Нетрадиционные религии и культы XX века

Понятие «нетрадиционные религии и культы» некорректно, поскольку всякая религия, в пери­од своего возникновения и формирования в ее отношении к традиции может быть названа нетра­диционной (ранний буддизм, раннее христианство и т.д.). Сегодня этим термином описывают множество религиозных движений, сект, направлений, которые возникли и возникают в XX в.

Картина этих верований чрезвычайно пестра, единой классификации нет, но наиболее популярной является точка зрения, согласно которой во множестве современных нетрадиционных верований, выделяют следующие группы:

· возникшие в рамках христианства, неохристианские направления, неоевангельские;

· направления, сформировавшиеся на основе восточных культов и религиозных идей, неоориентализм;

· сайентологические (наукообразные) направления;

· неомистические, оккультные и эзотерические направления.

Появление нетрадиционных религиозных верований в XX в. вызвано сложным комплексом со­циальных, социокультурных, психологических причин. Стихийные процессы развития общества, кризисы, поражающие экономику отдельных стран, все большее ощущение экологической угрозы, возможность ядерной войны, способной привести к самоуничтожению человечества — вот благо­датная среда, которая взращивает новые религиозные представления.

Современный мир не может избавить людей от ощущения отчужденности, заброшенности и бессмысленности существования, что приводит к поискам наиболее совершенной системы ценно­стей, которая противостоит современным культурным ценностям и общепринятым нормам.

При всех различиях, которые существуют между отдельными религиозными направлениями, сектами, вероучениями, для них являются сходными некоторые моменты.

· Наличие харизматического лидера, объявляющего, что он обладает новым откровением;

· образование тесной группы людей, объеди­няющихся по образу «семьи», «коммуны», члены которой обязаны жить по строго установленным лидером правилам.

· широкое использование техники контроля за поведени­ем «обращенных», включающей требование полной изоляции от внешнего мира, проповедь отказа от активного общественного производительного труда.

Очень многие секты и направления пропагандируют апокалиптическое умонастроение, зани­мают конфронтационную позицию по отношению к господствующей системе социальных связей, освящаемых старой религиозной традицией. Для многих сект характерен иррационализм и мисти­цизм, вера в скрытые тайны человеческого духа, культ бессознательных стихийных влечений и интуитивных побуждений. Своеобразием отличаются ритуальная деятельность и формы религи­озных организаций.

Среди нетрадиционных религий наибольшую известность и популярность приобрели Церковь Унификации и Международное Общество сознания Кришны, которые к тому же отличаются ак­тивной миссионерской деятельностью.

Основателем первой является выходец из Южной Кореи Сан Мьюнг Мун, который объявил се­бя «третьим Адамом», претендуя на роль нового мессии. В деятельности Церкви Унификации большое место занимает финансово-предпринимательская деятельность.

Общество сознания Кришны отличается антиинтеллектуализмом, широкой практикой психо­физического воздействия на человека. Оно представляет собою западный вариант традиционных восточных идей, которые оказались привлекательными для западного мира, ориентированного на утилитарно-прагматическое отношение к человеку, и в противовес этому обращает внимание на внутренний мир человека.