Время крещения Руси — 988 г.— момент единого процесса, который не просто расширял пространство христианского мира, а завершал это движение. Русь становилась восточной границей христианского мира, который к этому времени изживал свои апокалипсические ожидания, вырабатывал новые ценностные ориентиры.
Крещение Руси — рубикон, разделяющий два этапа в развитии религии, знаменующий переход от языческой религии, анимистической и политеистической, к религии монотеистической.
Языческая религия наших далеких предков представляла собою мозаику верований, культов при отсутствии развитого учения; даже мифология была, видимо, развита в недостаточно систематизированном виде, отсутствовало целостное миропонимание. Это была религия природы, выражающая еще тесную, по сути интимную связь человека с природой. Боги, которым поклонялись славяне, едва-едва приобретали антропоморфные черты, их функции были еще не определены, даже изображение их в виде идолов было распространено не повсеместно.
Языческие боги, как об этом свидетельствует история всякого народа, не обладают вечностью бытия и не способны решать те задачи, которые предъявляет им история. Смена форм религий — закономерное явление исторического развития религиозного сознания. Но здесь возникает вопрос о времени и необходимости этой смены, что заставляет нас рассмотреть третий аспект проблемы.
Время правления киевского князя Владимира I — своеобразный период в единой истории нашего отечества, в нем завершалось одно время и начиналось другое. Ему нужно было объединить все народы и создать новое государство — Киевская Русь. В качестве ядра объединения должна была выступить религия.
Но силу своей множественности и локальной привязанности языческие боги были неспособны образовать единый общенациональный культ. Самой силой логики исторического процесса Владимир принужден был искать новые пути и формы, которые обеспечили бы нужное единство народа и государства.
Выбор веры — сознательное деяние Владимира. Владимир хотел избрать лишь ту религию, которая в наибольшей степени будет соответствовать привычному образу жизни и принятие которой не потребует слишком радикальных изменений.
Итак, князь Владимир сделал выбор. Что же определило выбор в пользу Византии? Выбор Владимира был предопределен совокупностью причин.
· давние и крепкие связи (экономические, политические, культурные) между Русью и Византией.
· сравнительная отдаленность католических центров, и близость Византии, что облегчало миссионерам последней осуществлять свою деятельность на землях Руси и затрудняло делать то же самое посланникам Рима, хотя их прибытие в Киев не вызывает сомнений у историков.
· реальное положение Византийской церкви, которая со времен императора Константина, то есть с самого начала своего легального положения, занимала место слуги светской власти.
· практика богослужения на родном языке, что делало новую веру понятной и не столь чуждой.
Реальная история молодой Киевской Руси не только внутри себя взрастила потребность в православной религии, но и создала объективные условия для ее реализации.
Культурные последствия принятия христианства трудно переоценить. Христианство вводилось как единая, общегосударственная религия, которая должна была сплотить в единое целое различные племена, вошедшие в состав Киевской Руси. Христианство подходило для этой роли, поскольку проповедовало равенство народов перед Богом. Тем самым христианство выковывало духовное единство, способствовало формированию национального самосознания.
Византийское православие принесло новые принципы морали, определяющие человеческое поведение, другую, нежели языческая, систему нравственных ценностей. Жизнь на основе христианских принципов привела к утверждению гуманистических тенденций, к осознанию ценности человеческой личности, формировала такие структуры человеческого духа, как совесть и чувство вины.
Христианство оказалось мостом, связующим отныне культуру Руси с культурой Византии и с Античным миром. Киевская Русь, тем самым, становилась в ряд с государствами, находившимися в поле христианской культуры.