рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Национальные религии

Национальные религии - раздел Религия, Введение в религиоведение. Религия как социокультурный феномен Одной Из Очень Древних Религий, Сохранившейся До Нашего Времени И Сыгравшей В...

Одной из очень древних религий, сохранившейся до нашего времени и сыгравшей важную роль в духовной эволюции человечества, является индуизм.

Индуизмявляется национальной религией, которую и сейчас исповедует большая часть населения Индии. Индуизм теснейшим образом связан со всеми аспектами традиционной индийской культуры, а также с традиционной социальной организацией индийского общества и его институтами. Из древнего индуизма (брахманизма) выделились и другие религии Индии — джайнизм и буддизм, причем последний со временем превратился в самую раннюю по происхождению мировую религию. В рамках индуистской традиции были разработаны оригинальные и глубокие религиозно-философские системы, внесшие свой вклад в развитие философской мысли человечества. Наконец, некоторые направления модернизированного индуизма с начала XX века стали проникать в страны Запада (а в последнее время — и в Россию и Белоруссию), играя существенную роль в формировании нетрадиционных религий в странах Европы и Америки. Всё это свидетельствует о важности понимания сущности вероучения и культовой практики индуизма, знания содержания его священных текстов и религиозно-философских идей.

Индуизм не может быть понят без обращения к его основным религиозным доктринам. Прежде всего, это доктрины Брахмана,атмана (душа, «я»), кармы, сансары, мокши (освобождение).

Религиозное учение индуизма. Под «атманом» в индийской религиозно-философской традиции понимается основа психической жизни, чистый субъект («я»), который ни при каких обстоятельствах не может быть объектом. Так, тело — не атман, поскольку можно сказать: «мое тело». Мышление тоже не атман, ибо можно сказать: «мои мысли», «я мыслю». Атман, как говорится в одном тексте, это не то, что мысль мыслит, а тот, кто мысль мыслит; не то, что ухо слышит, а тот, кто ухом слышит и т.д. Другими словами, атман — абсолютный и субстанциальный субъект.

Индуизм утверждает изначальное единство атмана и абсолюта, мирового духа (Брахмана). Буддизм же, напротив, отрицает существование атмана, заменяя учение о единой душе концепцией личности как упорядоченной совокупности групп элементов личности (дхарм).

Карма (дословно — «дело», «действие») - акт, деяние, в самом широком смысле слова (телесное, словесное, мысленное), а также, результат этого действия. Любой акт, совершенный человеком, неизбежно приносит свой результат, так или иначе, определяющий данную или последующие его жизни: в соответствии со своей кармой, то есть совокупностью поступков, человек, согласно религиям Индии, может родиться в следующей жизни не только человеком, но и любым живым существом. Доктрина кармы поэтому тесно связана с идеей сансары (круговращение), то есть мира постоянно чередующихся и взаимообусловленных последовательных смертей-рождений, их «колеса». Положение живого существа в сансаре в каждой из его жизней обусловливается его кармой. Сансарическое существование по сути своей является страданием. Страдание в индуизме и, в особенности в буддизме, является фундаментальной характеристикой бытия.

Мокша (нирвана) — освобождение из круговорота сансары, выход за пределы чередования смертей и рождений, обретение совершенства и покоя.

В индуизме освобождение, как правило, понимается как достижение единства или даже тождества атмана и Брахмана, индивидуального и мирового духа.

Огромную роль в религиозной практике индуизма, целью которой было освобождение из сансары (мокша), играла йога, то есть набор психофизических упражнений для достижения особых состояний сознания, рассматривавшихся традиций как совершенные или просветленные (расширение сознания, переживание единения с Богом или абсолютом и т.д.).

Социальная доктрина индуизма. Индуизм санкционировал и освятил своим авторитетом древнеиндийское деление общества насословия (варны): сословие жрецов и священнослужителей (брахманов), воинов и правителей (кшатриев), купцов и ремесленников (вайшьев) и земледельцев (шудр), ограничив, а затем и категорически запретив переход из одного сословия в другое и межсословные браки. Три первые сословия считались привилегированными и их члены назывались «дважды рожденными» поскольку, получая посвящение, они как бы обретали второе, духовное рождение, чего были лишены шудры. Шудры также не допускались к изучению священных книг индуизма — Вед и, следовательно, исключались из числа людей, которые могут достичь религиозной цели индуизма — освобождения.

В древней Индии для представителей высшего, брахманского, сословия была разработана система этапов или ступеней жизненного пути (система варнашрама): каждый брахман должен был пройти четыре таких этапа, то есть период ученичества, период домохозяина, когда брахман как глава семьи, прежде всего, заботился о ее преуспеянии, период лесного уединения для молитв и размышлений и период отшельничества, когда брахман стремился к высшему познанию.

В средние века система сословий была дополнена системой каст (джати), то есть общественного деления по профессиональному признаку. Чрезвычайно сложная и жесткая система каст способствовала постепенной стагнации индийского общества и его культуры. В настоящее время конституция Индии запрещает дискриминацию людей по кастовому или сословному признаку, но, тем не менее, на практике система каст остается живой и действующей.

Священные тексты индуизма. Священные тексты делятся на две большие группы: тексты откровения (шрути) и тексты предания (смрити).

Слово «шрути» означает «услышанное». В соответствии с индуистскими представлениями, откровение было получено древними мудрецами (риши), которые своим чутким неземным слухом уловили некие божественные вибрации (шабда), поняли их и стали носителями высшего знания или ведения. Поэтому тексты откровения носят также название «Веды» (от слов «знать», «ведать»). Тексты Вед многослойны и создавались в разные исторические эпохи. Древнейший слой Вед называется самхитами. Их четыре: Ригведа (Веда гимнов), Самаведа (Веда напевов.), Яджурведа (Веда жертвенных формул) и Атхарваведа (Веда атхарванов, жрецов огня, содержащая различные магические и заклинательные тексты). Из этих четырех самхит древнейшей и наиболее важной является Ригведа,созданная индоариями в конце 2 го тыс. до н.э.. Ригведа содержит гимны и песнопения, посвященные различным богам древнейшего индоарийского пантеона. Напротив, Атхарваведа считается позднейшей из самхит. В ней, по мнению ряда ученых, нашли отражение религиозные представления аборигенов Индии — дравидов.

Следующим слоем ведической литературы являются брахманы, то есть тексты, созданные для жрецов-брахманов и подробно разбирающие технику совершения жертвоприношений, а также излагающие мифы, объясняющие те или иные ритуалы.

За брахманами следуют араньяки (дословно: лесные). Араньяки предназначались для анахоретов, удалившихся в леса на третьей ступени своего жизненного пути. Араньяки содержат наставления о совершении «внутренней жертвы» размышлением и созерцанием. Заметное место в них занимают элементы религиозно-философских рассуждений.

Завершают ведический корпус упанишады (от слов «сидеть и внимать наставлениям учителей»}, наиболее сокровенный и глубокомысленный раздел Вед, содержащий изложение основ всей религиозно-философской мысли индуизма. Поэтому упанишады можно считать философской частью Вед. Называют также упанишады «ведантой», что означает «завершение» или «конец Вед». Позднее то же название получила религиозно-фи-лософская школа, основавшая свою философию непосредственно на учении упанишад. В упанишадах впервые излагается учение об атмане (истинном Я), Брахмане (абсолюте) и об их единстве; там также содержатся доктрины кармы и сансары и формулируется принцип освобождения, достигаемого через единение атмана и Брахмана.

