Догматические и ритуальные основы ислама

Догматической и ритуальной основой ислама являются пять столпов веры:

1) исповедание веры (шахада);

2) молитва (салат);

3) пост (саум);

4) обязательная милостыня (закат);

5) паломничество (хаджж).

Первый из столповисповедание веры, дословно «свидетельство», или шахада. Его формула такова: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад—посланник Аллаха». Здесь формулируются два основных догмата ислама — исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада. Произнесение шахады обязательно для каждого мусульманина. С шахадой на устах идут в бой, поэтому погибший за веру называется шахид. Иноверец, произнесший ее при свидетелях становится мусульманином; причем отступничество от ислама должно караться смертью. Важнейшее качество Аллаха — это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране — это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

Остальные столпы ислама связаны с обрядовой стороной, играющей в этой религии важнейшую роль.

Второй столп верымолитва (араб. — салат, перс. — намаз). Мухаммед назначил пять ежедневных обязательных молитв: на рассвете (2 раката), полуденная (4 раката), предвечерняя (4 раката), на закате (3 раката), с наступлением ночи (4 раката).

Ракат — это череда молитвенных поз, движений и словесных формул. После омовения молящийся, не надевая обуви, встает на молитвенный коврик (саджжада), обращается лицом к Каабе (кибла), опускает руки вдоль туловища и изъявляет про себя или вслух намерение совершить молитву. Молиться можно в любом ритуально чистом месте (тахара). По пятницам (джума) следует коллективная молитва в мечети, но делами в этот день заниматься дозволено. Женщинам подобает молиться отдельно. Чрезмерная аффектация (плач, смех), состояние опьянения, неподобающие звуки (кашель и т.д.) на молитве недопустимы.

Третий столп ислама пост (саум) в месяц рамадан. В течение всех 30 суток этого месяца взрослые мусульмане обязаны в светлое время суток воздерживаться от пищи и питья, вдыхания табачного дыма, употребления благовоний и духов, плотских отношений и т.д. С наступлением темноты, когда уже нельзя отличить белую нитку от черной и до рассвета, запреты снимаются. Однако и в это время надлежит предаваться благочестивым делам и мыслям. Освобожденные от поста из-за преходящих обстоятельств (дальнее путешествие, пребывание на чужбине, война, плен, болезнь, ритуальная нечистота) должны позднее возместить пропущенные дни поста. Старые люди, дети, недееспособные и все те, кому пост может причинить физический вред, также освобождаются от него.

По истечению рамадана, начинается праздник разговения (ид ал-фшпр), или малый праздник. Он длится 3-4 дня: после общей молитвы устраивается богатая трапеза, раздается милостыня и подарки, посещают друзей и могилы предков. Кроме ежегодного месячного поста, рекомендуется поститься в дни испытаний (войн, эпидемий, солнечных затмений, стихийных бедствий).

Четвертый столп веры — обязательная милостыня (закат). Это слово буквально означает «очищение», ибо уплата данного налога, взимаемого ради нуждающихся, «очищает» богатство, делает его праведным. Закат выплачивался подоходно взрослыми дееспособными мусульманами, а немусульман обкладывали другим, подушным, налогом (джизйа).

Пятый и последний столп исламапаломничество в Мекку (хаджж), которое хотя бы раз в жизни обязан совершить любой мусульманин, имеющий для этого физические и материальные возможности. Допускается послать вместо себя заместителя. Паломники прибывают в Мекку в 7 день лунного месяца зу-л-хиджжа и переходят в ихрам — особое состояние, необходимое для свершения малого (умра) и большого (хаджж) паломничества: они очищаются омовением, стригут волосы и ногти и надевают одеяние (тоже ихрам), которое состоит из двух кусков простой белой ткани. Одним куском (изар) опоясывают бедра, другой (рида) набрасывают на плечо. У мужчин голова не покрыта, для женщин обязательно головное покрывало. «Лаббайка! — восклицают паломники — Вот я пред Тобой, Господи!».

К пяти столпам веры прямо не относится, но непосредственно примыкает важная обязанность — называемая джихад — «усилие», или борьба (за веру). В эпоху мусульманских завоеваний (632-752 гг.) идеи джихада получили развитие.

Весь мир был разделен на три сферы:

Законники-факихи подразделяли джихад на несколько видов: «джихад сердца» (борьба со своими собственными недостатками),«джихад языка» (разрешение одобряемого и запрет порицаемого) и «джихад меча» (вооруженная борьба с неверными, падшие в которой обретают вечное блаженство).

Из других обрядовых установлений ислама:

Эти и некоторые другие обрядовые установления ислама и его моральные предписания преобладали и преобладают над догматикой вероучения, которая была предметом споров для сравнительно узкого круга мусульманских ученых и мыслителей.

Символическим знаком ислама считается полумесяц (иногда с расположенной возле него звездой).

Вопрос о происхождении этого символа до сих пор остается дискуссионным. По одной из версий, распространенной среди самих мусульман, полумесяц стал символом в связи с тем, что в день, когда Мухаммеду был впервые ниспослан Коран, луна находилась именно в такой фазе.

Существует и другая точка зрения, согласно которой полумесяц считался первоначально эмблемой Византии, после завоевания ее турками-османами был заимствован ими, а уже затем под влиянием Турции, ставшей самой могущественной мусульманской державой, превратился в общемусульманский символ.