рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

БИБЛИОТЕКА ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

БИБЛИОТЕКА ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ - раздел Религия, ...

БИБЛИОТЕКА

Геральд Блюм

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Перевод А.Б.Хавина

Предисловие 1. ВЛИЯНИЕ ВНУТРИУТРОБНОГО ПЕРИОДА И РОДОВ Теории внутриутробного воздействия Родовая травма

Предисловие

Теории личности увеличиваются в количестве словно при эпидемии чумы. Болезнь может принять форму типов или черт, факторов или полей, канализаций или катексисов. В отличие от эпидемий, однако, теориям позволено свирепствовать, не подвергаясь проверке. Они больше похожи на забаву для доктора, которого интересует само насекомое, а не попытка раскрыть, почему умирают жертвы укуса. Прогноз в таких случаях должен предполагаться и быть руководящим принципом.

Короче говоря, мы сталкиваемся с распространением якобы теорий и недостатком необходимой проверки. Попытки проверять и опровергать существующие концепции кажутся далеко менее привлекательными, чем соблазн фабриковать новые. Еще большего осуждения заслуживает факт, что теории, казалось бы потенциально зрелые, даже не излагаются в систематической форме, способствующей исследованию. Настоящая книга написана с целью содействовать заполнению пробела.

Чтобы приблизиться к задаче создания по-настоящему весомой теории личности, представляется разумным начать с организации в единую структуру тех теорий, которые получили некоторый кредит доверия в области их приложения. Для большинства профессионалов, чья работа тесно связана с личностной сферой, психоаналитическая теория, понятая в самом широком смысле, вероятно, является самой ценной. Социальные работники, психиатры, клинические психологи среди других сплошь и рядом руководствуются психоаналитическими принципами в повседневной практике. Если автор в дальнейшем считает оправданным сужение масштаба обозрения (что, очевидно, имеет место), он также исходит из факта, что психоаналитическая теория, по всеобщему мнению, наиболее всеобъемлющая из личностных теорий. С другой стороны, мало причин оправдываться относительно ограничения усилий только на этой теории. Она представлена многими разновидностями, как покажут последующие страницы.

В книге приблизительно две трети объема посвящено изложению различных психоаналитических теорий личности. Понятно, что содержание не может быть новым и не может в полноте отражать первоисточники. Предполагаемая уникальность вклада состоит в способе размещения и организации материала в целях облегчить сравнение различных теоретических позиций по тем же самым вопросам. Прежде всего в подготовке рукописи необходимо было решить задачу построения основной структуры, релевантной всем теориям. Для реализации этого намерения наиболее подходящим показалось изложение взглядов в соответствии с хронологической последовательностью формирования личности. Кроме того, исходным, естественно, был факт традиционного обращения авторов-психоаналитиков к процессу развития. Такая структура, следовательно, обоснована и тем, что адекватная теория, в конечном счете, должна способствовать пониманию, предсказанию и контролю за проявлениями поведения.

Наблюдение за становлением личности в течение ряда лет влечет разделение на возрастные уровни, начиная с возможных пренатальных воздействий и влияния родов вплоть до формирования структуры характера у взрослых. Непрерывность перехода от одного уровня к другому показана, насколько это возможно, единообразием принципа описания содержания отдельных возрастных периодов: формирование эго и супер-эго; психосексуальное развитие; отношения с другими людьми и механизмы психологической защиты. Каждый раздел начинается с изложения фрейдистских воззрений, затем следуют взгляды ранних и поздних отступников от ортодоксального психоанализа. Остается надежда, что в дальнейшем организация материала могла бы быть улучшена.

В этом месте следует остановиться, чтобы дать краткую характеристику тем, кто занимает видное положение в тексте. Мысль, что психоаналитическая теория изошла от лица Зигмунда Фрейда (точнее, из губ его пациентов) незадолго до начала нашего столетия, не будет большим откровением для читателя. Почти в равной мере известна плеяда "ранних отступников" в период второго и третьего десятилетий двадцатого века: Адлер, Юнг и Ранк. Позднее начался подъем различных "неофрейдистских" движений. Эти и другие исторические особенности, значимые в оценке эволюции психоанализа, достаточно полно документированы (56, 61, 65) и не относятся напрямую к данной работе.

Важно, однако, попытаться прояснить различия между современными ортодоксами и неофрейдистскими теоретиками. Существует мнение, что в настоящее время каждый является неофрейдистом. Имеется в виду выход из моды многих оригинальных повсеместно распространенных формулировок Фрейда. Отношение Фрейда к влиянию культуры значительно изменено во взглядах такого видного ортодоксального последователя, как Отто Фенихель. Но неофрейдисты идут еще дальше. Они возражают по вопросам, подобным теории либидо, метафорическим концепциям Фрейда и ортодоксальному акцентированию раннего психосексуального развития. Не учитывая позиции по этим проблемам, неофрейдисты сами представляют гетерогенную группу. Возможно, наименее запутанным способом знакомства будет простое называние лиц, обычно причисляемых к неофрейдистам: Карен Хорни, Эрик Фромм, Гарри Салливан, Абрам Кардинер, Клара Томпсон. К противоположному лагерю относится Мелани Клейн, лидер британской школы психоанализа, которую считают, согласно многим ее формулировкам, "большей последовательницей фрейдизма, чем сам Фрейд". Наряду с Фрейдом и Фенихелем в так называемой "ортодоксальной" группе следует упомянуть таких видных деятелей, как Анна Фрейд, Ричард Стерба, Филис Гринейкр и Хайнц Гартман. Более трудно определить место Эрика Эриксона и Франца Александера, чьи теории близки к ортодоксальной позиции, но также граничат с неофрейдистской.

Попытка сконцентрировать и синтезировать такие различные точки зрения, которые, к сожалению, изначально этого не подразумевают, неизбежно приводит к погрешности упущений. Некоторые читатели могут почувствовать за непропорциональным местом, отведенным разным теоретикам, оттенок дискриминации. Ортодоксальной психоаналитической теории, поскольку она наиболее тщательно разработана, воздается львиная доля. Несчастным, кто чувствует их любимого ягненка плохо постриженным, я приношу искренние извинения. Происшедшее не преднамеренно. Любая обида этого рода, я надеюсь, может быть приписана моей глубокой неприязни к толстым томам.

В итоге, текст представляет собой сжатое описание взглядов искушенных психоаналитиков на развитие личности, материал излагается поэтапно в соответствии с возрастными уровнями ребенка. Само представление материала основано на фактах и объективно. Следует указать, что многие психоаналитические определения остались за пределами книги, особенно в области психотерапии и психопатологии.

Сейчас вернемся к банальной истории, с которой мы начали. Психоаналитические воззрения, судя по их популярности в сферах приложения, кажутся обещающими в построении обоснованной теории личности. Первым предполагаемым шагом к отдаленной цели является обеспечение осмысленной организации содержания. А что дальше? По мнению автора, вторая фаза должна состоять во всесторонней оценке существующих концепций с целью выбора достойных для будущих исследований. Это работа не одного человека. Она требует сочетания усилий клиницистов, экспериментаторов, логиков, создателей теорий. Но, может быть, для автора допустима вольность и вторжение в эту замечательную область, без любых претензий на возврат к систематическому просвещению. Такое потворство своему желанию выражено в "Примечаниях", разделах, следующих в конце каждой главы.

Примечания занимают треть тома и задуманы в качестве критических. Они прежде всего ориентированы на возможность научного исследования изложенного материала. В примечаниях кратко резюмированы результаты имеющихся экспериментальных исследований, приводятся наводящие на размышления данные из смежных областей, наподобие антропологии и теории научения, анализируются логическая непоследовательность и семантическое смешение, сравниваются частично совпадающие мнения. Поэтому, позаимствовав фразу из "Нью-Йоркера", примечания могли бы быть озаглавлены "Научные комментарии отовсюду". Доказательства пока ничтожны и полной, хорошо скомпонованной теории не получается. Возможно, однако, время обобщений еще не пришло. Перед тем как бесконечные концепции в головоломной проблеме создания теории личности можно будет объединить, необходимо выяснить, какие части загадочной картинки вырезаны точно, а где соскользнула рука мастера.

Книга предназначена следующим группам читателей: аспирантам и студентам-психологам, студентам психиатрам и социологам, всем изучающим родственные дисциплины, а также профессионалам в этих областях. Описательные разделы интересны всем, тогда как примечания предназначены в первую очередь для тех, кто собирается в исследованиях ориентироваться на психоаналитическую теорию.