В индуистской традиции Веды рассматриваются в качестве абсолютного религиозного авторитета, что не мешает существованию различных, порой взаимоисключающих комментариев к этим текстам.

Тексты предания обладают меньшей сакральностью, чем Веды. В отличие от Вед, они доступны представителям всех сословий, что способствовало огромному влиянию этих текстов на формирование не только элитарных, но и низовых форм индуизма. Слово «смрити», передающее идею предания, дословно означает «запомненное». К смрити в первую очередь относятся тексты индийских эпосов — Махабхараты и Рамаяны. Следует отметить, что они (особенно Махабхарата) содержат в себе специфические тексты исключительно религиозно-философского характера. Важнейшим из них является Бхагавадгита (Песнь Господа), оказавшая огромное влияние на формирование индуизма и всей духовной культуры Индии.

В Ведах, вместе с тем, присутствуют и зачатки религиозно-философских идей. Прежде всего, это представление о принципе универсального порядка (рита), который господствует и над людьми, и над богами. К этим же идеям следует отнести и учение о творении всего сущего из тела космического первочеловека-пуруши, приносимого в жертву богами. В середине 1-го тыс. до н.э. ведическая религия переживает острый кризис. В это время зреет протест против всесилия жрецов-брахманов. Носителями этого протеста становятся представители правящего воинского сословия — варны кшатриев. В рамках кшатрийского протеста формируются так называемые неортодоксальные религиозные к религиозно-фидософские учения (джайнизм, буддизм и др.), одно на которых — буддизм — со временен превращается в мировую религию. Все эти учения отвергают брахманский ритуализм, призывают к нравственному совершенствованию и уединенной монашеской жизни в поисках истины. Они отрицают священный авторитет Вед и сакральность сословноого деления общесгва, обращая свою проповедь ко всем людям без исключения.

Индуизм не представляет собой единой организованной религии с единой иерархией и церковными институтами. Он существует в виде отдельных направлений, школ и сект, учение которых может весьма значительно варьировать. Главными общими признаками всех направлений индуизма является признание безусловного религиозного авторитета священных Вед и вера в божественный характер сословно-кастовой системы.

Двумя ведущими направлениями индуизма являются вишнуизм (вайшнавизм) и шиваизм (шайвизм). В первом из них высшими единственным Богом признается Вишну, а все остальные боги считаются его проявлениями или Аспектами. Для вишнуизма характерна вера в аватары (буквально: нисхождения), то есть периодические воплощения Бога на земле для спасения праведных и наказания грешников. Наиболее почитаемыми воплощениями Бога являются персонажи индийского эпоса — Рама (Рамаяна) иКришна (Махабхарата). Одним из аватаров Вишну считается и Будда. Главным средством обретения освобождения в вишнуизме считается бхакти, то есть всеобъемлющая любовь к Богу и безграничная преданность ему.

В шиваизме единым и абсолютным Богом считается Шива, образ которого восходит к ведическому богу Рудре. Шива описывается как бесконечный, всеблаженный и совершенно пассивный дух. Ему, однако, присуща особая творческая сила или энергия (шакти), олицетворяемая в религиозном культе в виде богини Кали, супруги Шивы и Великой Матери мира. Благочестивый йогин благодаря практике аскезы и сложных психофизических упражнений может достичь освобождения и слияния своего конечного «я» с божественным духом Шивы.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в индуизме имело место широкое реформационное движение. Его представители (Вивекананда, Ауробиндо Гхош и др.) стремились модернизировать индуизм и смягчить его социальную доктрину.

При изучении истории философии всегда подчеркивается, что важнейшими особенностями индийской философии являются ее тесная связь с религиозными учениями Индии, что, в свою очередь, позволяет определить древнеиндийскую философию как религиозную философию, для которой особенно характерен психологизм, то есть ориентация не столько на познание внешнего мира, сколько на познание природы и характера внутреннего мира человека, его сознания, психики. Носителями философского знания в традиционной Индии всегда были члены монашеских сообществ или отшельники-йогины. Это обстоятельство обусловило тесную связь индийской философии с психотехникой (йогой), то есть набором психофизических упражнений для достижения высших, согласно традиции, состояний сознания. Психотехника, с одной стороны, снабжала философию материалом для анализа психики, а с другой, являлась средством практической реализации результатов философствования, их прочувствования и внутреннего переживания. Согласно традиции, все религиозно-философские школы Индии делятся на две группы; ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Первые признают абсолютный духовный авторитет Вед и представляют собой философскую традицию брахманизма (индуизма), вторые — это чарвака-локаята, джайнизм и буддизм — авторитета Вед не признают и развили собственные учения.

Для религиоведческого знания особый интерес представляет иудаизм, поскольку именно эта национальная религия еврейского народа явилась религиозным источником мировых монотеистических религий: христианства и ислама.

Генезис иудаизма и основные периоды его развития. Иудаизм - древнейшая монотеистическая религия, возникшая в начале
II тысячелетия до н.э. среди древнесемитских племен Месопотамии и ставшая национальной религией евреев. Библейское предание связывает появление иудаизма с именем Авраама - вождя племенного объединения, отделившегося от других семитских племен на основе веры в Единого Бога.

Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как родоначальник еврейского народа, но и как основоположник иудаистического монотеизма. Послебиблейская еврейская национально-религиозная традиция приписывает ему открытие существования Единого Бога - творца неба и земли. Авраам назвал этого Бога Элохим (буквально «Бог Высочайший», «Бог Всемогущий»).

Возникновение монотеистических представлений стало мощным фактором этногенеза еврейского народа. Древние евреи явились первой этнической общностью, в судьбе которой генезис монотеизма сыграл особую роль. Понятие единого всемогущего Бога пробудило сознание народа, дремавшее под наслоениями варварского политеизма, постепенно внося в него такие прежде неизвестные элементы, как моральный кодекс личного, общественного и государственного поведения, представления о грехе, смысле жизни и воздаянии, отсутствовавшие у других народов древности. Приоритетная историко-цивилизационная заслуга иудаизма - принцип единобожия, ставший одним из фундаментальных принципом формирования мощной цивилизационной общности - иудеохристианской цивилизации.

Монотеистические представления древних евреев складывались в течение достаточно продолжительного исторического периода
(XIX - II века до н.э.), получившего наименование библейского и включившего в себя, так называемую, эпоху патриархов (праотцов) еврейского народа - Авраама, Исаака и Иакова (Израиля).

Религиозные воззрения патриархов основывались на идее, согласно которой глава рода устанавливает личную связь (завет) с Богом своих отцов - покровителем рода (генотеизм). Уникальными в подобных воззрениях были понимание особой близости между Богом и человеком и требование исполнять все заповеди, данные Богом отцов. На этой религиозной основе сложился союз родственных племен, именуемый «Вене Исраэль» («Сыны Израиля»).

