Старообрядчество в истории русской культуры

Реформы Никона не изменили вероучения, но они внесли заметные изменения в обрядность. Всего было введено 19 изменений в чин богослужения, некоторые из них оказались совершенно неприемлемыми для значительной части духовенства и рядовых верующих.

· Имя Христа ранее писалось — Исус, Поместный собор под руководством Никона обязал писать через два «и» — Иисус, что приближалось к греческому произношению имени Христа.

· Ли­тургия ранее заканчивалась двойной («сугубой») аллилуйей: «Аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». Было постановлено произносить тройную («трегубую») аллилуйю.

· Раньше крестное зна­чение творили двумя перстами —"они символизировали двойственную — божественную и чело­веческую — сущность Иисуса Христа; Собор постановил творить знамение тремя перстами — во 1мя Отца, Сына, и Святого Духа.

· Крестный ход совершали «посолонь» — по ходу солнца, что символизировало Иисуса Христа: значит — по его пути; было постановлено совершать крестный ход против хода солнца — навстречу Иисусу.

· Восьмиконечный крест на просфорах было указано заменить на четырехконечный.

· были отменены лествицы (четки), употреблявшиеся три чтении молитв.

Важным изменением было установление назначать священников, а не избирать, как это было раньше. Зависимость священнослужителей от высшего духовенства, от официальной иерархии резко возросла.

Эти изменения, не затронувшие духа православия, вызвали протест, который привел к расколу церкви на никониан и старообрядцев.

Движение старообрядчества не было единым, уже в конце XVII в. оформились два основных на­правления — поповщина и беспоповщина. Появление беспоповцев было вызвано объективные обстоятельствами. Сразу же после раскола старообрядцы столкнулись с острейшей проблемой священства. Рукополагать в сан священника мог только епископ, но к расколу примкнул только епископ Павел, который вскоре был сослан и пропал. Рукополагать в сан стало некому.

Первое время старообрядцы обходились теми священниками, которые примкнули к расколу но, хотя вначале их было немало, время и возраст брали свое. Часть старообрядцев принимал беглых попов, но их становилось все меньше и не все верующие им доверяли. В силу этого большая часть старообрядцев осталась без священников — беспоповцами.

Вскоре среди них начались споры по ряду важных проблем. Как быть с браком, если венчание без священника невозможно? Как быть с детьми, пусть даже рождеными в браке, но не крещеными, ибо крестить их некому? Возносить ли молитвы за царя, если царь не то еретик, не то антихрист? А ведь в то же время еще апостол Павел сказал: «Нет власти, аще не от Бога».

Вместо церквей стали строить часовни и молельни, вместо священников служили прихожане числа начитанных в Писании и твердых в вере старообрядцев, обряды или не совершались, или свершались по малому чину.

Одни пошли на компромисс, так, например, поморцы, одним из основателей которых был Анд­рей Денисов, допускали молитву за царя и брак без попа. От поморцев откололись последователе Феодосия, осуждавшего брачную жизнь и молитву за царя, они стали называть себя федосеевцами и в конце XVIII в. основали Преображенское кладбище в Москве — один из важнейших центр старообрядчества.

Из поморского же согласия выделились новопоморцы и филипповцы: новопоморцы стали со­вершать таинство брака сами, без попов, а филипповцы вовсе отказались от брака и молитвы за царя. После самосожжения Филиппа и наиболее фанатичной части его последователей филипповцы распались на ряд мелких толков и согласий.

Поповцы, не отказавшиеся от признания священников и их ведущей роли в богослужении и старавшиеся сохранить связи с обществом и государством, тоже не представляли собой единого направления. Поповщина, первоначально существовавшая как беглопоповщина, в дальнейшем распалась на белокриницкую иерархию, беловодскую иерархию, церковь «древнеправославных христиан».

31. Возникновение религии Ислам. Мухаммед. «Столпы веры»

Ислам — третья по времени возникновения и вторая по численности последователей мировая религия Возникновение ислама стало событием мировой истории, оно способствовало становлению новой своеобразной мусульманской культуры.

Возникновение и первые шаги ислама связаны с деятельностью пророка по имени Мохаммад. По поводу историчности основателя ислама не велись столь долгие и страстные споры, как это бы­ло в отношении Гаутамы и Иисуса. Уже самый первый взгляд на Мохаммада являет нам черту, которая существенно отличает его от создателей буддизма и христианства. Он никогда не называл себя богом, как Иисус, его никогда не возводили в ранг божества ученики и последователи, как это случилось с Гаутамой; всегда и для всех сторонников ислама Мохаммад был человеком и только человеком, хотя и особо почитаемым.

Датой рождения Мохаммада считают 570 г., хотя документально подтвердить это трудно. Уже с самого начала судьба была неблагосклонна к Мохаммаду. Незадолго до его рождения умер, воз­вращаясь с торговым караваном из Сирии, его отец. Смерть отца была первой в череде ■ смертей, которые сопровождали Мохаммада в младенческие и отроческие годы. Едва он достиг 6 шести лет, как умерла его мать. Дед был слишком стар и умер через два года.

Забегая вперед, отметим, что смерть еще не раз будет наносить удары Мохаммаду в самые от­ветственные моменты его жизни. В младенчестве умрут его сыновья, уйдут из жизни его любимая жена Хадиджа и дядя по отцу Абу Талиб в тот самый момент, когда их поддержка нужна была более всего.

После смерти деда Мохаммада взял в свою семью Абу Талиб, сын которого Али не только под­ружится с Мохаммадом, но и станет одним из первых, кто признает учение пророка и последует за ним.

По рождению будущий создатель ислама принадлежал к влиятельному племени курейш. Однако столь высокое происхождение не избавило Мохаммада от неустроенности и бедности, ибо род, к которому он принадлежал — ха-шим — был уже изрядно обедневшим.

Мохаммад с детства отличался повышенной эмоциональностью и способностью впадать в экс­татический транс.

Абу Талиб, в семье которого воспитывался Мохаммад, отправляясь с караванами в Сирию, часто брал его с собою. Скорее всего, именно тогда Мохаммад познакомился с различными верова­ниями.

Добросовестный, энергичный, предприимчивый Мохаммад по рекомендадн Абу Талиба стал приказчиком у богатой вдовы Хадиджи и вскоре, несмотря на разницу лет (Ха- диджа была на пятнадцать лет старше) стал ее мужем.

Согласно преданию, в одну из ночей девятого месяца лунного календаря рамадана (рамазана) 610 г. Мохаммаду явился архангел Джебраил (Гавриил) и от имени Аллаха возложил на него обязан­ность сообщить соотечественникам повеление Всевышнего. Это был момент избранничества Мохаммада. Он колеблется, сомневается, отказывается, но архангел настойчив

Две доминантные идеи пронизывают начальный период проповедничества Мохаммада:

· идея единого Бога

· и идея Страшного суда.

При этом Мохаммад не устает подчеркивать, что он — лишь пророк Бога, что он только передает слово Аллаха, что он — Мохаммад — первый покорившейся воле Аллаха. Слово «ислам» как раз и означает покорность, предание себя воле Аллаха.

Сама по себе мысль о едином Боге для времени Мохаммада не была новой, но у него идея еди­ного Бога — Аллаха — представляет собой утверждение нового взгляда на мир и человека. Здесь выражалась идея духовного родства людей. Для тогдашнего аравийского общества, разделенного на племена и роды, это было принципиально новым подходом к человеку.

Но не сразу после откровения Мохаммад решился обратиться к людям. Вначале он сообщил о своей миссии Хадидже и домочадцам. Домашне-семейная проповедь продолжалась несколько лет, прежде чем Мохаммад открыто выступил перед мекканцами. Первое публичное выступление не принесло успеха. Мекканцы отнеслись к его призывам прохладно, а последующая настойчивость Мохаммада вызывала не только смех, но и откровенную неприязнь.

Напряженность между сторонниками Мохаммада и его противниками нарастала, принимая по­рою весьма острый характер и, чтобы избежать столкновений, часть последователей пророка была вынуждена эмигрировать в Эфиопию. Но и такие меры не смягчали отношений. Положение груп­пы Мохаммада обострилось до крайности после смерти Хадиджи и Абу Талиба, которые, благода­ря своему богатству и личному авторитету, обеспечивали защиту пророка. Мохаммад предпринял попытку найти понимание и поддержку в соседнем городе Таифе, обратившись к жителям с просьбой о предоставлении убежища. Попытка оказалась безуспешной, более того, ему самому не без труда удалось выбраться оттуда.

Двенадцать лет продолжалась проповедническая деятельность Мохаммада в Мекке и хотя после­дователей было уже несколько сотен человек, ему и его сторонникам пришлось покинуть этот го­род. В сентябре 622 г. Мохаммад с преданными ему приверженцами переселился в г.Медина. Хиджра, так был назван переезд, с середины VII в. считается начальной точкой му­сульманского летоисчисления.

Хиджра, как рубикон, разделила жизнь Мохаммада на две части. В Мекке он был гонимым пророком, осыпаемым насмешками и презрением, окруженным враждебными противниками, ко­торых не смогли переубедить его яркие, полные поэзии и силы речи. В Медине он стал во главе дисциплинированной группы последователей — уммы, правителем, имеющим не только духов­ную, но и административную власть.

Здесь, в Медине, была построена первая мечеть, так называемая «Мечеть Пророка», определившая в дальнейшем конст­руктивные принципы строительства мечетей. Именно здесь были окончательно оформлены ос­новные заповеди ислама, разработаны основные культовые положения.

Скончался Мохаммад в 632 г., в полной мере сумев осуществить свое предназначение, сделав главное, в чем нуждалось его время: он объединил арабов на основе нового принципа, сформули­ровал исходные положения религии, которая в конце XX в. является одной из наиболее распро­страненных в мире.