Конституционно-правовое положение религиозных организаций в Республике Беларусь

Конституционно-правовое положение церкви и религиозных объединений в различных государствах зависит от множества разных факторов, в том числе от исторических традиций, духовно-нравственной ориентации общества, взаимоотношений государства и церкви, ряда политических факторов и т.д. В истории взаимоотношений церкви и государства немало драматических страниц: соперничества и открытого противостояния, стремления церковной власти подчинить себе государственную власть и, напротив, стремление государства взять под свой контроль религиозные организации и т.д.

В современных условиях общество воспринимает религию, церковь, конфессиональные объединения, как правило, как часть культуры народа, носителей культурных традиций и национального самосознания людей, как хранителей нравственности общества.

В зависимости от конституционно-правового положения церкви и конфессиональных организаций в том или ином государстве принято различать светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

В светском государстве все виды конфессиональных объединений отделены от государства, они не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут заниматься политической деятельностью и вмешиваться в дела государства.

Для конституционно-правового режима церкви в светском государстве характерны следующие особенности:

Государство охраняет законную деятельность религиозных организаций, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных объединений перед законом.

Статус светского государства конституционно закрепили в настоящее время Россия, Германия, Франция, все государства СНГ и др.

Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений.

Для конституционно-правового статуса государственной религии характерны следующие особенности:

В клерикальном государстве, тем не менее, несмотря на сильные позиции государственной религии слияния государства и церкви не происходит объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа.

К клерикальным можно отнести в настоящее время Великобританию, Норвегию, Швецию, Данию и др.

Теократические государства обладают следующими чертами конституционно-правового положения религиозных организаций:

К теократическим государствам обычно относят Иран, Саудовскую Аравию, Пакистан, Афганистан и др. В конституциях названных и некоторых других государств закреплена исламская форма правления и соответственно привилегированное положение ислама. Все стороны жизни общества регулируются правовой системой, основанной на исламе, - мусульманским правом. Конституционное объявление ислама государственной религией служит закреплением верховенства мусульманского права по отношению к принимаемым государством законам.

Ватеистических государствах не только провозглашается отделение церкви от государства, но и религиозные организации и священнослужители преследуются властями. Это выражается в том, что:

Государство стремится ослабить церковь не только жесткими законодательными мерами и репрессиями, но и инициированием внутрицерковных распрей и раскольнических движений.

Государством воинствующего атеизма было Советское государство, особенно в первые годы его существования. К атеистическим можно отнести и некоторые бывшие социалистические государства, например, Албанию. Конституцией 1976 г. в этой стране была запрещена всякая религия.

При конституционно-правовой регламентации статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести, т.е. права исповедовать любую религию, выбирать и распространять религиозные убеждения или не придерживаться никакой религии. Свобода совести подлежит ограничению лишь в интересах охраны общественной безопасности, порядка, здоровья, морали, прав и свобод других лиц. Свобода совести отнесена ныне к общечеловеческим ценностям.

Несмотря на провозглашение светского характера многими государствами, фактической изоляции государства и церкви не происходит. Они находятся в отношениях особого рода - социального партнерства,т.е. сотрудничают в сферах, представляющих взаимный интерес. К таким сферам относятся духовно-нравственная, благотворительность, восстановление церковных зданий и других церковных ценностей в качестве национальных памятников, развитие сотрудничества в период социальных конфликтов и т.д. Здесь невозможно строго разграничить сферы деятельности только государства или только религиозных организаций, т.е. отделить политику от духовно-нравственных проблем. Таким образом, государственно-конфессиональные отношения должны строиться на началах равноправия в делах, представляющих взаимный интерес.