Религия бахай

Истоки этого религиозного направления уходят в сороковые годы XIX в. Материнской средой религии бахай явился ислам шиитского направления на территории Ирана. Зародившись как сектантское направление шиитского ислама, религия бахай сегодня претенду­ет на статус мировой. И если, быть может, не по количеству своих приверженцев (община бахай насчитывает чуть больше шести миллионов членов), то по характеру своих идей, основных положений, по динамике развития и по общественной активности она вполне может быть признана мировой религией.

Религия бахай проповедует единство человечества, основывающееся на равенстве людей. Принцип единства человечества занимает центральное место в мировоззрении бахай. Они утвер­ждают, что в процессе исторического развития человечество прошло ряд стадий: семья — род — племя — государство — нация — человечество. Последняя стадия — дело грядущего, к наступле­нию которого и призывают бахай. Грядущее мировое единство, единое человечество — цель раз­вития истории, форма ее зрелости.

Идея единства пронизывает и понимание сущности религии. Все религии, утверждают бахай, божественны по своему происхождению, все они сообщены Богом в его Откровениях, которые давались в разное время, в разных странах и на разных языках. Ни одна эпоха не оставалась без руководства Бога, который управлял миром через пророков, посылаемых на землю. Бог последо­вательно, с определенной ритмичностью посылал пророков, которые, приходя в мир, излагали От­кровение на понятном людям языке и в соответствии с их уровнем сознания и научных представ­лений.

Пророк основывал свою религию, в рамках которой Бог имел определенное имя, а сама религия представала в конкретных системах, поочередно сменяющих друг друга. Кришна — Авраам — Зороастр — Моисей — Будда — Иисус — Мохаммад — Бахаулла — такова цепь последовательно приходивших пророков. Человечество ожидает последнего, который сможет соединить людей, живущих ныне в рамках национальных разграничений, в единое человеческое общежитие. Среди принципов, жизненно необходимых для достижения единства человечества, религия бахай выде­ляет следующие:

а) отказ от каких бы то ни было предрассудков;

б) обеспечение полного равенства мужчин и женщин;

в) осознание единства и относительного характера религиозной истины;

г) устранение крайних проявлений бедности и богатства;

д) обеспечение всеобщего образования.

Религия бахай исходит из признания целостности культуры, в которой гармонически объеди­нены религия и наука. Между религией и наукой нет и не может быть антагонизма, всякие формы конфронтации, которые возникали между ними, являлись результатом предрассудков, суеверий, недостаточного уровня научного знания.

Бахай утверждают бессмертие и уникальность человеческой души, которую нельзя одурмани­вать алкоголем и наркотиками, которую необходимо взращивать ежедневными молитвами, осво­бождающими душу от привычных рамок и открывающими для нее для новые возможности. Бахай дают свою интерпретацию известным идеям христианства — второму пришествию Иисуса Хри­ста, Страшному суду, концу земного бытия.

Для практической организации единства мира и управления им бахай, в соответствии с указа­ниями Бахауллы, создали Всемирный Дом Справедливости. В его состав входят девять человек, переизбирающиеся каждые пять лет с участием всех национальных духовных собраний бахай.

Международная организация бахай активно сотрудничает с ООН на путях достижения мира на Земле, обеспечения прав человека и полного экономического и социального развития народов планеты. Сообщество бахай имеет совещательные права при Экономическом и Социальном Сове­те ООН, представителей при штаб-квартирах ООН, активно участвует в программе по проблема:: экологии, ведет разработку создания единого дополнительного языка, который должен способст­вовать объединению всех людей планеты.