Согласно Библии, первоначально в данный союз входило 12 колен, родоплеменных групп, связанных кровным родством, происходящих от 12 сыновей Иакова (Израиля), сына Исаака, внука Авраама: Рувима (Реувена), Симеона (Шимона), Левия, Иуды (Йехуды), Иссахара, Завулона, Гада, Асира (Ашера), Иосифа, Вениамина (Беньямина), Дана и Неффалима (Нафтали). Позднее колено Иосифа разделилось на колена Манассии (Менаше) и Ефрема (Эфраима) - сыновей Иосифа. Около 1700 г. до н.э. израильский союз переселился в Египет, где древние евреи прожили около 400 лет в области Гесем в дельте Нила. Резкое ухудшение их положения в результате попадания в рабство к египетским фараонам привело около 1230 г. до н.э. к исходу еврейского народа из Египта под руководством религиозно-политического вождя Моисея (Моше) из колена Левия. В это время генотеизм религии патриархов получил форму бескомпромиссного монотеизма в виде Синайского завета - союза еврейского народа с Богом Праотцов, названным именем Яхве - («Сущий», из бытия которого проистекает все).

Результатом этого завета стали Десять Заповедей, записанные на скрижалях (каменных досках), которые согласно Библии были переданы Моисею Богом на горе Синай после выхода из Египта. Это событие положило начало формированию этического монотеизма - качественно нового уровня религиозных представлений, следование моральным заповедям стало главным условием исполнения Божьей воли. Впоследствии, Десять Заповедей легли в основу «Синайского кодекса» - древнейшей части Библии (книга «Исход»).

Достигнутый уровень религиозно-этнического единства древних евреев позволил им около 1200 г. до н.э. под руководством преемника Моисея - Иисуса Навина - завоевать историческую область Ханаан (позже получившую название Палестина), где около 1000 г. до н.э. было основано Израильско-Иудейское царство. Оно стало первым на Ближнем Востоке национально-религиозным государством, политический режим которого можно назвать иудаистской (яхвистской) теократией. Религиозно-политическим центром Израильско-Иудейского царства стал город Иерусалим (Ерушалаим) с общееврейской святыней - Храмом Яхве на горе Сион, воздвигнутым в 958 г. до н.э. при царе Соломоне.

Пережив внутренние смуты, приведшие около 928 г. до н.э. к распаду древнееврейского государства на два самостоятельных царства - Израильское и Иудейское, а также ассирийское (722 г. до н.э.) и нововавилонское (586 г. до н.э.) нашествия, разрушение Иерусалима и первого Храма, почти полувековое (586 - 539 гг. до н.э.) «вавилонское пленение» - насильственное переселение большей части евреев в Вавилонию после взятия Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II, последующее возвращение в Палестину и воссоздание Иерусалимского Храма, древние евреи сделались как бы новым этносом. В его среде сложилось прочное ядро ортодоксов (хасидам) - сторонников Синайского завета.

Под влиянием учения и проповеди древнееврейских пророков - небиим («вестников Божьей воли»), имевших место в VIII - VI веках до н.э., древнееврейская религия из культа еврейского племенного Бога Праотцов Яхве (генотеизм) превратилась в абсолютный монотеизм, имеющий универсальный характер. Одновременно сформировалось самосознание еврейского народа как избранного «народа Божия» - носителя высокой нравственно-религиозной миссии среди других народов.

Формирование иудаистического монотеизма происходило в условиях непрекращающейся борьбы с языческими культами, получившими большое распространение вследствие ассирийского и вавилонского культурного влияния в Палестине.

В послевавилонскую эпоху, в итоге деятельности законоучителей Ездры и Нехемии (около 444 г. до н.э.), еврейский народ утверждается в качестве строго теократической замкнутой общины, резко обособленной от окружающего мира. Это нашло свое отражение, прежде всего, в этническом изоляционизме, то есть принципиальном несмешении с неевреями в браках, а также в бытовом и экономическом сепаратизме. Древнееврейский монотеизм оказался фактором столь сильным, что порожденные им настроения и доктрины сумели противостоять мощному ассимиляторскому влиянию эллинистической культуры.

Период истории иудаизма со П века до н.э. по VI век н.э. получил название талмудического. Он характеризуется обстоятельной систематизацией и нормативной ритуализацией иудейского культа, который из храмового священнодействия превратился во всепроникающую систему предписаний, иногда скрупулезно мелочных, для всех случаев жизни ортодоксального иудея, вплоть до требований подчеркивания своей принадлежности к избранному Богом народу с помощью особых деталей внешнего облика (прически, одежды). Наиболее полный Вавилонский Талмуд содержит 613 таких установлений.

Период истории иудаизма VI - XVIII веков именуется раввинистическим. Рассеяние евреев по странам Старого Света (Европа, Азия, Африка), а с XVII - XVIII веков - Нового Света (Америка) привело к образованию большого числа еврейских национально-религиозных общин. Они обладали внутренней автономией и возглавлялись раввинами (от древнееврейского слова «рабби» - мой учитель).

На существование еврейских национально-религиозных общин постоянное воздействие оказывал фактор антисемитизма - враждебного отношения к евреям как к низшей и порочной расе, способной лишь к нанесению ущерба народам, среди которых она живет. Зародившись еще в Древнем Риме, антисемитизм в средневековой Европе принял религиозную форму: утверждалась враждебность иудейской религии христианству и христианской цивилизации.

Антисемитизм активно использовался различными слоями средневекового общества для подавления экономических конкурентов и в целях политической борьбы. Результатом антисемитизма явилось постоянное перемещение значительных масс еврейского населения, уничтожение в результате преследований иудейских общин в одних странах и возникновение их там, где обстановка была более благоприятна.

В этих условиях иудаизм сыграл значительную роль в самосохранении евреев как этноса. Национальное и религиозное в душе верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход из еврейства, что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь, означало смерть: наложение херема - отлучения от синагоги и от еврейства - рассматривалось как самое страшное наказание.

К концу XIX века наряду с движениями, ведущими к ассимиляции евреев, сформировалось национально-политическое течение, ставящее целью воссоздание еврейского государства на исторической родине еврейского народа - в Палестине, получившее наименование сионизма (от названия холма Сион, на котором расположен Иерусалим). Его основоположником явился еврейский публицист из Австрии Теодор Герцль(1860-1904), автор книга «Еврейское государство».

В 1897 г. состоялся I Всемирный сионистский конгресс, проходивший в Базеле (Швейцария), на котором была создана Всемирная сионистская организация. Имевший своими истоками догматические положения иудаизма об «избранном народе Божием», сионизм, тем не менее, сделался явлением не религиозной, а светской политической жизни. В его рамках сложились самые разнообразные идейные течения - от религиозно-фундаменталистских до социалистических идей.

В XX веке процесс ассимиляции евреев получил наибольшее развитие в странах Западной Европы и на территории СССР. Но в итоге Холокоста (катастрофы) - физического уничтожения 6 млн. евреев в гитлеровской Германии и на оккупированной ею территории Европы погибла подавляющая часть европейских евреев, как ассимилированных, так и сохранивших традиционную культуру. Гитлеровский геноцид и вызванный им массовый психический шок не сломили, однако, еврейского национального духа. Напротив, фактами послевоенной истории мирового еврейства стали прорыв в неразрешимой ранее проблеме возвращения евреев в Палестину (образование в 1948 г. государства Израиль) и возвращение к иудаизму большого числа ассимилированных евреев, получившее наименование тшува (возвращение), а также связанное с этим оживление еврейской религиозной жизни как в Израиле, так и в диаспоре.

После образования в 1948 г. государства Израиль, еврейское население которого составили репатрианты, представлявшие различные группы еврейства, начался процесс образования принципиально новой еврейской этнокультурной общности. Она основана на языке иврит - современном разговорном и литературном языке, восстановленном на основе древнееврейского. Процесс этот пока далек от завершения.

