Священной книгой иудаизма является Библия, точнее, первая ее часть — Ветхий Завет. Завершенный вид Ветхий Завет приобрел в I—II вв. до н.э., тогда был установлен окончательный вариант, получивший название «Масоретская библия» (от евр. «масора» — традиция), официальное название которого Танах.
Танах делится на три части.
1. Первая — Тора(древнееврейское: учение, закон), в ее состав входят пять книг:
· Бытие
· Исход
· Левит
· Числа
· Второзаконие
2. Вторая часть — Невиим(Небиим) или Пророки, включает в себя 21 книгу. Кроме собственно пророческих книг, сюда входят книги Иисус Навин, Судьи Израилевы и Четыре Книги Царств.
3. Третья часть — Хсубим(Ксубим), включающая в себя 13 книг, различных по содержанию, идейной направленности, художественным достоинствам. Среди них выделяют 5 книг, называемых Мегиллот, которые зачитываются по великим праздникам: Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст, Эсфирь.
Таким образом, в канонический состав Ветхого Завета (Танах) входят 39 книг.
В переводе с греческого biblia означает «книги», то есть Библия — это собрание многих и разных книг. Слово «завет» — договор между Яхве и евреями. Таким образом, в священной книге иудаизма подчеркивается одна из характернейших ее черт — идея богоизбранничества. Ветхий Завет,— прежде всего, священная книга, в ней излагаются основные положения иудаизма.
Но культурное значение Ветхого Завета не ограничивается только этим. Книги, вошедшие в канон Ветхого Завета,— великолепный исторический документ, они содержат данные по истории древнееврейского государства, культуры, религии. Они рассказывают о социальной структуре, ценностных ориентациях, обычаях и традициях людей далекого прошлого.
Книги Ветхого Завета — это и своеобразный памятник философской мысли, они воплотили тот своеобразный характер и уровень философского мышления, который был характерен для культуры, породившей их. Среди ветхозаветных книг есть книги, основное содержание которых — результат философского осмысления таких сторон человеческой жизни как смысл истории и смысл человеческого бытия, проблема добра и зла, соотношение человеческого поведения и ответственности, греха и наказания. Наконец, Ветхий Завет — явление эстетической культуры. Он представляет собою уникальное создание художественного гения народа, исторические судьбы которого зафиксированы на его страницах.
Ветхий Завет — не единственное собрание священных текстов. Большое место в истории иудаизма играл и играет Талмуд.
Талмуд — это изложение правовых норм, религиозных предписаний, законов судопроизводства, богословских рассуждений о культе и догматах, нравственных поучений, сказок, легенд, притч, мифологических представлений. В Талмуде выделяют две части:
· Галаха — законы, касающиеся религиозной, семейной, гражданской жизни,
· Агада — собрание мифов, легенд, сказок.