Геральд С. Блюм

 

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Глава 1

ВЛИЯНИЕ ВНУТРИУТРОБНОГО ПЕРИОДА И РОДОВ

ТЕОРИИ ВНУТРИУТРОБНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Гринейкр

Фоудор

Фоудор (20) считает влияние внутриутробного периода на развитие личности гораздо большим, чем Гринейкр, и его воззрения далеко отстоят от других аналитиков. Он отводит исключительное место пренатальным условиям и родовой травме, видит в них биологическую основу, обусловливающую многие формы невротического поведения. Фоудор заявляет, что Отто Ранк первым сделал попытку "биологизировать" психоанализ, но отмежевывается от Ранка, объявляя свой подход клиническим, а его – философским. Аргументы Фоудора основываются прежде всего на анализе фантазий и сновидений в процессе его частной практики – так называемых "пренатальных сновидений".

Согласно Фоудору, внутриутробные сновидения не всегда отражают состояние восторга – жизнь нерожденного ребенка не обязательно непрерывное блаженство. Он зависит от количества кислорода и пищевых веществ в крови матери, выведения из ее организма побочных продуктов обмена веществ. Множество материнских несчастий способны нанести вред и ослабить организм ребенка перед рождением, являясь причиной начала постнатальной жизни с каким-либо недостатком. Существенную травму развивающемуся плоду наносят интенсивные половые сношения родителей, последствия которых прослеживаются в сновидениях в течение всей жизни.

В целях обоснования пренатального существования Фоудор вводит понятие "организмическое сознание", которое представляет глубочайший уровень разума – возможно, самую основу бессознательного. Он пытается отвести обвинения, что из-за отсутствия нервной связи между матерью и ребенком плод не может испытывать невзгоды при страданиях матери (см. прим. 3). Ключом к дилемме, по утверждению Фоудора, являются экспериментальные работы в области телепатии в Университете Дьюка. Он считает, что благодаря существованию телепатии становится легко понять, как нежные и здоровые чувства матери оказывают целебное влияние на психику плода и подобным образом одиночество нежеланного ребенка прослеживается к психической изоляции в матке (см. прим. 4).

РОДОВАЯ ТРАВМА

Фрейд

Согласно Фрейду (23), первым постулировавшему психологическое значение процесса рождения, организм при рождении переходит из относительно спокойного и мирного окружения в сокрушающую ситуацию. На новорожденного обрушивается огромное количество стимулов, и он не обладает адекватным способом их переработки. Новорожденный не может использовать защитные механизмы, чтобы оградить себя и, следовательно, оказывается под воздействием потока возбуждений. Эта первая опасная ситуация становится прототипом или моделью для более поздней тревоги. Связующим звеном является отделение, которое при рождении носит чисто биологический характер, а позднее выражается в психологических и символических формах.

Ранк (57) отличается от Фрейда тем, что отводит центральную роль в развитии личности родовой травме. Он рассматривает рождение как глубочайший шок на физиологическом и психологическом уровнях. Этот шок создает резервуар тревоги, порции которой освобождаются на протяжении всей жизни. Причина любых неврозов состоит в сильной тревоге при рождении, поздняя тревога может быть интерпретирована в ракурсе родовой тревоги – не просто как модели, а в качестве первоисточника. Отделение от матери представляет первичную травму, и последующие отделения любого рода приобретают травматическое качество. Например, кормление подразумевает отделение от груди, страх кастрации означает отделение пениса. Младенец действительно сознает отделение при рождении и формирует визуальный образ. Иллюстрацией служит ужас перед женскими гениталиями, происхождение которого прослеживается к визуальным впечатлениям, полученным при рождении.

Согласно Ранку, любое наслаждение имеет в качестве конечной цели воссоздание внутриутробного первичного блаженства, рая, утраченного при рождении. Наибольшее удовольствие достигается посредством сексуального акта, который представляет символическое воссоединение с матерью. В сексуальном акте мужчина идентифицирует себя с пенисом, возвращающемся в материнскую матку, тогда как женщина получает удовольствие, идентифицируясь с ее собственным неродившимся ребенком. Препятствием к удовлетворению служит родовая тревога, сигналящая об опасности возвращения в материнское лоно.

Ответ Фрейда Ранку

"Особое подчеркивание важности родовой травмы не оставляет простора для обоснованного анализа этиологической роли конституциональных факторов.… Фрейд также отрицает психологическое значение родовой травмы в следующем… "Что представляется "опасностью"? Акт родов является объективно опасным для жизни... Но психологически…

Гринейкр

Фоудор

Фоудор, как мы видели, подчеркивает первостепенное значение внутриутробного опыта и родовой травмы в развитии личности. Переход от пренатальной жизни к постнатальной является, по его мнению, испытанием, сравнимым по серьезности со смертью. Фоудор утверждает, что страх смерти фактически возникает при рождении; оба события по сути подобны и в бессознательном обозначаются взаимозаменяемыми символами. Травматический опыт рождения настолько ужасен, что природа позаботилась о вытеснении его из детской памяти. Многие символы пережитого при родах страха универсальны и могут быть сразу опознаны. Наиболее распространенные фантазии сновидений, в которых родовая травма заявляет о себе, следующие: ползание через узкие отверстия; врастание в землю, погружение в грязь или песок; раздавливание и сжатие; утопление; засасывание водоворотом или утаскивание крабами, акулами, крокодилами; страх быть проглоченным дикими животными или монстрами; кошмары удушения или захоронения заживо; фобии увечья или смерти.

В качестве резюме Фоудор предлагает положения, которые он называет четырьмя принципами пренатальной психологии:

1. В повседневной жизни роды являются травматичными почти в каждом случае.

2. Продолжительным родам сопутствуют большая родовая травма и более серьезные психические осложнения.

3. Интенсивность родовой травмы пропорциональна повреждениям, которые ребенок получает во время родов или сразу после появления на свет.

4. Любовь и забота о ребенке непосредственно после родов играют решающую роль в уменьшении длительности и интенсивности травматических последствий (прим. 5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На значение самого рождения указывают Фрейд, Ранк, Гринейкр и Фоудор. Позиция Фрейда представляется наиболее консервативной. Он упоминает о… Ранк отводит родовой травме центральную роль, рассматривая ее как шок,… Гринейкр занимает промежуточную позицию между Фрейдом и Ранком по данному вопросу. Она допускает присутствие…

Глава 2

ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ НОВОРОЖДЕННОГО

Ортодоксальная психоаналитическая теория наделяет новорожденного инстинктами, либидо, появляющейся дифференциацией уровней сознания, интригующим резервуаром, называемым "ид", и, наконец, состоянием, описываемым как первичный нарциссизм. В главе рассматриваются традиционные определения этих понятий наряду с воззрениями психоаналитически ориентированных теоретиков.

ИНСТИНКТЫ И КОНЦЕПЦИЯ ЛИБИДО

Ортодоксальная биологическая ориентация: Фенихель и Стерба

Ричард Стерба (63) определяет инстинкт как "психическое отображение постоянно активного стимула, возникающего в теле и переходящего в психику… Фенихель (18) описывает три характеристики инстинкта: 1) цель; 2) объект; 3)… Фенихель классифицирует инстинкты на две группы: 1) имеющие отношение к простым физическим потребностям; 2) связанные…

Неофрейдистская культурологическая ориентация: Томпсон и Салливан

Неофрейдисты, однако, имеют определенное мнение относительно потенциала личности новорожденного. Гарри Салливан (64), например, следуя за Адлером,…

ВОЗЗРЕНИЯ НА ИНСТИНКТ СМЕРТИ

Фрейд

Фрейд первоначально разделил инстинкты на две категории: 1) инстинкты самосохранения или эго-инстинкты; 2) сексуальные инстинкты. Исторические особенности развития взглядов Фрейда подробно очерчены Томпсон (65), и здесь нет надобности касаться этого вопроса. Конечным итогом стало разделение на инстинкт жизни – Эрос и инстинкт смерти – Танатос. Инстинкт жизни включал либидо и часть инстинктов эго; инстинкт смерти представлял новую отдельную концепцию, такую же важную, как теория Эроса. Инстинкт смерти активируется сразу при рождении и выражается в тенденции к возвращению органической жизни в предшествующее неорганическое состояние. Процесс жизни подразумевает напряжение, а влечение к смерти преследует цель освобождения от напряжения. Новая концепция помогла Фрейду объяснить самодеструктивные побуждения (напр., самоубийство), агрессию по отношению к другим (напр., война) и компульсивные наклонности повторения ранее болезненного опыта. Все психические феномены, таким образом, получали объяснение в понятиях слияния или смешения двух инстинктов.

