Ведийская культура и религия

Расселение индоевропейцев в Индо-Гангской равнине сопровождалось сложными межэтниче­скими процессами. Общество, которое здесь возникло в первоначальный период, отличалось сла­бой социальной дифференциацией, сохранением многочисленных черт патриархального быта. Во главе племени стоял раджа (военный вождь и предводитель), но рядовые члены племени прини­мали активное участие в решении общеплеменных дел. Главой семьи считался отец, род продол­жался по мужской линии, но женщины пользовались большим почетом. Институт рабства отсут­ствовал, главным занятием было скотоводство.

В поздневедийский период (X—VIII вв. до н.э.) произошли радикальные изменения во всех сферах жизни древнеиндийского общества. Развивалось земледелие, появились города, вместо племенных союзов складывались государства, менялось политическое и социальное положение основной массы народа, его самоуправление все больше ограничивалось. Четкие черты принимала социальная дифференциация, сложились четыре основных слоя: жречество, племенная военная аристократия, полноправный народ (общинники) и низшая категория населения, включая рабов.

Ведийская религия — сложный, постепенно оформившийся комплекс религиозных и мифологиче­ских представлений с сопутствующими им ритуальными обрядами. Это была синкретическая ре­лигия, в которой переплелись в сложный клубок религиозные традиции разного происхождения и характера.

Ведийская религия политеистична, с явно выраженным антропоморфизмом. Однако в ней ие­рархия богов не получила завершения, функции и качества отдельных богов ясно не определены. Основные идеи ведийской религии изложены в священной литературе.

Ведийская литература — колоссальное собрание разнообразных текстов, возникавших на про­тяжении почти десяти столетий (1500—600 гг. до н.э.) и вобравших знания обо всех сторонах жизни людей Индии того времени.

Ведийская литература — литература откровения (шрути буквально означает «слышание»), бо­жественное откровение, переданное древним мудрецам-риши: по традиции она делится на не­сколько собраний:

· Веды,

· Брахман,

· Араньяки,

· Упанишады.

Веды (веда — священное знание) — общее название отдельных текстов, так называемых самхит: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.

Ригведа — самый первый и величественный памятник древнеиндийской культуры — представляет собою собрание гимнов, объединенных в i десять книг (мандал). Главное содержание Ригведы — гимны, обращенные к различным божест­вам. Гимны восхваляют подвиги богов, взывают к богам о даровании богатства, потомства, долгой жизни, процветания. Гимны воспринимались в качестве важнейшего средства воздействия на бо­жество в системе отношений «человек — бог».

Боги Ригведы разделяются по трем сферам. В небесной сфере царствуют Ушас, Сурья, Варуна; в воздушной, которая символизирует связь земного и небесного миров,— Ваю, Рудра, Индра; в земной — Агни, Сома. Ряд гимнов посвящен абстрактному общему принципу, который господ­ствует над всем и которому подчиняются не только люди, но и боги, это универсальный космиче­ский закон — рита, лишь благодаря рита движется солнце, рассвет прогоняет тьму, меняются вре­мена года.

Основой ведийского культа было жертвоприношение, с помощью которого человек обращался к богу, чтобы исполнились его желания. Жертвоприношение всесильно лишь тогда, когда оно ис­полнено правильно. Обычно жертвоприношение заключалось в том, что богов приглашали сесть у костра на подстилку из священной травы и угощали едой и питьем, как почетных гостей, а в огонь бросали ячменные зерна, лили масло. Полагали, что жертвы вместе с огнем уносятся в небеса. Жрец выступал посредником между богом и людьми, и от правильного проведения им обряда за­висел успех. Ведийское мировоззрение было пронизано идеей глубинной связи ритмов природы с ритмом жертвенных действий, нарушение последних было чревато нарушением естественных процессов.

Тождество небесных явлений и человеческих действий вело к тому, что понимание рита вклю­чало в себя не только представление о космическом законе, но и этические представления; рита — это и процесс, который руководит течением человеческой жизни, определяя рождение и смерть, счастье и несчастье.

Если рита — бесстрастный закон, то его носителем и защитником выступал бог Варуна — один из самых значительных божеств Ригведы. Варуна — блюститель нравственных законов, каратель за грехи и преступления. Гнев Варуны вызывался грехом, который понимался как преступление против его повелений.

Наряду с огнем важнейшим элементом ведийского ритуала был священный напиток сома. Хмельной сома — напиток бессмертия, его пили боги: кроме того, сома исцелял людей от болез­ней, а также служил источником вдохновения для поэтов. Сома не только сок, но и растение, из которого он приготовлялся.

Кроме богов в ведийский период признавалось существование разнообразных сверхъестест­венных существ, прежде всего это были аеуры — противники богов, ведущие против них посто­янную войну, и ракшаеы — злые демоны на земле, противники людей.

Важными являются гимны, в которых говорится о творении Вселенной из космического жертвоприношения. В девяностом гимне десятой мандалы описывается грандиозное создание мира из существа-гиганта Пуруши. Из его отдельных частей возникли земля, небо, солнце, растения, животные, люди, ритуальные предметы, варны и сами гимны. Пуруша предстает как начало, в кото­ром «все прошлое и все будущее».

Мотив о создании мифа из тела Пуруши, отдельные скептические высказывания не выводят все же религию ведийского периода за рамки ритуализма. Эта религия еще достаточно проста и сво­дится к системе жертвоприношений. Идея о загробном мире едва-едва намечается, представления о душе, отличной от тела, еще нет.