Священные книги иудаизма. Первая по важности и почитаемости священная книга иудаистов - ТаНаХ (это аббревиатура, составленная путем сокращения названий его составных частей): Тора (Закон), Невиим (Пророки) и Кетувим (Писания). ТаНаХ идентичен Ветхому Завету христианской Библия. Он составлен из текстов, датируемых XV - V веках до н.э. и написанных на древнееврейском языке.

Два главных отличия ТаНаХа от христианской Библии: во-первых, его свод не содержит Нового завета - христианских священных книг, не признаваемых иудаистами; во-вторых, он заключает в себе 39 книг, в то время как христианская (христианский Ветхий Завет) - 50. Одиннадцать книг, написанных на греческом языке в
IV - I веках до н.э., в еврейский канон уже не вошли. Они содержатся в христианском Ветхом завете, причем католики считают их каноническими, а православные - нет.

Свой современный вид ТаНаХ приобрел в III веке до н.э. - I веке н.э. Окончательное оформление его текста проиизошло к VIII веку н.э. трудами масоретов (хранителей еврейского предания), отчего он также получил название «Масоретский канон».

По иудейской традиции 39 книг ТаНаХа разделены на три раздела. Первый раздел - Тора (Закон) или Пятикнижие Моисеево, является наиболее почитаемой частью иудейского канона и включает пять книг: Бытие (Берешит), Исход (Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим). Второй раздел - Невиим (Пророки) делится, в свою очередь, на старших Пророков (6 книг) и младших Пророков (15 книг). В третий раздел - Кетувим (Писания) вошли 13 книг.

Язык ТаНаХа - древнееврейский, является богослужебным языком иудеев. Характерна высокая степень сакрализации ТаНаХа у евреев. Сама книга почитается как предмет культа; обращение с ней строго ритуализировано. Тора в богослужении употребляется в виде свитков, навернутых на деревянные стержни - в таком виде она, по преданию, существовала в древние времена. Свитки Торы, пришедшие в негодность, не уничтожаются, а погребаются на еврейском кладбище (иногда их вкладывают в руки умершего).

В отличие от ТаНаХа, который считается зафиксированным живым словом Бога, свод религиозно-этических, ритуальных и правовых положений иудаизма, именуемый Талмудом (Изучение), - рукотворное создание нескольких поколений законоучителей. Исторический генезис Талмуда довольно сложен. Первая историческая ступень его формирования-толкования текстов ТаНаХа, так называемые мидраши, были составлены учеными евреями в послевавилонскую эпоху. Их совокупность составляет древнееврейскую гомилетическую литературу (мидрашим).

Несколько позже началась систематизация так называемой Устной Торы- законодательного материала, состоявшего из комментариев и разъяснений Торы, в течение долгого времени бытовавшего в устной традиции. Ее начал ученый иерусалимский законоучитель Гиллель в конце I века до н.э. - начале I века н.э. В конце II - начале III веков весь этот материал получил названиеМишна (Повторение).

Мишна включает 63 трактата, объединенные в 6 тематических разделов. В совокупности тексты этих разделов охватывают весь еврейский религиозно-бытовой уклад, детально и тщательно регламентируют всю установочную информацию ТаНаХа, доводя ее до уровня рекомендаций по конкретным ситуациям.

Главная цельМишны - помощь скрупулезному следованию заветам Бога в мельчайших проявлениях жизни, чтобы ощущалась непосредственная связь с Богом всяким правоверным иудеем.

Таким образом, Талмуд представляет собой своего рода энциклопедию еврейского мироощущения и мирообъяснения, практически недоступную неквалифицированному восприятию и пониманию, в силу своей исключительной своеобразности и прочной привязанности к древним образам и текстам. Среди неевреев бытует обыкновение иронически называть «талмудом» любой объемный и маловразумительный текст, проистекающее из неосведомленности и отчасти от религиозной нетерпимости, тем более что никто из неспециалистов Талмуда в глаза никогда не видел - его перевод на русский язык только начинает осуществляться.

Многослойность и энциклопедичностъ содержания, стилистическая пестрота, особый характер изложения, местами стенографически копирующий споры и диалоги раввинов, обилие сведений самого неожиданного характера (в том числе естественнонаучных, астрономических, математических) делают Талмуд не похожим на священные книги христиан (повествовательно-проповеднический Новый Завет) и мусульман (страстно экзальтированный и глубоко образный Коран).

Систематизация и толкование иудейского вероучения и ритуала активно продолжались и в раввинистическую эпоху.

Особо следует остановиться на каббалистической литературе. Каббала (буквально «предание») - эзотерическое теософское учение с элементами мистики и магии, возникшее внутри иудаизма в
I - III веках н.э. в еврейских общинах Палестины и Вавилонии. Свое окончательное оформление оно получило в Испании в XIII - XIV веках. Для Каббалы характерно стремление постигнуть сокровенный смысл Торы и других священных книг, заключающих, по мнению каббалистов, символическое описание Бога и Божественных процессов.

Вероучение иудаизма. Основой иудаистского вероучениях является последовательный монотеизм, не допускающий компромиссов. Это выражено в иудейском символе веры «Шема», которым начинается богослужение: «Слушай, Израиль! Господь наш Бог, Господь один!». Со временем среди последователей иудаизма сложился благочестивый обычай не употреблять в обиходной речи имени Бога, заменяя его словом «Адонаи» (Владыка). Закрепляя это правило, хранители текста Библии ставили к согласным буквам слова «Яхве» знаки огласовки для слова «Адонаи». Из этого соединения возникла ставшая широко распространенной транскрипция «Иегова» - искаженная форма имени «Яхве».

Божья воля открывается человеку через слово Бога, выраженное в Законе (Торе) и словах Пророков. Как считают иудаисты, первым народом, который Бог избрал для открытия своей воли через Закон, данный Моисею (Синайский завет), был народ Израиля. Отсюда его особая роль в истории.

Завершение исторического призвания народа Божия должно осуществиться через явление Мессии (от древнееврейского «машиах» - помазанник) - «помазанника Божия». Обряд помазания елеем (освященным маслом оливы) означал у древних евреев снисхождение Духа Божия на человека, избранного на царское служение. В тексте Библии говорится о том, что пророк Самуил совершил помазание на царство первого израильско-иудейского царя Саула.

Согласно иудаистскому вероучению Мессия - посланец Божий, явившись иудеям в виде смиренного учителя из рода царя Давида (преемника Саула), не только восстановит царство Израиля и соберет рассеянный по свету еврейский народ, но и установит на земле царство всеобщего мира и братства людей. В этом состоит основной пункт расхождения между христианством и иудаизмом. В то время как христиане признают Мессией Иисуса Христа («Христос» - греческое значение слова «помазанник»), иудаисты считают, что подлинный Мессия явится в будущем.

В XII веке вероучение иудаизма было систематизировано в виде 13 принципов веры: в существование Бога; в его единство; в его бесплотность; в его бесконечность; в богообщение посредством молитвы; в пророков, как выразителей воли Бога; в превосходство Моисея над другими пророками; в откровение Закона (Торы) Моисею на горе Синай; в нерушимость Закона; в Божественное провидение и справедливость; в приход Мессии; в воскресение мертвых; в бессмертие души. Эти положения позже были изложены в поэтической форме, составив особый синагогальный гимн - Игдал.