Фенихель

Агрессивные влечения, с другой стороны, не имеют своей собственной цели, но скорее представляют способ реагирования на фрустрацию. Если устойчивость…

Томпсон

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ИД

Ортодоксальный подход

Определение и значение бессознательного. Бессознательное определяется как огромная область психической жизни, которая никогда не была сознательной… "Предположение о существовании бессознательного способствует… Доводы Фрейда в пользу бессознательного:

Неофрейдистский подход

Критика более частного характера относится к мнению Фрейда о совместном нахождении в бессознательном вытесненного опыта и сил ид, которые как-то…

ПЕРВИЧНЫЙ НАРЦИССИЗМ

Фрейд: ортодоксальная точка зрения

Фрейд в работе под заглавием "О нарциссизме" (1914) пытается обосновать концепцию первичного нарциссизма дедуктивным методом из наблюдений… "При наблюдении отношения любящих родителей к ребенку мы не можем не…

Гринейкр: отношение нарциссизма к тревоге и рождению

Процесс рождения способствует трансформации расслабленного, относительно дремлющего нарциссического состояния плода в первичный нарциссизм…

Фромм: неофрейдистская точка зрения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Еще одной важнейшей составляющей личности новорожденного является бессознательное – краеугольный камень психоаналитической теории. Влияние… Ортодоксальная теория приписывает новорожденному также состояние, называемое…  

Глава 3

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

После рождения начинается быстрое развитие организма в разных направлениях. Считается, что широта и разнообразие развития на первом году жизни играют огромную роль в формировании личности. Эти особенности косвенным образом облегчают организацию излагаемого в книге материала. Сейчас мы можем принять схему, в рамках которой будут представлены периоды развития личности, включая юношеский возраст.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭГО И СУПЕР-ЭГО

Ортодоксальное определение: архаическое эго

Способность к различению между собственной личностью и окружением сосредоточивается вокруг попустительства и депривации в удовлетворении… Фенихель (18) уподобляет перцептивные процессы младенца восприятию психотиков… Самоуважение. Первым регулятором самоуважения является снабжение питанием (в широком смысле) из внешнего мира. Процесс…

Теоретические представления Мелани Клейн

Салливан: прототаксический модус

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Ортодоксальный подход: оральная стадия

Прегенитальный период может быть охарактеризован несколькими стадиями развития. Эти фазы не четко отграничены, они постепенно переходят одна в… Основная цель этого периода состоит поэтому в наслаждении аутоэротической… Думается, оральный период, следуя примеру Абрахама (1), можно разделить на две фазы. Первая фаза только что описана,…

Позиция Клейн

Модификация ранней тревоги осуществляется посредством либидо и отношений к реальным объектам. Даже самый ранний поворот от материнской груди к…

Позиция Юнга

Воззрения неофрейдистов

"Оральная стадия детерминируется, главным образом, биологическим развитием. Новорожденный в основном представлен "ртом". Наиболее… Более того, характер мира, с которым "контактирует рот", не…

Эриксон: оральная зона, инкорпорирующий модус

1. орально-сенсорная, которая включает апертуры лица и верхний отдел пищеварительного тракта; 2. анальная, включающая органы выделения экскрементов; 3. генитальная.

Глава 4

ПЕРИОД ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

Между одним и тремя годами ребенок расстается с инфантильными способами приспособления и активно отстаивает свое особое место в мире. В этом периоде быстро развиваются его способности: ходить, говорить, думать, контролировать сфинктер и тому подобное. Параллельно возрастают навыки восприятия и движения, усложняется сфера межличностных отношений.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭГО И СУПЕР-ЭГО

Ортодоксальные воззрения: Фенихель

1. управление двигательным аппаратом тела; 2. возникновение функции суждения. Главные характеристики моторного развития заключаются в овладении ходьбой, речью и правилами туалета. Способность…

Неофрейдистские воззрения: Салливан

Паратаксическое искажение случается в межличностных отношениях, когда ребенок реагирует на других на нереалистической основе. Это искажение… Аутистический язык. Согласно Салливану (64), овладение языком играет… Трудности, с которыми ребенок сталкивается в овладении языком, иллюстрируются смешением предметов, картинок и слов.…

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Ортодоксальная точка зрения: анально-садистическая стадия

Во второй фазе ребенок в большей степени наслаждается задерживанием, чем выделением фекалий. Одна из причин состоит в открытии, что задерживание…

Неофрейдистские воззрения: Томпсон и Салливан

Салливан (64) связывает анальные функции с влечением к превосходству и стремлением к безопасности. Как крик изначально был могущественным…

Эриксон: анально-уретральная зона, задерживающий и элиминирующий модусы

В новых социальных модальностях этого времени акцентируются "разрешение уйти" и "задерживание". Нарушения в анально-уретральной…

ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ

Ортодоксальная точка зрения

Физиологическая основа приобретает общий для всех людей характер посредством отношений, связанных с правилами туалета, так как открываются полные… Предполагается, что анальная фаза также свидетельствует о действительном… С другой стороны, фрустрации, вызванные преждевременными попытками тренинга, крайне настойчивыми принуждениями,…

Теория Салливана

Разнообразные "я-ты" паттерны. Межличностные отношения паратаксического модуса характеризуются разнообразными "я-"ты"… На самом деле, большинство детей не проявляет явной жестокости. Типично…

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Создается впечатление, однако, что два новых привнесения относятся к этому возрастному уровню.

Отрицание в словах и действиях: Анна Фрейд

"Я припоминаю здесь книгу стихов английского писателя, в которой восхитительно описано соприкосновение фантазии и реальности в жизни… Любопытно, что взрослые готовы использовать этот самый механизм во… Многие подарки, которые преподносят взрослые, содействуют той же иллюзии. Маленькая дамская сумочка, крошечный зонтик…

Установление согласованности: Салливан

Заключение

В обсуждении формирования эго на этом возрастном уровне Фенихель отмечает способность к активному управлению и регулированию тревоги. В результате обоих процессов возникают контроль над двигательным аппаратом и функция суждения о реальности (контролирование реальности). Маленький ребенок научается активно приспосабливаться к окружению. Эго приобретает способность суждения о потенциально опасных ситуациях, поэтому тревога выступает в качестве защитного предупреждающего сигнала. Обычно тревога в это время порождается страхом, что другие могут нанести ущерб, который ребенок в фантазиях причиняет окружающим, и боязнью утраты любви и защиты. Когда переживаются провоцирующие тревогу ситуации, ребенок через процессы отсроченного управления уменьшает напряжение воспроизведением травмирующей ситуации в играх и сновидениях. Приобретение речи и развитие мышления существенно содействуют новому чувству могущества. Мышление в этот период, как считается, содержит много дологических и символических элементов. Предшественники супер-эго тоже выступают в форме интернализованных родительских запретов.

Салливан говорит о паратаксическом модусе, при котором опыт переживается как мгновенные, несвязанные организмические состояния. Прежняя прототаксическая недифференцированная целостность разделяется на фрагменты, не имеющие логического соотношения друг с другом. Сновидения и реакция перенесения в психотерапии служат иллюстрацией паратаксического искажения. Коммуникация в возрасте от одного до трех лет осуществляется на аутистическом языке, слова несут сугубо личное, частное значение. Тревога описана как дальнейшее развитие утраты эйфории и основывается на наградах и наказаниях в процессе социализации ребенка. Она сосредоточивает ребенка на одобряемом и неодобряемом поведении, и из этой концентрации возникает самодинамизм. Постепенно появляются три персонификации самости: "я хороший", "я плохой" и "не я".

Психосексуальное развитие, согласно ортодоксальной теории, свидетельствует об анально-садистической стадии. Различаются две тенденции: ранняя – "изгоняющая" и поздняя – "задерживающая". Экскреция доставляет физиологическое наслаждение, но может служить и агрессивным намерениям, выражающимся в неповиновении родителям, когда они настоятельно обучают правилам туалета. В основе задерживающей фазы лежат стимуляция слизистой оболочки и социальная ценность, которая придается послушанию. Неофрейдисты придерживаются мнения, что следует принимать во внимание не экскрецию или задерживание фекалий, а борьбу с родителями. Эриксон занимает промежуточную позицию и подчеркивает социальные модальности: "разрешение уйти" и "задерживание".

