Особенности русской иконописи

Преодоление ненавистного разделения мира, преображение Вселенной во храм, в котором вся тварь объединится так, как объединены во едином Божеском Существе три лица Св. троицы,- такова та основная тема, которой в древней русской живописи все подчиняется.

Нет сомнения в том, что эта иконопись выражает собой глубочайшее, что есть в древне-русской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших, мировых сокровищ религиозного искусства.

Ее господствующая тенденция - аскетизм, а рядом с этим несравненная радость, которую она возвещает миру. Говоря об аскетизме русской иконы, невозможно умолчать о другой ее черте, органически связанной с аскетизмом. Икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, а потому подчинена его архитектурному замыслу. Отсюда изумительная архитектурность нашей религиозной живописи: подчинение архитектурной форме чувствуется не только в храмовом целом, но и в каждом отдельном иконописном изображении: каждая икона имеет свою особую внутреннюю архитектуру, которую можно наблюдать и в непосредственной связи ее с церковным знанием.

Положив начало совершенно особой форме искусства, иконописцам Руси предстояло не только освоить новые принципы и манеру письма, но и самостоятельно дорабатывать все детали этого своеобразного искусства.

Кроме того, что на Руси основная часть икон писалась по дереву, другой особенностью иконописи был подбор красок. Да, кое-что было перенято у Византии и канонически закреплено в русской школе иконографии. Но, ни один мастер своего дела никогда не будет слепо идти по уже проторенной тропе, копируя ранее созданные шедевры. Так получилось и с иконописью. Придерживаясь установленных канонов древнерусские живописцы привносили в церковное искусство собственное понимание колорита. Естественно, что наибольшее предпочтение отдавалось многочисленным оттенкам синего, как цвету неба, а значит и Божьей благодати.

Как противопоставление умиротворению Царствия Небесного выступают в иконописи багровые и пурпурные тона, символизируя гнев Божий и низвержение в бездны преисподней. Так же, красный цвет – цвет крови – наиболее часто символизировал страдания, претерпленные Христом ради народа. Кроме того, ни одна икона не обходилась без золота, как воплощения вечного света, принесенного в мир Спасителем.

В разные периоды, различные школы вносили свое видение цвета в иконографию. Но неизменным оставалось одно: многообразие тонов, умение распределить их таким образом, чтобы максимально усилить впечатление от написанного образа. Вопреки установленным Византией приглушенным тонам, древнерусские иконописцы всеми силами стремились к ярким, насыщенным краскам. И к XIIIв. наблюдается их явная победа над задумчивыми, мистическими полутонами, столь любимыми Константинополем.

Именно благодаря ярким краскам, а иногда даже опасно резким переходам и очертаниям, древнерусская икона выглядит более динамично, не смотря на сдержанные позы и умиротворенно-сосредоточенные лики святых. Именно в этот период создавалось больше всего икон, посвященных какому-либо событию.

Однако к XVIIв. предпочтения иконописцев резко меняются, иконы приобретают более глубокие, даже мрачноватые тона, часто с преобладанием черного и оттенков коричневого.

Современная иконопись вобрала в себя все, достигнутое предыдущими поколениями мастеров, с равным успехом используя техники и колорит прошлых поколений, а так же создавая собственную манеру письма, объединяющую если не все, то многие направления иконописи.