Религиозная практика иудаизма. В библейский период центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где в соответствии с предписаниями Торы совершалось ежедневное жертвоприношение (тамид).

В период вавилонского пленения, когда первый Храм был разрушен, место жертвоприношений заняла молитва, для совершения которой евреи стали собираться вокруг отдельных учителей - знатоков Торы (рабби). После разрушения второго Храма жертвоприношения были запрещены. Из вышеназванных собраний возникли иудейские молитвенные объединения, именуемыесинагоги (по-древнегречески - «собрания»). В иудаизме синагога представляет собой собрание евреев для совершения молитвы и научения Закону
(в «реформированном иудаизме» синагоги иногда именуют храмами). Такое собрание не предусматривает наличие специального здания и может проходить в любом помещении.

Специальные здания синагог возникают в раввинистический период. В средневековой Испании сформировался архитектурный облик синагог, которые строились в мавританском стиле. На Востоке, а в Новое время и в Европе существовали великолепные синагоги. Некоторые из них сохранились на фотографиях и рисунках. Огромная экспозиция макетов наиболее известных синагог создана в Тель-Авивском музее диаспоры в Израиле.

Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия (13-летнего возраста). Они составляют первичную иудаистскую общину - миньян (буквально «число», то есть кворум, необходимый для богослужения). В соответствии с традицией, восходящей к Храму, места для женщин в ортодоксальных синагогах отделяются перегородкой или размещаются на галерее, поскольку женщина в иудаизме считается религиозно неполноценной и религиозную ответственность за нее несет ближайший родственник-мужчина (отец, муж, брат). В то же время в реформированных синагогах мужчины и женщины молятся вместе.

Иудаистское богослужение состоит в общей и индивидуальной молитвах, чтении Торы, а также, в исполнении религиозных песнопений специальным хором общины под руководством и при личном участии особо подготовленного солиста-исполнителя (хаззана или кантора). Праздничным богослужениям соответствуют особые чины и порядок ритуальных действии.

В иудаизме отсутствует институт рукоположенного духовенства. В библейский период, согласно Торе, исключительным правом совершать храмовые жертвоприношения обладали аарониды - потомки Аарона, брата Моисея, а прислуживать при богослужении -левиты (евреи из колена (рода) Левин.

В раввинистическую эпоху право совершать публичные богослужения закрепилось за раввинами - учителями и толкователями Торы.

Раввины проходили обучение в йешивах - духовных школах при талмудических коллегиях Вавилонии, а затем - Испании и Германии. Позднее йешивы (дословно «собрание учащихся») создавались при наиболее крупных синагогах.

В иудаизме отсутствует жесткий иерархический институт церкви. В иудаизме приняты три обязательных ежедневных богослужения, совершаемых как публично - в синагоге, так и индивидуально - дома. Количество обязательных индивидуальных молитв строго не установлено. Считается, что верующий благочестивый иудей должен молиться как можно чаще, там и тогда, где и когда он сам чувствует в этом потребность. Традиционно молитва произносится вслух, громко, иногда нараспев, сопровождается частыми неглубокими поклонами. Коленопреклонение и ритуальные позы не приняты. Сакральные жесты (наподобие христианского крестного знамения) отсутствуют. Если верующий не знает или плохо помнит молитву наизусть, он может читать ее по книге. Полное сосредоточение и даже экзальтация при молитве считаются проявлениями благочестия. Беспокоить и отвлекать молящегося, - по нормам иудейской морали, значит проявлять крайнюю невоспитанность, граничащую с неуважением к вере.

Важной частью богослужения является каддиш - поминальная молитва, читаемая в течение годичного траура и в годовщины смерти сыном по умершим родителям. Во время утренних служб в понедельник, четверг и субботу читается по свитку Тора (в течение года она прочитывается полностью). Текст Торы за чтецом повторяют специально назначенные для этого Прихожане. По субботам, кроме того, читаются книги Пророков.

Богослужебным языком является древнееврейский, но в реформированном иудаизме практикуется богослужение и на живых разговорных языках. Ввиду того, что Бог, по иудаистскому вероучению, не имеет образной формы, иконография (священные изображения) в иудаизме не принята. Из синагогального убранства можно отметить многосвечники (менора), копирующие светильники Иерусалимского храма; ковчег - ларец со свитком Торы с изображениями льва и орла (древние символы Яхве); скрижали - каменные доски с начальными словами Десяти Заповедей; Могендовид (звезду Давида) - шестиконечную звезду, составленную из двух равносторонних треугольников. Происхождение Могендовида до сих пор дискуссионно. Согласно преданию его изображение было начертано на щите царя Давида, второго правителя Израильско-Иудейского государства. Изображения людей в иудаизме запрещены.

Культовая система в иудаизме. Ритуальная система, определяющая поведение религиозного иудея в быту, имеет не меньшее (если не большее) значение, чем молитвы и богослужения.

Один из самых главных и наиболее сакрализованных ритуалов иудаизма - обрезание (бритмила), ритуальная операция по иссечению крайней плоти у мальчиков на восьмой день после рождения. Это один из немногих обрядов, установленных еще в досинайские времена (согласно Библии - во времена Авраама). Он символизирует союз Бога и Израиля, являясь знаком принадлежности к «народу Божию».

Обрезание является первым из числа обрядов жизненного цикла верующего еврея, к которым относятся также Бар-Мицваи брак.

Бар-Мицва (Сын Заповеди) - это обряд религиозного совершеннолетия мальчиков. Согласно традиции по достижении 13-летнего возраста каждый еврейский мальчик может исполнять религиозные обязанности и нести ответственность за совершенные грехи. Поэтому в первую субботу после достижения мальчиком 13 лет он впервые призывается для субботнего чтения Торы во время синагогального богослужения. В XIX веке возник обычай отмечать также религиозное совершеннолетие девочек по достижении ими 12-летнего возраста, именуемый Бат-Мицва (Дочь Заповеди). Нередко оба эти обряда приурочиваются к празднику Шавоут.

Канон еврейского бракосочетания сложился в талмудический период. Он включает в себя обряд помолвки (киддущин), заключениебрачного контракта (ктубба) и брачную церемонию, совершаемую раввином в присутствии двух свидетелей. Семейно-брачные отношения детально регламентируются талмудическим законодательством. Допускается развод, для совершения которого муж должен вручить жене так называемое «разводное письмо» (гет).

Важное значение в иудаизме имеет система ритуальных пищевых запретов (кашрут). Полностью запрещено употребление в пищу мяса свиньи, непарнокопытных животных (лошади, осла), животных, не имеющих копыт (кролика, зайца), хищных птиц, рыбы, не имеющей чешуи. Иудаисты-ортодоксы едят лишь кошерное - ритуально чистое мясо жвачных парнокопытных (овец, коз, коров) и птиц, забитых шойхетом (резником) по особому ритуалу, причем из мяса должна быть полностью удалена кровь. Существует также запрет на одновременное употребление мясной и молочной пищи, и даже их смешивание в одной посуде. Трапезу, в которой принимают участие три и более человек, принято освящать чтением Торы и псалмов.

Из других обрядов иудаизма следует назвать микву - ритуальное омовение в специальном бассейне с проточной водой, также именуемом миквой, или в открытом водоеме. Согласно талмудическому закону микву должна совершить женщина по истечении семи «очистительных» дней с момента окончания регул, после чего супругам разрешается интимная жизнь. Перед трапезой и после нее совершается ритуальное омовение рук.