Сопутствующие отношения, по ортодоксальным источникам, приводят к амбивалентности, бисексуальности, садизму и мазохизму. Считается, что анальная амбивалентность происходит в результате противоречивого отношения к фекалиям; основой бисексуальности служит факт, что прямая кишка – экскреторный полый орган; садизм зарождается при фрустрации в обучении правилам туалета; мазохизм возникает вследствие эротической стимуляции при пошлепывании по ягодицам. Салливан анализирует межличностные отношения под другим углом. Он описывает влияние "отраженных оценок", с помощью которых ребенок формирует мнение о себе, исходя, главным образом, из реагирования на него значимых взрослых. Салливан также рассматривает разнообразные "я-ты" паттерны, выражающиеся в неадекватном отношении к другим.

Анна Фрейд вводит на этом возрастном этапе два новых механизма: "отрицание посредством слова и действия" – более поздний вариант отрицания в фантазии. "Установление согласованности" представляет, по Салливану, процесс, посредством которого индивид пытается исправить паратаксическое искажение, оценивая собственные мысли и чувства путем сопоставления с соответствующими проявлениями у других людей.

 

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Глава 5

ОТ ТРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Ортодоксальная точка зрения: фаллическая стадия

Важнейшей особенностью уретрального эротизма является нарциссическая гордость умением контролировать сфинктер мочевого пузыря. Эта гордость… Кастрационная тревога у мальчиков. Ребенок достигает фаллической фазы на… Считается, что мальчик в фаллической фазе идентифицируется со своим пенисом. Высокая нарциссическая оценка органа…

Неофрейдистские воззрения

Отношение родителей тоже играет важную роль. Даже сегодня все еще широко распространено сильное неодобрение в отношении игры с гениталиями. В таких… Хорни о зависти к пенису. Воззрения Хорни, одной из ведущих неофрейдистов, до… Фенихель видит проблему скорее в аспекте реактивности, нежели как первичную зависть к пенису в условиях регрессии. Он…

Эриксон: фаллическая зона, интрузивный модус

Основные социальные модальности в фаллический период у обоих полов описаны как "корыстные действия": лобовая атака, удовольствие от…

ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ

Ортодоксальная позиция

В простейшем случае уже имеющаяся у мальчика привязанность к матери слегка окрашивается сильно проявляющимися сексуальными влечениями. Отец… Особая форма, которую принимает эдипов комплекс у каждого индивида, зависит от… 1. Травмирующие события, такие, как преждевременное обольщение, действительное или сфантазированное; наблюдение за…

Другие воззрения на эдипов комплекс

Сексуальный элемент вступает в картину следующим образом: избалованный ребенок преждевременно созревает в сексуальном отношении, так как его желания… Юнг. Эдипов комплекс, по Юнгу (47), реальное психическое образование. Он… Ранк. Этот аналитик (58) оспаривает концепцию Юнга относительно эдипова комплекса как фантазии о возрождении. Он…

ФОРМИРОВАНИЕ ЭГО И СУПЕР-ЭГО

Ортодоксальная точка зрения

Считается, что крушение эдипова комплекса вызывает регрессию от более дифференцированных типов отношений к объекту на низшую ступень к интроекции и… Фенихель полагает, что с формированием супер-эго связано много нерешенных… Выраженная идентификация осуществляется с родителем, кто воспринимается как основной источник фрустрации. И у…

Представления Ранка о супер-эго

По Ранку, реальным ядром супер-эго является "строгая мать" – не реальная мать, а как в садистском аспекте ее понимает ребенок. Ранк… Ранк также дифференцирует супер-эго у мужчин и женщин. Девочка в эдипов период…

Фромм: сопоставление авторитарного и гуманистического сознания

Содержание авторитарного сознания имеет в основе приказания и табу; его сила коренится в эмоциях страха и восхищения авторитетом. Пристойное… Гуманистическое сознание, с другой стороны, не является интернализованным… Одна из форм выражается в чувстве вины, которое динамически коренится в гуманистическом сознании, хотя осознается в…

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Ортодоксы о защитных механизмах

Насколько можно понять, в ортодоксальной позиции преобладают следующие представления: эго и супер-эго в процессе формирования приобретают количество… Супер-эго может вступать в борьбу на стороне эго и на стороне ид. После… Успешная и безуспешная защита эго. Фенихель проводит различение между: 1) успешной защитой эго, при которой отпадает…

Салливан: избирательное невнимание и диссоциация

Диссоциация представляет крайнюю форму избирательного невнимания. В данном случае самость отвергает и отказывается осознавать и признавать.…

Фромм: механизмы бегства

1. При садомазохистском механизме у человека формируется зависимое отношение к могущественному авторитету, который видится "магическим… 2. При использовании деструктивного механизма человек пытается бороться с… 3. Под "конформизмом автомата" имеется в виду модель поведения, преодолевающая чувство изоляции посредством…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одна из неофрейдистов, Томпсон, задается вопросом, достаточно ли наблюдения за гениталиями, чтобы вызвать кастрационную тревогу, если не имеют места… Отношения к другим людям концентрируются вокруг эдипова комплекса,… Другие теоретики предлагают различные объяснения. Адлер подчеркивает избалованность ребенка матерью и его последующее…

Глава 6

ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
(От пяти лет до препубертатного возраста)

Когда бурные события фаллического периода затихают, у ребенка в соответствии с ортодоксальной теорией наступает длительный период стабилизации и укрепления положения. Теперь, оснащенный усилившимся эго и возникшим супер-эго, он обращается к новым областям – школе, приятелям, книгам и другим объектам реального мира. Бурные сексуальные интересы успокаиваются (мы хотели бы рассмотреть этот вопрос позднее), и в поведении преобладающее место занимают частичная сублимация и реактивные образования.

ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Формирование эго и супер-эго

"Латентный период начинается физиологически обусловленным снижением, силы инстинктов, и со стороны эго также наступает примирение в защитной… Таким образом, в латентный период эго обладает относительной силой и может… Гартман, Крис и Левенштайн (39) обсуждают перемены в супер-эго в период латентности. Вначале вновь сформированное…

Психосексуальное развитие

Отношения с другими людьми

Согласно Анне Фрейд (21), интересы мальчиков концентрируются на вещах, которые действительно существуют. Некоторые мальчики любят читать об…

Психологические механизмы

НЕОФРЕЙДИСТСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

Томпсон

Салливан

Огромную значимость приобретает жизненный опыт пребывания в школе. Окажется ли он болезненным, зависит от предшествующего воспитания ребенка. Тот,… Страх остракизма со стороны окружающих в ювенильную эру играет выдающуюся…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первоначально супер-эго чрезмерно ригидно, но постепенно приспосабливается и становится более гибким. Считается, что сексуальные интересы… Либидные желания по отношению к родителям замещаются сублимированным…  

Глава 7

ПРЕПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД И ЮНОСТЬ

Если в латентном периоде царит относительный мир и спокойствие, то с наступлением пубертатного периода этому состоянию приходит внезапный конец. Достижение полового созревания поднимает волну беспокойства не только в сексуальной сфере, но также в широкой области социального поведения. Согласно психоаналитической теории, юноша, переполненный возрождающимися побуждениями, в попытке противостоять новой атаке должен перегруппировать защитные силы эго.

ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ

Психосексуальное развитие

"Агрессивные побуждения интенсифицируются до полной неуправляемости, голод становится обжорливостью, непослушание переходит в криминальное… Дойч (14) выражает другое мнение о препубертатном периоде у девочек. Она… С наступлением физической сексуальной зрелости (собственно пубертатного возраста), согласно Анне Фрейд, происходят…

Формирование эго и супер-эго

В юности возможны две крайности в разрешении конфликта. Если усилившееся ид преодолеет эго, возврат к прежнему характеру индивида будет неосуществим… Три фактора определяют, будет ли результат решения конфликта односторонним или… В период юности эго также отчуждается от супер-эго. Ввиду близкого отношения к родителям супер-эго рассматривается в…

Отношения с другими людьми

Согласно Анне Фрейд, эти скоротечные фиксации не являются действительными отношениями к объекту, а скорее самыми примитивными идентификациями.… Далее Анна Фрейд утверждает, что юноша регрессирует в своей либидной жизни от… В контексте ортодоксальной теории фаза гомосексуального выбора объектов описывается как временная и нормальная,…

Психологические механизмы

Аскетизм. Общеизвестным механизмом в юности является отрицание всех инстинктивных побуждений, так называемый "аскетизм". Индивид с… Анна Фрейд (21) отличает аскетизм от вытеснения на двух основаниях: 1)… Интеллектуализация. Вторым защитным механизмом в юности является интеллектуализация. Цель аскетизма – просто держать…

МНЕНИЕ РАНКА: ХАНКИНЗ

Ханкинз считает нормальным исходом юности обогащение личности новыми переживаниями и отношениями, несмотря на элемент самопожертвования. Она…

НЕОФРЕЙДИСТСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ: САЛЛИВАН

"В это время подлежит познанию реальный социальный мир. Как только некто открывает, что вся огромная искусственная и чем-то обоснованная… Возраст, предшествующий юности, для большинства людей в нашей культуре… При столкновении сексуальных побуждений с системой самости вожделение не может быть легко диссоциировано. У…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характерен конфликт между эго и ид. Возможны два крайних результата: если одерживает победу ид, происходит "необузданное удовлетворение… В области отношений с другими людьми юноша должен бороться с эдиповыми… В препубертатный период эго без разбора призывает все защитные механизмы, имеющиеся в его распоряжении. В течение…

Глава 8

СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА У ВЗРОСЛЫХ

ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

Определение и классификация типов характера

Фенихель описывает характер как "привычный способ приспособления эго к внешнему миру, к ид и супер-эго, а также специфический тип сочетания этих приспособлений друг с другом" (см. прим. 1). В основе происхождения наиболее молодой ветви психоанализа, так называемой "эго-психологии", имеется два фактора: первый – возрастающее в психотерапии понимание необходимости анализа сопротивления больного и защитных механизмов эго; второй – увеличение выраженности защиты в клинической картине неврозов. Историческое развитие, замечает Фенихель, легко понять, так как психоанализ начинает с изучения бессознательных феноменов, чуждых эго, и только постепенно начинает учитывать характер или привычный способ поведения.

Характер более масштабное образование, чем защитные механизмы. Он включает позитивные организующие функции эго. Защитные механизмы эго охраняют организм от внешних и внутренних стимулов посредством блокирования реакций. Эго одновременно служит фильтром и организует стимулы и побуждения: некоторым позволяется прямое выражение, другим – непрямое. Гартман (37) включает в функции эго оценку реальности, контроль за процессами движения, восприятия, мышления, торможение аффектов и отсрочку в их выражении, предупреждение об опасности, синтез и организацию психических процессов.

Инстинктивные потребности, согласно Фенихелю, всегда вплетены в структуру характера. Установки эго составляют организация, направление и фильтрация побуждений с целью их соответствия внешнему миру. Подобным образом супер-эго играет существенную роль в формировании характера, так как индивид строит привычные шаблоны поведения, основываясь на представлении о "хорошем" и "плохом". В последней связи принятие и модификация идеалов в позднем возрасте тоже важны. Решающее влияние на формирование характера оказывает внешний мир. Принято считать, что характер социально детерминирован. Фенихель пишет (18, с. 406):

"Окружение усиливает специфические фрустрации, блокирует определенные способы реакций на эти фрустрации и облегчает другие; реальность предлагает определенные пути компромисса в конфликтах между инстинктивными потребностями и страхом последующих фрустрации; окружение даже создает желания посредством установления и формирования специфических идеалов. Разные общества подчеркивают разные ценности и предлагают неодинаковые воспитательные меры, способствующие возникновению различных аномалий. Наше современное нестабильное общество характеризуется конфликтом между идеалом индивидуальной независимости (возникшей при капитализме и все еще эффективной) и регрессивным желанием пассивной зависимости (порождаемой беспомощностью в обеспечении безопасности и удовлетворении потребностей, а также активным воспитанием, представляющим социальную необходимость подчинения авторитетам)".

Относительное постоянство характера обусловлено тремя аспектами: частично наследственной составляющей эго, частично природой инстинктов, но главным образом базируется на специфической установке эго, обусловленной давлением внешнего мира.

Фенихель классифицирует характеры на две обширные категории: сублимирующие и реактивные. В случае сублимации инстинктивная энергия свободно разряжается ввиду изменения цели. Генитальный характер принадлежит к этой категории. Условия, способствующие формированию черт сублимации, не вполне ясны. В общем такие черты возникают при отсутствии фиксации и благоприятных факторах окружения, обеспечивающих альтернативные каналы выражения.

При реактивном характере инстинктивная энергия постоянно сдерживается контр-катексисом. В установках проявляются избегание (фобия) или оппозиция (реактивное формирование). Распространенными особенностями эго являются утомляемость, заторможенность, ригидность, бездеятельность. Гибкость индивида ограничена, он не способен ни к полному удовлетворению, ни к сублимации. У одних защитная установка развивается только в определенных ситуациях, другие находятся в этом состоянии постоянно. О последних говорят, что они пребывают "в обороне", защитные механизмы перестают быть специфическими и используются по отношению ко всем. Эти люди, например, могут быть всегда дерзкими или вежливыми, эмоционально опустошенными или готовыми порицать других. Реакции на конфликт в сфере самоуважения проявляются в надменном поведении с целью спрятать глубокое чувство неполноценности; амбициозное поведение направлено на сокрытие неадекватности и т.д. Считается, что формированию реактивных черт способствует ранняя психосексуальная фиксация.

Райх (60), пионер в области анализа характера, описывает реактивные черты как специфический "панцирь". Постоянные изменения эго защищают от внешних и внутренних опасностей. Панцирь первоначально возникает в результате конфликта между инстинктивными потребностями и внешним миром. В дальнейшем его укрепление и причина существования обусловлены продолжающимися конфликтами тех же сил. Становление характера происходит из попытки разрешения эдипова комплекса, и последующему закаливанию эго содействуют три процесса: 1) идентификация с основным человеком, кто представляет фрустрирующую реальность; 2) агрессия, направленная внутрь в качестве тормозящей силы; 3) эго формирует установку, противостоящую сексуальным побуждениям. Таким образом, панцирь усиливает эго и облегчает давление вытесненных либидных импульсов. В то же время он способствует изоляции индивида от внешних влияний и делает его менее восприимчивым к обучению (прим. 2).

Типы характера

"Разделение индивидуальных характерологических черт на черты сублимации и реактивные не имеет большой ценности в суждении о личностях, так как… Один из источников замешательства заключается в попытке различения более или… Оральный характер. Способ приспособления, содержащий выраженные элементы оральной фиксации в раннем детстве, считается…

ПЕРВЫЕ ОТСТУПНИКИ

Адлер

Адлер (2, 3, 4, 5), наподобие ортодоксальных теоретиков, подчеркивает важность раннего детства в формировании характера. Индивидуальный "стиль жизни" определяется, по крайней мере в ядерной форме, к пяти годам. Основа установок остается неизменной, хотя их выражение в последующей жизни часто совершенно изменяется. В объяснении развития личности учение Адлера, однако, существенно отличается от позиции Фрейда.

Вместо сексуального компонента Адлер подчеркивает универсальность чувства неполноценности. Ребенок, будучи маленьким и беспомощным, неизбежно считает себя низшим в окружении взрослых. Родители, пренебрегающие ребенком, высмеивающие его или проявляющие недостаток нежности в обращении с ним, часто акцентируют переживание ребенком подчиненности. Мать играет особенно важную роль в этом процессе, так как легкомысленное отношение к ребенку, потворство всем его желаниям и сверхопека затрудняют приобретение социальных навыков. Структура семьи тоже может способствовать интенсификации чувства неполноценности: единственный ребенок становится объектом ненормальной значимости и он посвящает остаток жизни тщетным усилиям восстановить утраченную позицию. Старший ребенок, когда перестает быть единственным, часто настолько обескуражен утратой влияния, что в последующем не может в должной мере использовать свои способности; второй ребенок живет под тенью старшего и пытается его наверстать, самый младший может испытывать страх при соперничестве. Кроме того, имеются морфологически и функционально неполноценные органы, которые усугубляют картину.

С целью преодоления чувства малоценности человек стремится быть сильным и могущественным. Попытка обретения превосходства в качестве "совершенного человека" осуществляется с опорой на "направляющие фикции", которые служат организации опыта, способствующего достижению целей. Сами цели, в широком смысле, олицетворяют безопасность и адаптацию. Результат стремления к превосходству бывает успешным при условии, что человек руководствуется принципами, соответствующими реальности. Очень часто, однако, компенсаторные попытки приводят к непрактичным целям и в конечном счете к неврозам. Поиск сильной позиции детерминирует все действия человека, его развитие и имеет следствием усвоение унифицированного способа реагирования на окружение. Характер тогда можно определить как индивидуальный единообразный способ поведения в ситуациях на пути к намеченной цели.

