Реферат Курсовая Конспект
Религиозно-философские учения и духовные движения второй половины XIX - XX столетия - раздел Религия, Введение в религиоведение. Религия как социокультурный феномен Теософия - Система Оккультных Учений О Скрытых...
Теософия - система оккультных учений о скрытых возможностях человека, предлагающая путь к достижению абсолютного знания, абсолютной власти и бессмертия. При обладании этими возможностями человек проникает в сокровенные области природы и человеческой психики, овладевает законами духовной и материальной природы и устанавливает свою власть над миром. В 1875 г. в Нью-Йорке возникло общество, каких история мировых религий ещё не знала, — Теософское.
Слово «теософия» происходит от греческих слов и буквально означает «божественная мудрость».
Самые ранние элементы теософии прослеживаются ещё в Древней Индии, где термин «теософия» даже имеет свой аналог — «брахмавидья» (санскр. «божественная мудрость»). Теософами были неоплатоники Александрии; также называли себя алхимики и каббалисты Средневековья. В XVI—XVIII вв. к теософии относили мистические учения, стоящие вне христианской церковной традиции, — учения Якоба Бёме, Парацельса, Эмануэля Сведенборга и др. Сейчас этот термин используется в основном, для обозначения религиозно-философского учения Елены Петровны Блаватской (1831—1891), изложенного в ее книге «Тайная доктрина» и созданного ею Теософского общества. В учении Блаватской «божественная мудрость» истолкована очень широко; к ней отнесена не только религия, но и наука, и философия, по-своему изучающие тайны природы - тайны Божественного бытия.
Теософское учение с самого начала формировалось как синтез философских идей и религиозных воззрений различных эпох и народов и современных научных представлений. Фактически теософию можно считать одной из первых попыток создать новый способ мышления через соединение научного и религиозного взглядов на мир.
Теософы никогда не отрицали позитивной роли науки, однако подчеркивали ее ограниченность — ведь она имеет дело лишь с физическими явлениями этого мира. А Вселенная, согласно теософским представлениям, не исчерпывается только ими, существуют и явления более высоких ступеней бытия.
В основе теософского учения лежит идея всеобъемлющего Божественного начала, из которого всё выходит и к которому все вновь возвращается в великом круговороте жизни. Бог для теософов — это вездесущий, вечный, безграничный и неизменный первоисточник, существующий вне времени и пространства.
Мир, согласно теософам, это активное проявление Бога. Бог воплощается в бесконечном множестве форм. Мельчайшая пылинка не могла бы существовать, если бы Бог покинул ее.
Согласно теософскому учению, человек представляет собой духовную сущность, облаченную в тело. Он является частицей Бога, искрой Божественного огня и потому потенциально содержит в себе совершенство и добро Бога. Человек — высшее из всех существ физического мира, и он отвечает за порядок, мир и благоденствие на Земле.
Из опыта всех религий для теософии приемлемы только те методы, которые помогают человеку войти в состояние измененного сознания: гипноз, медитация, транс, озарение, ясновидение и т.п. оккультные феномены.
Антропософия (от греч. аnthropos - человек и sophiа – мудрость) - оккультно-мистическое учение о человеке. Согласно антропософии, человек обретает наиболее полное знание и могущество не с помощью разума и чувств, а благодаря развитию скрытых в нем таинственных духовных сил. Указанное развитие достигается путем усвоения предложенных основателем антропософии немецким оккультистом Рудольфом Штайнером (1861-1925) системы воспитания, эстетического образования, медитирования. Основные труды Штайнера: «Философия свободы» (1893), «Теософия» (1904), «Очерк тайноведения» (1910), «Путь к самопознанию человека» (1912), «Тезисы антропософии» (1925).
Человек рассматривается в антропософии как гражданин трех миров - физического, душевного и духовного. Душевное существо человека отличается от его телесности, оно представляет собой самостоятельный внутренний мир, противопоставляет себя внешнему миру. Душа проявляет себя в ощущениях, чувствах и воле. Еще более сложным образованием является дух человека. Душевное есть основа для духовного так же, как телесное - основа для душевного.
Штайнер и его последователи утверждают, что человек, вступающий на путь антропософии, в течение всей своей земной жизни должен постепенно становиться через постижение сокровенных сил и законов, вложенных в него божественно-духовными мирами, все более и более сознательным носителем этих сил и законов в земной сфере. Такое осознание космических сил и законов ведет человека также к познанию их божественного источника, каковым в сфере Земли является Христос.
Идеями антропософия увлекались в России А.Белый, В.Кандинский и др.
Согласно учению Живой Этики (основатели Н.К.Рерих, Е.И.Рерих), незнание — главный враг человека и источник многих его страданий. Большинство людей живут в космосе в полном неведении относительно цели и смысла своего существования, космических законов, нарушая их на каждом шагу: каждым своим поступком, словом и мыслью. А космические законы вечны, и никто не в силах их устранить.
В наступающую эпоху необходимо знание, способное осветить космические законы как видимого, так и невидимого мира. Новая эпоха требует признания невидимого мира. И это должно в корне изменить основы существующего материалистического мировоззрения, все общепринятые понятия и верования. Принятие невидимого мира, по мнению Рерихов, означает, что этот мир должен войти в наше сознание настолько, чтобы стать для нас такой же реальностью, как мир физический. Тогда мы сможем принимать в жизни этого мира такое же участие, как в обычной жизни.
Человек должен познать истинные основы бытия и законы космоса, высшего духовного мира. Знание космических законов, по словам Рерихов, — первое условие выживаемости и развития человека в наше сложное время. Вторым условием является «оздоровление и обновление жизни», всех её сторон. Люди должны взяться за переустройство жизни немедленно, пока не поздно, потому что иначе придётся «испить всю чашу страданий».
Жизнь сама укажет на то, что устарело и требует замены. Каждый человек знает свои недостатки и может приступить к их устранению. Изменения, писали Рерихи, нужно начинать с мелочей повседневной жизни, со своего характера и, постоянно, день за днем, час за часом, работая над собой, заменять все негативное позитивным, все отрицательное — положительным, несовершенное — совершенным. Рерихи подчеркивали, что абсолютно недопустимыми являются «невежество, страх, ложь, лицемерие, своекорыстие, присвоение, пьянство, курение и сквернословие». Но к чистому делу созидания новой жизни нужно, по мнению Рерихов, подходить добровольно, с чистыми мыслями и открытым сердцем, без сожаления о прошлом и без страха за будущее.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Происхождение и ранние формы религиозных верований Часть Происхождение религии Ранние формы религиозных верований Происхождение и ранние... Происхождение и ранние формы религиозных верований Часть... Происхождение и ранние формы религиозных верований Часть Происхождение религии Ранние формы религиозных...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Религиозно-философские учения и духовные движения второй половины XIX - XX столетия
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов