Брахманизм

Брахманизм как система рели­гиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики — прямой наследник ведической религии. Однако брахманизм — явление уже новой эпохи.

Брахманизм выразил идею кастового устройства, он освятил разделение общества на четыре зарны:

· брахманов,

· кшатриев,

· вайшьев

· шудра.

Были детально разработаны и закреплены системы ограничений и запретов, регулирующих общественную жизнь. Брахманы становятся ведущим социальным слоем, сосредото­чившим в своих руках всю полноту религиозной и светской власти.

Меняется пантеон богов, появляются новые боги, как правило, носящие абстрактный харак­тер. Это, например, Вена, в которого все погружается и из которого все возникает, Кала — время, Кама — любовь, сексуальное влечение, Прана — дыхание. На первое место выдвигается Брахман. Он рассматривается как некая высшая сущность, лежащая в основе мироздания, постепенно он приобретает атрибуты верховного божества, утверждается, что «все боги заключе­ны в нем, как коровы в коровнике».

Составной частью этого учения является идея круговорота жизни и связанная с нею идея кар­мического закона. Представление о круговороте жизни, которое толкует человеческую жизнь как моментальную форму бесконечного перерождения, имеет свое происхождение в анимистических представлениях аборигенных жителей Индии.

Наметки сансары находятся в Брахманах, но лишь Упанишады развили и абсолютизировали эту мысль, используя ее в качестве основополагающей для объяснения закона кармы, привязав тем самым атман к процессу вечного перерождения и де­терминации будущего. Будущее представляется результатом предшествующей истории, взятой в нравственно-этическом аспекте. Только тот, кто делает добрые дела, живет в согласии с дейст­вующими нравственными законами, родится в будущем как брахман, кшатрий или вайшья. Тот же, кто не был добр, родится в низшей варне, или даже его атман приобретет форму тела растения или животного. Идея кармы удовлетворительно объясняла проблему добра и зла. Она внушала мысль, что все зависит только от самого человека, страдания и несчастья сегодняшнего бытия ко­ренятся в самом человеке, точнее, в его нравственном бытии в предшествующих перерождениях.

Таким образом, брахманизм в отличие от ведийского мировоззрения наполняет религию этиче­ским содержанием. Но в то же время ядром религиозной жизни является жертвоприношение, осу­ществление которого было в руках брахманов.