден и в своей любви не оставит избранный им народ. Если в религиях большинства других народов утешение заключается в обещании будущей за­гробной жизни, то в иудаизме идея утешения связана с жизнью земной. Идея богоизбранничества — своеобразная форма утешения, развитого в иудаизме.

Одним из важнейших законов нового государства было запрещение браков евреев с неевреями. Политика национальной изоляции и устройство государства по законам рели­гиозной общины, быть может, является одной из причин, которая способствовала тому, что не­смотря на трагические удары судьбы и долгое отсутствие государственности, еврейская культура не исчезла.

В период государства Второго храма окончательно сложились основные обряды, праздники и каноны священных книг.