Весьма желательным для верующего иудаиста является традиционное одеяние, надеваемое мужчинами во время молитвы: талес - четырехугольное покрывало белого цвета с особым рисунком и кистями (цицит) по углам, круглая шапочка (кипа), а также молитвенный пояс неправильной формы, носимый под верхней одеждой так, чтобы его угол выглядывал наружу. Головные уборы у мужчин обязательны во время пребывания в синагоге. Религиозные евреи их не снимают никогда.

Древний обычай мужчин-евреев отпускать длинную бороду, не обстригая ее височных частей, а также длинные, иногда даже заплетаемые в косы, локоны по бокам головы (пейсы) в настоящее время не является актуальным. Эти атрибуты внешности крайне редко встречаются у современных верующих евреев, главным образом - у приверженцев ортодоксальных течений.

Иудейские праздники. Иудейское летосчисление ведется по лунно-солнечному календарю, вследствие чего исчисление конкретных дат по отношению к солнечному календарю является переходящим. Первым днем недели считается день после субботы, соответствующий христианскому воскресенью. Новые сутки в еврейском календаре начинаются накануне вечером с заходом солнца.

Еженедельным праздничным днем является суббота (Шаббат), соблюдение которой наряду с обрядом обрезания - важнейшая заповедь иудаизма. Для верующего еврея суббота - очень радостный день («Царица Суббота»). Ее празднование начинается накануне, когда за 18 минут до захода солнца хозяйка дома зажигает особые субботние свечи и произносит благословение. Завершается праздник субботним вечером через полчаса после захода солнца традиционным обрядом, именуемым хавдала (разделение) и символизирующим отделение праздников от будней.

Важную роль играет торжественная субботняя трапеза, устраиваемая после возвращения семьи из синагоги. Для этой трапезы, совершаемой по специальному ритуалу, готовится все самое лучшее - кушанья (особый плетеный пшеничный хлеб - хала), скатерть, посуда, нарядная одежда. В субботу запрещены все виды работ и занятия светскими делами. В еврейских местечках Восточной Европы специально нанимали слугу-нееврея для выполнения в субботний день тех работ, без которых невозможно обойтись.

Субботу принято посвящать молитвам и чтению Торы. Среди ежегодных иудейских праздников наиболее важными являются Пасха, Шавоут, Рош-га-Шана, Йом-Киппур, Суккот, Симхат Тора, Ханукка и Пурим. Охарактеризуем некоторые из них.

Пасха (Песах). Празднуется в 15-й день месяца нисана и продолжается в течение семи дней. Песах - некогда скотоводческий праздник жертвоприношения первенцев от стад, впоследствии слившийся с земледельческим праздником жатвы ячменя. Позднее Песах был связан с преданием об Исходе евреев из египетского рабства, описанном в 12-й главе Книги Исхода (вторая книга Торы).

С христианской Пасхой иудейская Пасха связана лишь совпадением событий священной истории. Христианская Пасха - праздник воскресения распятого Иисуса Христа, которое, согласно Евангелиям, совершилось в дни иудейской Пасхи. Отсюда проистекает не только схожесть названий праздников, но и их календарная близость.

Пурим установлен в честь легендарного события; описанного в ветхозаветной Книге Эсфирь (Эстер) и относимого к царствованию персидского царя Артаксеркса I (465- 424 гг. до н.э.), под властью которого находились тогда евреи. В упомянутой книге говорится, что намерения царского министра Амана истребить еврейский народ, были расстроены благодаря хитроумию одной из царских жен еврейки Эсфири (Эстер) и мудрости ее воспитателя Мардохея. В итоге евреи были спасены, а злодей Аман казнен. Современные историки считают события, изложенные в Книге Эсфирь, типичной восточной сказкой без реальной исторической подоплеки.

Помимо праздников в иудаизме приняты также посты, которые связаны со скорбными событиями еврейской истории. В отличие от уже упоминавшихся постоянных пищевых запретов иудаизма иудейский пост предусматривает полное воздержание от пищи и питья до захода солнца.

Отметим некоторые важнейшие особенности таких национальных религий как даосизм, конфуцианство, синтоизм.

Даосизм — национальная религия Китая. Основателем даосизма считается Лао-цзы, живший по преданию на рубеже VI-V вв до н.э. и изложивший свое учение в книге под названием «Дао-дэ-цзин» (Канон Пути и Благодати).

В «Дао-дэ-цзине» речь идет о едином первоначале всего сущего — единой субстанции и одновременно мировой закономерности —Дао (дословно — «путь»). Это понятие дало название даосизму (китайское дао-цзяо — «Учение Пути»). Впрочем, ничего даосского в самом понятии «дао» нет. Это одна из важнейших категорий всей китайской культуры. Специфично лишь ее осмысление даосизмом. Если в конфуцианстве Дао — путь нравственного совершенствования и правления на основе этических норм, то в даосизме Дао космологизируется, приобретая значение высшего первопринципа, мировой субстанции, источника бытия всего сущего.

Весь мир оказывается как бы проявлением, развертыванием Дао, Путем, воплощенным в сущем. Каждая вещь, доходя до предела своего созревания, вновь возвращается в глубину первопринципа Дао. Однако, человек может сходить с этого Пути, отступать от него, нарушая первозданную простоту естественности как своего бытия, так и вселенной. Проявляется это и в приверженности к многознанию и в создании усложненных социальных институтов. Поэтому «Дао-дэ-цзин» призывает к возвращению к изначальной природе, упрощению и естественности. И выражен этот призыв, прежде всего, в понятии «недеяния» (у вэй). Впрочем, он отнюдь не означает бездействия или пассивного существования. Под «у вэй» имеется в виду отказ от нарушения собственной природы и природы всего сущего, отказ от не сообразной с природой, основанной исключительно на эгоистическом интересе субъективной целеполагающей деятельности и включенности в единый поток бытия.

Однако, даосизм не был бы религией, если бы не ставил перед собой цели указать путь к сверхъестественному совершенству. Таким путем и стало сформировавшееся к началу нашей эры учение о бессмертии и способах его обретения.

Путь к бессмертию по даосскому учению предполагал занятия сложными методами особой психофизической тренировки (психотехники), во многом напоминавшей индийскую йогу. Она предполагала как бы два аспекта: совершенствование духа и совершенствование тела. Первый заключался в занятиях медитацией, созерцанием Дао и единства мира, и единением с миром и с Дао самого практикующегося. Второй заключался в специфических гимнастических (дао-инь) и дыхательных (син-ци) упражнениях, сексуальной практике для поддержания энергетического баланса организма и занятиях алхимией.

Вся даосская литература: философские тексты, сочинения по религиозной практике, книги по магии и астрологии были со временем собраны воедино и составили гигантского объема «Сокровищницу Дао» — «Даосский Канон» (Дао-цзан), начавший формироваться в V в. и окончательно сформировавшийся в ХV-ХVII вв. Его тексты являются ценнейшим источником для изучения всех аспектов даосизма и исследуются учеными многих стран мира.

Даосизм оказал значительное влияние на все аспекты духовной культуры Китая, и без его понимания невозможно по-настоящему глубоко оценить ни литературу, ни искусство, ни традиционную науку Китая. Глубоким было влияние даосизма и на другие страны Дальневосточного цивилизационного региона: Корею, Японию, Вьетнам.