Помимо прямой борьбы за власть иногда применяется другой подход. Это бегство в болезнь. Человек может добиваться господства и заставлять других приспосабливаться к своим требованиям путем демонстрации беспомощности. Неполноценность органов тоже приводит к двум типам реагирования. Первый тип состоит в замене неполноценного органа другим, как в случае развития у слепого острого слуха. Второй тип реагирования представляет длительную концентрацию на неполноценном органе, что приводит к преодолению неадекватности. Иллюстрацией является заика, ставший оратором. Адлер особо подчеркивает возможность воспользоваться чувством неполноценности, когда он утверждает, что даже гениальность можно интерпретировать как выражение страстного желания компенсировать индивидуальный дефект.

Западная цивилизация выставляет мужчину в качестве символа власти. Мужественность подразумевает верховенство, женственность – подчиненность. Поэтому каждый стремится достичь идеала мужественности – это так называемый "мужской протест". Такое поведение чаще отмечается у женщин, но встречается и у мужчин, особенно у неудачников. Сексуальная активность всегда должна рассматриваться в аспекте стиля жизни, который, в свою очередь, основывается на ранних детских прототипах. Человек с общественным прототипом лояльно относится к партнеру в любовных ситуациях, а тот, кто в детстве был вынужден бороться за превосходство, склонен сексуальные отношения использовать в целях манипулирования. Любовь является одной из трех главных проблем; две другие проблемы – это отношения к работе и людям. Центральной из трех установок считается отношение к окружающим (см. прим. 7).

Юнг

В теории Юнга (43, 46) характер тоже определяется в несексуальных понятиях. Он утверждает, что существуют четыре основные психологические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуиция. Каждый обладает всеми четырьмя функциями в различной степени, но на основе наследственной предрасположенности и окружающих факторов преобладающей у человека становится одна функция. Мышление представляет активный, логический, направленный процесс. Мыслительный тип поэтому рассматривает любую ситуацию в холодной, отвлеченной, рациональной манере. Чувствование у него относительно неразвито, так как препятствует логическому мышлению. Чувствование, в сущности субъективное и пристрастное, следует отличать от эмоции – более рациональной и менее активной. У чувствующего типа мышление выполняет подчиненную роль. Ощущение и интуиция, с другой стороны, обе являются иррациональными функциями. Предназначение первой понимается как восприятие непосредственной данности, вторая направлена на усмотрение будущего.

Ощущающий тип, слабый в интуиции, быстро воспринимает с помощью органов чувств внешний мир и раздражения внутренних органов, тогда как интуитивный тип, стоящий ниже в развитии функции ощущений, силен в предвосхищении возможных развитии ситуации.

У мужчин, согласно Юнгу, сознательными обычно являются мышление и ощущение, а чувствование и интуиция подавляются. У женщин доминируют чувствование и интуиция, и, наоборот, функции мышления и ощущения подавляются. Вытесненная женская сторона у мужчин называется их "анимой", а у женщин вытесненная мужская сторона – их "анимусом". У гармоничного человека сбалансированы сознательные и вытесненные характеристики. Понятие "персона" связано с социальной ролью человека в обществе. В процессе жизни он обучается вести себя в соответствии с социальными ожиданиями. Каждой профессии, например, свойственна определенная маска, которую носит член общества. Персона не является составляющей собственно характера, но тесно с ним связана и действует как своего рода защита внутреннего "я".

Четыре основные функции далее классифицируются в две обобщающие установки: экстравертированную и интровертированную. Это два способа отношения к миру, два пути организации опыта. При первой установке интересы человека направлены к объекту, при второй – направлены к субъективному миру, обращены на себя. Все люди обладают обеими тенденциями, но снова одна из них обычно доминирует. Идеальное соотношение – это ритмическое чередование установок, что редко встречается в реальности. Ниже излагаются характерные особенности обоих типов (см. прим. 8).

Экстраверт. Этот тип живет в соответствии с внешней необходимостью. Его интересы и внимание концентрируются на непосредственном окружении. Он сосредоточен на людях и вещах и ведет себя согласно требованиям общества. Способности экстраверта ограничены, так как он пытается отвечать непосредственным сиюминутным запросам окружения и воздерживается от любых новшеств, которые не вполне понятны и каким-либо образом выходят за пределы внешних ожиданий. Отношение бессознательного к сознаваемому компенсаторно. Субъект, экстравертированный на уровне сознания, на бессознательном уровне интровертирован. Бессознательные тенденции могут лишаться их компенсаторных качеств из-за подавляющих сил коллективного бессознательного, и тогда следует открытый конфликт с сознаваемым. Субъект или не знает больше, что он хочет, или он хочет слишком многого сразу и не способен получить удовлетворение. Считается, что неосознаваемая установка экстраверта часто граничит с жестокостью и брутальностью.

Интроверт. Этот тип в отличие от экстраверта отгораживается от внешнего мира и строит искусственный субъективный мир. Он склонен уравнивать эго с целостной личностью. Бессознательно, однако, внешние объекты усиливаются посредством компенсаторного механизма, и индивид делается их рабом. Интроверта опутывают практические трудности. Иллюзия превосходства, созданная эго, разрушается. Стремление интроверта к доминированию и контролю поэтому заканчивается заслуживающим сожаления томлением по любви. Он приучается бояться новых людей и вещей, испытывает содрогание от столкновения с внешним миром, который наделяет магической силой.

Ранк

В теории характера Ранка (59) стержневое место занимает концепция "воли". Воля рассматривается как "основное позитивное начало, осуществляющее организацию и интеграцию "я" (самости), что позволяет созидательно использовать, тормозить и контролировать инстинктивные влечения". Первоначально волевой процесс формируется в качестве "внутренней оппозиционной силы, направленной против принуждения". Принуждение может быть обусловлено внешними факторами, такими, как требования родителей, или внутренним давлением сексуальных влечений. Неизбежные препятствия и ограничения вызывают у ребенка сопротивление и тренируют "контр-волю". Вторая ступень в развитии воли связана со стремлением получения вещей, имеющихся у других. Речь идет не о зависти, а скорее о соизмерении собственной воли с волей группы. Третья ступень преодолевается, когда человек перестает мерить себя общими мерками и становится по-настоящему ответственным за свои волевые проявления. Запреты в детстве приводят к недоверию собственной воле как злу. Взрослые поэтому обладают волей, содержание которой отчасти благонамеренное или одобренное родителями и обществом, отчасти – неблагонамеренное или неодобренное. Сопротивление авторитетам, представляющее дурной аспект, является контр-волей.

Кроме воли, личность характеризуется побуждениями и эмоциями. Побуждениям необходимо немедленное удовлетворение путем моторной разрядки. В случаях блокирования возникают эмоции. Воля в отличие от эмоций "представляет побуждение, находящееся в активном услужении у эго, и не блокируется". Эго в известном смысле является автономным представителем воли. Сексуальная функция существует не только для произведения потомства и наслаждения, но обеспечивает эмоциональную разрядку и является инструментом воли. Секс – единственный "природный" способ уменьшения конфликтов воли, одновременно, однако, сексуальные желания несут угрозу подчинения чужой воле. Различие между мужчинами и женщинами лежит в их отношении к сексу. Мужчины не способны смириться с неизбежностью смертности, поэтому секс, подразумевающий для них смертность, провоцирует страх. Взамен, побуждаемые эгоистическими потребностями эго, они стремятся управлять и творить. Женщины, с другой стороны, воспринимают секс в значении бессмертия посредством рождения потомства и испытывают страх перед более сильной волей мужчин.

Как мы видели в предшествующих главах, Ранк подчеркивает в развитии человека важность "отделения". Первичная травма физического отделения от материи при рождении сопровождается различными формами психологической зависимости и утратой чувства "целостности". В целях достижения независимости, чтобы сделать свое эго "реальным", индивид должен инициировать отделение как выражение его собственной воли вопреки пассивному и травматическому опыту, соответствующему воле других. В становлении освобождения имеется три стадии: на первой стадии человек сам желает того, к чему прежде был принужден внешними или внутренними требованиями; на второй – проявляется внутренний конфликт между волей и контр-волей, в процессе которого у человека формируются идеалы и стандарты, отличающиеся от социально санкционированных; третья стадия характеризуется целостным гармоничным решением, воплощающимся в высшем творчестве. Трем стадиям соответствуют три типа, представленные ниже.

Средний человек. Средний, или нормальный, человек – это тот, кто пренебрегает своей волей и руководствуется волей группы. Культурные нормы действительности становятся собственной "истиной" человека. Он склонен сдерживать фантазии, содержание которых рассматривается окружающими как зло, и, следовательно, испытывает чувство вины перед другими. Представление о себе иллюзорно, так как в действительности человек лишь изображает, что является самим собой, он вообще не играет социальную роль, а сам сводится к совокупности социальных ролей. Согласие с волей группы не обязательно представляет пассивное подчинение, это может быть здоровое, активное приспособление. С другой стороны, средний человек не должен всегда отличаться хорошим психическим здоровьем. Конформизм бывает обусловлен страхом неодобрения. В общем, нормальный человек не особенно подвержен конфликтам и не обладает существенными творческими возможностями.

Невротик. Невротик не способен подчиниться воле группы, но недостаточно свободен, чтобы утвердить собственную волю. Он не может достичь позитивной идентификации с группой и не может остаться без посторонней помощи, так как обременен чувством неполноценности и вины. Невротик вынужден бороться с внешним и внутренним давлением, он находится в состоянии войны с самим собой. Фантазии вытесняются, прячутся от себя и других не столько из-за их содержания, но потому, что выражение фантазий расценивается как собственная злая воля. Чувство вины поэтому направлено против самого себя.

Творческий человек. Творческий человек, наподобие художника, преуспевает в полном принятии и утверждении собственной личности. Он находится в гармонии со своими силами и идеалами. По словам Ранка, "имеет место не компромисс, не простая суммация, а зарождается новое творческое целое, сильная личность с автономной волей, которая представляет высшее творение посредством интеграции воли и духа". Идеалы формируются не путем простого заимствования, но сознательным предпочтением благоприятных факторов. Реализуя свою волю, творческий тип выходит "за пределы ограничений природы", так как сексуальный инстинкт поставлен на службу воле. В известном смысле он ищет собственную "истину", которую затем воплощает в своих произведениях. Таким образом, фантазии обязательно раскрываются окружающим. Чувство вины перед другими и самим собой служит стимулом в дальнейшей творческой работе. Именно поэтому творческий человек одновременно утверждает собственные идеалы и способен жить в мире, не вступая с ним в конфликты (см. прим. 9).

БОЛЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ

Хорни

Структура характера, согласно Хорни (41, 42), развивается на основе опыта детства. У одних процесс развития прекращается в пять лет, у других – в юности или около тридцати лет, а у отдельных людей продолжается до пожилого возраста. Хорни, однако, не усматривает связи между либидными проявлениями в детстве и чертами характера взрослых, что постулируется ортодоксальным психоанализом. По словам Хорни (41, с. 61-62):

"В случае жадности или собственнических наклонностей в соответствии с психоаналитической литературой принято думать об оральной или анальной структурах характера. Эти черты, однако, можно истолковать в качестве реакции на всю совокупность переживаний в раннем детстве. В результате неблагоприятного опыта у человека возникает чувство беспомощности в мире, воспринимаемом как потенциально жестокий, он испытывает недостаток способности к самоутверждению, неуверенность в возможности управлять ситуацией по собственному усмотрению...

Таким образом, различие в точках зрения выражается в следующем: человек сжимает губы не из-за напряжения своего сфинктера, но в обоих актах проявляется единая направленность характера – удерживать что бы то ни было и не отдавать ничего: деньги, любовь, любые спонтанные чувства".

Хорни объясняет динамику формирования характера в контексте невроза, однако предполагается действие тех же факторов в менее патологическом русле у нормальных людей. Важнейшую роль играет стремление к безопасности, обусловленное "базисной тревогой". Последняя возникает в связи с вытесненной жестокостью, которая, в свою очередь, является результатом отвержения и неодобрения в детстве. В поисках путей бегства от чувства тревоги ребенок приобретает устойчивые характерные черты, становящиеся частью его личности, – .так называемые "невротические тенденции". Одна из попыток разрешения конфликта заключается в создании "идеализированного образа": слабость и неуверенность в себе подменяются иллюзорным чувством силы и превосходства. Другая попытка состоит в "экстернализации", более общей разновидности проекции, которая все переживаемые чувства переносит вовне.

Основные направленности, возникающие у ребенка в борьбе с окружением, – это направленность "к людям", направленность "против людей" и направленность "от людей". При первой направленности признается собственная беспомощность и, несмотря на страхи, предпринимается попытка завоевать любовь других. Вторая направленность предполагает, как очевидную, жестокость окружающих и предопределяет борьбу. При третьей направленности человек не хочет ни принадлежать к сообществу, ни бороться, он предпочитает изоляцию. Хорни (42) описывает три типа характера или основные установки, анализируя указанные направленности.

Уступчивый тип. Человек с направленностью "к людям" проявляет заметную потребность в любви и одобрении. Он жаждет близости и тоскует по партнеру. Любовь имеет настолько важное значение, что даже сексуальное сношение ценится прежде всего как доказательство востребованности. Уступчивый человек живет с чувством слабости и беспомощности, он склонен подчиняться другим и вообще ведет себя в очень зависимой манере. Самоуважение регулируется, главным образом, представлением о нем окружающих. Этот тип считает необходимым воздерживаться от любого рода агрессивных действий, поэтому он не в состоянии критиковать или быть напористым. В случаях возложения вины он всегда предпочитает брать вину на себя. Его положительной стороной является чувствительность к запросам других людей, и в пределах своего понимания, чтобы понравиться, он способен проявить симпатию и оказать помощь. На бессознательном уровне глубоко подавляются стремление к власти и агрессия, так как на самом деле недостает интереса к людям. Эти тенденции должны, конечно, сдерживаться любой ценой в целях сохранения целостности личности и уклонения от возможной жестокости со стороны окружающих.

Агрессивный тип. Человек с направленностью "против людей" предполагает, что все жестоки, и отказывается допускать противоположное. Жизнь является борьбой за выживание, поэтому его основная потребность – управлять другими. Иногда установка совершенно ясна, но более часто она прикрывается фасадом учтивой вежливости, беспристрастности и товарищества. Этот фасад, однако, имеет компоненты искренности, так как, пока не стоит вопрос о его руководящей роли, может проявляться благосклонность. Особая важность придается дискуссиям. Он сам провоцирует их, чтобы продемонстрировать бдительность и проницательность. В общем этот тип не умеет проигрывать и предпочитает порицать других. Он считает себя сильным, честным, реалистичным и на самом деле действует эффективно и изобретательно в деловых ситуациях в результате тщательного планирования и напористости. Мягкие стороны своей натуры он с яростью отбрасывает, так как они угрожают целостности образа жизни. Любовь для этого человека играет незначительную роль.

Обособленный тип. Человек с ориентацией на обособление, направленностью "от людей", предпочитает держать эмоциональную дистанцию с окружающими. Ввиду того, что сближение с другими людьми порождает у него тревогу, развивается самодостаточность. Соперничество, престиж, успех не заслуживают его внимания, так как препятствуют уединению. Он не любит делиться опытом и очень чувствителен ко всякого рода принуждениям. Тенденция к подавлению чувств и особая робость испытываются перед привязанностями, которые угрожают стать необходимыми. Сильная потребность чувствовать свое превосходство возникает, чтобы оправдать изоляцию. Сексуальные отношения для этого типа иногда невозможны; в лучшем случае он довольствуется преходящими связями. В общем обособленность служит защитой от несовместимых устремлений к любви и агрессивному доминированию. В мягких формах обособленность способствует сохранению целостности личности и безопасности. В некоторой степени она благоприятствует оригинальному мышлению и выражению творческих способностей (см. прим. 10).

Фромм

Фромм (30) определяет характер как "относительно устойчивую форму канализации энергии человека в процессе ассимиляции и социализации". В детстве характер формируется в семье, которая служит "психическим агентством" общества. Приспособление ребенка в семейной обстановке вырабатывает у него характер с общей для большинства членов его класса и культуры сердцевиной. На сердцевину, или "социальный характер", накладываются варианты индивидуального характера, обусловленного спецификой влияния родителей.

По мнению Фромма,следовательно, типы характера являются продуктом взаимодействия ребенка и родителей, которое начинается с момента рождения. Он дискутирует с ортодоксальным представлением о типах как результате чередований стадий развития либидо (см. прим. 11). Анальный характер, например, не имеет никакого отношения к либидо. Запоры – это не причина формирования характера, а скорее его выражение. Важнейшим фактором является домашняя атмосфера, проникнутая духом стяжательства, тревожности, подозрительности. У ребенка поэтому развивается "чувство дефицита", и он цепляется за все, что имеет. Скупой человек – не потому скуп, что удерживает фекалии; он крепко держится за любую вещь, включая фекалии.

Его родители из категории людей, проявляющих щепетильность в требованиях туалета.