Конфуцианство – философия и религия Китая. Само слово «конфуцианство» — европейского происхождения. Его китайский эквивалент — «жу-цзяо», означает «учение благовоспитанных (или просвещенных) людей», что позволяло некоторым ученым прошлого века даже называть конфуцианство «религией учёных». Впрочем, вопрос о том, является ли конфуцианство религией, достаточно сложен. Сам Конфуций отнюдь не учил вере в сверхъестественное. Напротив, он говорил: «Не знаем, что такое жизнь, как же можем знать, что такое смерть», «Не знаем, как служить людям, как же мы сможем служить божествам», «Почитай божества и духов, но отдаляйся от них» и т.п. На этом основании Конфуция иногда называют агностиком, хотя это неверно. Конфуций был глубоко предан ценностям общества своего времени и не подвергал сомнению его верования и культы. Не был обожествлен и сам Конфуций, всегда считавшийся только человеком, хотя и совершенным по своей мудрости.

И, тем не менее, мы имеем полное право рассматривать конфуцианство наряду с другими великими религиозно-философскими учениями и традициями Востока. Во-первых, влияние конфуцианства на все китайское общество было настолько глубоким, а его воздействие на систему ценностей традиционного Китая и этнопсихологию китайского народа настолько полным, что это ощущается и в сегодняшней жизни народа. Во-вторых, на протяжении более чем двух тысячелетий (с рубежа II- I вв. до н.э. и до свержения монархии в 1911 г.) конфуцианство, являясь официальной идеологией Китайской империи, по существу выполняло в обществе те же функции, что и государственные религий в других культурах.

Европейское название это религиозное учение получило от латинизированной формы фамилии и титула своего основателя (Конфуций — от Кун Фу-цзы, т.е. Мудрый учитель Кун). В Китае его также часто называют Кун-цзы — философ Кун.

Конфуций (551-479гт. до н.э.) жил в эпоху раздробленности страны и постоянных междоусобиц (в эпоху перемен) и в его учении в полной мере отразилась как эта эпоха, так и стремление к преодолению порожденного ею хаоса. Родился Конфуций в аристократической, но обедневшей семье в царстве Лу (восточный Китай, современная провинция Шаньдун). В раннем детстве он осиротел, вел весьма скромный образ жизни, пока ему не удалось найти средства для путешествия в царский домен — государство Чжоу, где Конфуций долго работал в царском книгохранилище. Согласно легенде, там он встречался и беседовал с Лао-цзы, с которым Конфуций не соглашался, хотя, как говорит та же легенда, и относился к нему с величайшим почтением. По возвращении на родину Конфуций получил широкое признание в качестве знатока музыки (по китайским представлениям музыка не только отражала вселенскую гармонию, но и способствовала ее воссозданию в обществе) и древних ритуалов. Вскоре он открыл свою школу, став первым профессиональным педагогом в истории Китая. Многие ученики Конфуция стали впоследствии известными государственными деятелями и учеными, однако сам Конфуций, стремившийся на практике воплотить в жизнь свои социальные теории, так и не получил значимого государственного поста, в поисках которого он иногда отправлялся в очень далекие и подчас опасные путешествия по государствам Китая того смутного времени. Скончался Конфуций в своем родном городе Цюйфу, где и сейчас находится его мемориал, и проживают его отдаленные потомки.

Первоначально конфуцианство было лишь одним, хотя и очень влиятельным, учением древнего Китая, существовавшим наряду с другими учениями (даосизм, моизм, легизм и др.). Однако, после объединения Китая и создания стабильной централизованной империи Хань (206 г. до н.э.— 220 г. н.э.), оно постепенно усилилось, и на рубеже II и I вв. до н.э. стало, наконец, государственной идеологией императорского Китая.

В основе конфуцианства лежит идея гармонии принципов личного нравственного самосовершенствования и деятельности, направленной на упорядочение государства во имя создания идеального общества, соответствующего древним образцам. Предполагалось, что нравственное самосовершенствование является предпосылкой успешной деятельности на государственном поприще, которая в свою очередь представляет собой цель нравственного развития личности.

Государство мыслилось конфуцианцами как аналог большой патриархальной семьи, в которой император должен играть ту же роль, что и полновластный глава клана или рода. Поскольку традиционная китайская семья была жестко иарархизована, и в ней господствовал принцип беспрекословного подчинения младшего старшему, конфуцианская доктрина также предполагала соблюдение норм иерархической соподчиненности. Эти нормы были выражены в так называемых в «пяти взаимоотношениях» - отношениях между государем и подданными, между отцом и детьми, между старшими и младшими братьями, между мужем и женой и между друзьями.

Важным принципом конфуцианства является также учение об «исправлении имен» (чжэн-мин), согласно которому каждое имя (государь, отец, сын и т.д.) должно соответствовать своей «сущности», то есть социальное положение человека должно определять характер его поведения.

Идеальная личность конфуцианства называлась «благородным мужем» (цзюнь-цзы). «Благородным мужем» мог быть любой человек, независимо от происхождения, единственный критерий его «благородства» — строгое и неукоснительное следование нормам конфуцианской морали.

Большую роль играл в конфуцианстве унаследованный из архаических верований, но переосмысленный им культ предков. Конфуцианство отнюдь не предписывало своим последователям верить в реальное присутствие предков во время жертвенных актов и даже не утверждало о бессмертии их душ. Важно было вести себя так, как если бы (жу-цзай) предки действительно присутствовали» демонстрируя этим свою искренность (чэн) и развивая в себе гуманность — сыновнюю почтительность и уважение к семейным ценностям, и к древности.

После того, как конфуцианство стало официальной идеологией империи, его идеи оказали сильнейшее влияние на формирование всей ее политической системы. Сильнее всего это проявилось в системе экзаменов, главном способе формирования чиновничьего корпуса государства. Экзаменующийся (а им, теоретически, мог быть любой человек, если он не был сыном проститутки, актера или парикмахера) должен был во время экзамена продемонстрировать свое знание конфуцианской классики и умение применять ее принципы при решении современных политических проблем. Эта система благополучно существовала в Китае до 1905 г., когда она была заменена европейской общеобразовательной системой.

Если конфуцианская и даосская религии выросли из философских систем, то истоками национальной религии Японии — синтоизма— были древние религиозные верования японцев, прежде всего культ умерших предков и культ природы.

Синтоизм сформировался в VII—VIII вв., хотя само название «синто» (японское заимствование из китайского — «путь богов») появилось значительно позже.

Синтоистская религия политеистична. По представлениям синтоистов, весь мир населен миллионами ками — божеств и духов. Во главе же всего пантеона богов стоит солнечная богиня Аматэрасу Омиками. Считается, что внук Аматэрасу — Ниниги, посланный ею на землю, основал японскую императорскую династию, сохранившую и поныне свою власть. Вплоть до окончания Второй мировой войны, синтоисты обожествляли особу японского императора. И, несмотря на то, что по окончании войны японский парламент специальным актом дезавуировал доктрину божественного происхождения императора, многие синтоисты до сих пор продолжают считать умерших императоров богами. Специфичен для синтоизма и культ погибших на войне солдат, которые после смерти становятся, по синтоистским представлениям, ками. С этим культом, в частности, связан и обычай самопожертвования добровольцев-смертников, принявших решение отдать жизнь за родину, — камикадзе.