Рецептивная ориентация. Человек с рецептивным характером считает, что все, в чем он нуждается" должно быть доставлено извне. Он пассивно опирается на авторитеты в получении знаний и помощи и вообще ищет в людях поддержки. Любовь для него означает – быть любимым, но не активный процесс любви; он крайне чувствителен к любому недостатку любви или внимания. Пассивность связана с неспособностью отказать другим и бесконечным поиском "магического помощника". Страх утраты любви препятствует выбору из двух друзей, когда того требует ситуация, ввиду возможности лишиться расположения одного из них. Этот тип любит поесть и выпить, что служит средством преодоления беспокойства и депрессии. Его рот особенно заметная, часто наиболее выраженная черта. На жизнь он смотрит, как правило, с оптимизмом и дружелюбием, пока не возникает угроза источнику благополучия. Отзывчив и оказывает помощь другим, но за этим лежит потребность заручиться их благосклонностью.

Эксплуататорская ориентация. Человек с эксплуататорской ориентацией пытается все получить от людей посредством силы и хитрости. Что касается любви и привязанности, он испытывает эти чувства только к тем, кто еще что-то может дать. Подобным образом он ворует идеи и выдает их за свои. Недостаток оригинальности у многих одаренных людей, утверждает Фромм, объясняется ориентацией характера. Установка распространяется на материальные вещи, крайним примером служит клептомания. Вещь доставляет удовольствие, только если она украдена, даже при наличии большого количества денег. Отличительной чертой является "кусающийся" рот, обычно дающий о себе знать саркастическими, язвительными замечаниями о людях. Этому человеку свойственны подозрительность, цинизм, зависть, ревность. В общем, он предпочитает имеющееся у других и предпринимает максимум возможного в целях присвоения.

Накопительская ориентация. Скряга основывает безопасность на бережливости и сохранении имущества. Расходы вызывают чувство опасности и тревожность. Он окружает себя стеной, за которую вносит, сколько возможно, и старается, чтобы ничего не попало наружу. Скупость распространяется равным образом как на чувства и мысли, так на деньги и вещи. Даже любовь рассматривается в качестве средства присвоения любимого. Поведение характеризуется педантичной упорядоченностью, компульсивной чистоплотностью, навязчивой пунктуальностью, упрямством. Подозрительность и боязнь интимности обычно являются сопутствующими чертами.

Рыночная ориентация. Люди этой категории относятся к своей личности, как к товару, который можно купить и продать. Они формируют у себя качества, пользующиеся спросом у других. У них отсутствует истинный стабильный характер, и на самом деле они не умеют распоряжаться своей судьбой. Основными являются чувства опустошенности и беспокойства. Рыночная ориентация в равной мере относится к мышлению. Предназначение мышления сводится к быстрому схватыванию явлений в целях успешного манипулирования. Это приводит к поверхностности вместо проникновения в сущность феноменов. У таких людей, чтобы выполнять социальную роль и пользоваться спросом на рынке, не должно сохраниться индивидуальности.

Продуктивная ориентация. Четыре предыдущих ориентации, согласно Фромму, являются непродуктивными. Продуктивность определяется как "способность человека использовать свои силы и реализовать присущий ему потенциал". Подразумевается развитие возможностей творчества и любви, полное их раскрытие. Такой человек не обязательно должен стать великим ученым или художником. Он просто может независимо мыслить, уважать себя и других, получать чувственное наслаждение, не испытывая тревоги, восхищаться творениями природы и искусства. Короче говоря, он наслаждается жизнью. Непродуктивные элементы все еще сохраняются, но они трансформируются. Упрямство, например, становится настойчивостью, стремление к эксплуатации превращается в способность взять инициативу на себя (см. прим. 12).

Кардинер

В определении базисного личностного типа исходными служат четыре постулата: 1) ранний опыт оказывает длительное влияние на личность; 2) сходный опыт… Особое влияние на подрастающего человека оказывают общественные установления,… Посредством иллюстрации формирования характера Кардинер предлагает альтернативное объяснение происхождения таких черт,…

Александер

Индивидуальный характер может быть дифференцирован на основании "векторного анализа" роли этих элементарных установок в отношениях с… Потребление и выделение могут иметь разную степень конструктивности и…

Эриксон

Развитие чувства эго-идентичности происходит из различных идентификаций детства, но является не суммацией, а интеграцией ролей. Кульминация…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди первых отступников Адлер тоже подчеркивает важность раннего детства в формировании характера, но он делает акцент на универсальности чувства… Неофрейдистские теоретики, наподобие Хорни и Фромма, не принимают в расчет… Своеобразный подход к пониманию структуры характера предлагает Александер. Он указывает на психологические корреляты…

Послесловие

В предисловии мы начали с предпосылки, что в психоаналитических определениях содержатся истоки обоснованной теории личности. Предполагалось сделать… Если кто-то рискнет отгадать состояние разума читателя (и автора) относительно… Но может быть, комфорт достижим посредством заглядывания в будущее, а не в прошлое? Ученый обычно получает…

– Конец работы –

Используемые теги: Библиотека, Психоаналитические, Теории, личности0.071

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: БИБЛИОТЕКА ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Теории личности. Проблемы развития личности
Теории личности... Проблемы развития личности... Психоаналитические подходы к личности и ее развитию...

Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права. 1. Предмет и объект изучения теории государства и права. 2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
Лекция Предмет и методология теории государства и права... Предмет и объект изучения теории государства и права... Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук...

Метафизичность теории познания. Фундаментальные проблемы и основные категории теории познания
Так, совершенно ясно, что физическая предметность не есть предмет биологии, а предмет этики отличается от предмета религиоведения. Определив же… Везде бесконечные и вечные первоосновы бытия должны будут как бы про¬ступать,… Вместе с тем предметность метафизики превосходит любую кон¬кретную предметность, на которую мы направляем свой…

Психодинамическое направление в теории личности
Наука о личности персонология это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путм использования… Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует… Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих…

Взаимодействие личности и общества в теории З.Фрейда
Поскольку Ид не ведает страха и тревоги , оно не прибегает кпредосторожностям в выражении своей цели , этот факт , как полагал Фрейд ,может… Суперэго это интернализованные общественные нормы и стандарты поведения,… А зная , чтоэнергия никуда не пропадает , а простопереходит в е другие виды , мы можем получить проявление агрессии…

Библиотека и краеведение. Работа библиотек с краеведческими документами
Краеведение переживает процесс поиска новых форм, постановки первостепенных задач. Оно приобретает ярко выраженный социально-политический характер, особенно в… Краеведение – это всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным…

Зарубежные теории личности
Тема Основные положения теории психоанализа З Фрейда З Фрейд в статье для Британской энциклопедии...

Тема 1. Предмет и метод экономической теории. 1.1. Предмет экономической теории
Предмет экономической теории е структура и функции... Лекция... Современная экономическая наука одно из величайших интеллектуальных достижений человечества Только благодаря...

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 1.1. Этапы становления и развития экономической теории
Этапы становления и развития экономической теории... Экономическая наука имеет длительную и богатую историю Ее истоки лежат с... Дальнейшее развитие наука получила у Аристотеля который впервые устанавливает две стороны товара потребительную и...

Характеристика теории насилия и теологической теории происхождения государства
При этом государство выступает главным субъектом и одновременно главным объектом политической деятельности и политических отношений. Изучение… Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, дает… В первобытном обществе ни государство, ни право, как таковые возникнуть не могли, т.к. первобытное общество…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Социальный статус личности. Социальные роли личности Это дало основание Р. Мертону ввести понятие статусного набора. Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых конкретным человеком в… Для представителей современного общества главный статус чаще всего связан с… Для современного индустриального общества характерно преобладание достигаемых статусов. В целом это прогрессивная…
  • Теории личности Теории личности... Основные положения исследования и применение Larry Hjelle Daniel Ziegler Personality Theories Basic Assumptions Research and Applications th ed...
  • Проблема взаимодействия личности и общества в теории З.Фрейда Поскольку Ид не ведает страха и тревоги , оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели , этот факт , как полагал Фрейд , может… Суперэго это интернализованные общественные нормы и стандарты поведения,… Суперэго , пытается полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы , со стороны Ид , пытаясь направить…
  • Психоаналитические теории детского развития Несмотря на то, что метод психоанализа был разработан на взрослых испытуемых и требует существенных дополнений для исследования детей, полученные 3.… То, что было ясно для самого 3. Фрейда, пациенты решительно отрицали. … Только после многих психоаналитических сеансов пациенты начинали понимать неосознанное значение того, что они говорят…
  • ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ... ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ З ФРЕЙДА... Цель научить пониманию основных положений психоаналитической теории З Фрейда с точки зрении ее влияния на...