Священными книгами синтоизма считаются Кодзики и Нихонги, написанные в первой половине VIII в. Кодзики содержит мифы космогонического и героического характера. В ней в мифологической форме повествуется о происхождении мира, Японии и японцев, а также описывается созидательная деятельность богов и культурных героев. Нихонги представляет собой в основном японские исторические хроники, есть там и мифы о происхождении мира и Японии, частично повторяющие сюжеты Кодзики.

Синтоистские обряды довольно просты и легко выполнимы. Они преимущественно состоят из молитв и жертвоприношений, которые совершаются в храмах (дзиндзя).

Для Японии с ее поликонфессиональностью весьма характерно посещение одним и тем же верующим и синтоистских и буддийских храмов, причем нередко бывает, что для одних обрядов выбираются синтоистские храмы, для других — буддийские. Так, обряды, связанные с рождением ребенка, обычно совершают в синтоистских храмах, а похоронные ритуалы — в буддийских храмах. Что касается свадебных церемоний, то их чаще проводят в синтоистских храмах, чем в буддийских.

Для синтоизма весьма характерны красочные храмовые праздники — мацури, собирающие большое число людей.

Символический знак синтоистской религии — особой формы деревянные ворота тории, открывающие путь к храму дзиндзя.

Определить численность приверженцев двух основных распространенных в Японии религий — синтоизма и буддизма — почти столь же трудно, как выяснить число сторонников разных религий в Китае. И синтоистская, и буддийская церковная статистика указывают в качестве своих адептов большую часть жителей Японии, что, принимая во внимание феномен поликонфессиональности, в общем-то, не должно удивлять. И все-таки при постановке во время социологических обследований прямого вопроса о том, какой религии верующий отдает предпочтение, подавляющее большинство японцев отвечают, что считают себя в первую очередь буддистами.

3. Буддизм - Часть 1 Буддизм - Часть 1. Возникновение и особенности буддизма. Основатель буддизма и география распространения. Буддистское вероучение и культ. Религиозная система буддизма. Основные направления в буддизме: хинаяна, махаяна, ваджраяна. Культовая практика буддизма. Институт монашества в буддизме. Монастыри и храмы. Региональные формы буддизма. Буддизм - Часть 2. Религиозная система буддизма и буддийская философия. Из курса философии известно, что одно из главных различий между западной и восточной философиями состоит в том, что восточная традиция не пыталась четко разграничить философию и религию. Это, разумеется, влечет за собой сложные проблемы. И одна из них – в размытости границ буддизма как религии. Если буддизм рассматривать только как религию, то она покажется непохожей на наши представления о религии, сложившиеся в рамках западной культурной традиции. Прежде всего, буддизм, как религия, никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизованных социальных институтов и, тем не менее, сохранил до сего дня большую часть своих внешних форм, но главное – содержание, центром которого спустя и 25 веков остается человек, а отнюдь не Бог и не идея. Каждый из нас (в соответствии с буддистским учением) является творцом не только собственной судьбы, но и Вселенной, поскольку лишь совокупность наших дел, слов и мыслей вершит круговорот жизней индивида и мировой процесс. Для этого не надо приносить жертвы, а стоит лишь научиться жить, сообразуясь со здравым смыслом, т.е. находить во всем «золотую середину». Будда назвал свое открытие Срединным Путем, пролегающим между крайностями человеческого существования (например, между жаждой наслаждений и полным отказом от них). Возникновение и особенности буддизма Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он сформировался в VI - V веках до нашей эры в Древней Индии на базе многовековой религиозно-философской традиции индийской культуры (ведизм, брахманизм), создав уникальную по масштабности и разнообразию каноническую литературу и многочисленные религиозные институты. Древняя Индия являлась страной глубокой религиозной и философской мысли. Индийские религиозные мыслители характеризовали буддизм тремя основными признаками (трилакшана), отличающими его от других религий: признание непостоянства мира (анитья); отсутствие вечной души (анатта) иопределение жизни как страдания (духка). Широкая интерпретация философских положений буддизма содействовала его ассимиляции с различными местными культурами, религиями и идеологиями. Это позволило буддизму проникнуть во все сферы общественной жизни - от религиозной практики и искусства до политико-экономических| теорий, от философии власти до норм бытового поведения. По этой причине буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как идеологию, и как культурный комплекс, и как образ жизни. Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения, культуры и традиции. Сложные общественные отношения и высокая городская культура, включавшая в себя и письменность, и развитые формы искусства, существовали здесь одновременно с такими древними очагами мировой культуры, как Месопотамия и древний Египет, в ряде отношений превосходя последние. Религиозная традиция Древней Индии восходит к Ведам Ведизм, или ведийская религия, уже содержит черты, характерные для более поздних индийских религий (брахманизма), в том числе и буддизма. К ним можно отнести представление о том, что все существующее живое связано между собой во времени постоянными переходами из одного телесного состояния в другое (переселение душ или перевоплощение), учение окарме, как о силе, определяющей форму этих переходов. В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей, объявляя, что деление людей на варны (касты в древней Индии) установлено высшим божеством - Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась учением о карме - тем, что во всех несчастиях человека виноваты деяния, совершенные им в прежних перерождениях. Возникновение буддизма связано с базовыми ценностями ранней общеиндуистской культуры, многие из которых он воспринял и развил. К этим базовым идеям (понятиям) всей индо-буддийской культуры относятся: понятия кармы, сансары, атмана и мокши (нирваны). Согласно всем индийским учениям (брахманизму, буддизму, джайнизму), эмпирическое существование живых существ регулируется законом кармы, то есть законом причинно-следственных отношений, распространенным на сферы бытия. Само слово «карма» означает «дело», «действие». Все формы бытия с неизбежностью переходят из одного существования в другое, причем, сама природа кармически обусловленных рождений-смертей полагает доминирование страдания как фундаментальной характеристики существования. Это безначальное и бесконечное чередование рождений-смертей, круговращение живых существ под воздействием закона кармы, регулирующего благие и неблагие формы рождения, называется на санскрите сансарой. Хотя закон кармы со времен ранних упанишад признается всеми религиозно-философскими учениями Индии, в его интерпретации есть некоторые различия. Так, отвергающий идею Бога буддизм склонен рассматривать функционирование кармического принципа по образцу безличного и объективного закона. Но от страданий сансары можно избавиться, освободиться. И это освобождение считается высшей религиозной ценностью и целью индийских учений. Разные традиции различным образом характеризуют природу освобождения, но именно буддизм предложил миру наиболее привлекательное учение о преодолении страдания и достижения освобождения (нирваны). Основатель буддизма и география распространения. Жизнеописания основателя буддизма составлялись спустя несколько столетий и сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха (на пали Сиддхаттха, букв.: Достигающий цели, Преуспевающий) Гаутама (из рода шакьев). Отца его звали Шуддходана (на пали — Суддходана, букв. «Имеющий рис»), мать — Майя (Иллюзия). Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту (на пали — Капилаватгху) до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре («Хранительница славы»), и у них родился сын Рахула («Схватывающий на лету»). На улицах столицы Сиддхартхе встретились старик, прокаженный, похоронная процессия и отшельник. Эти четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и тревог. Он решается отказаться от права на царствование, покидает семью и уходит в отшельники

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в религиоведение. Религия как социокультурный феномен

Происхождение и ранние формы религиозных верований Часть Происхождение религии Ранние формы религиозных верований Происхождение и ранние... Происхождение и ранние формы религиозных верований Часть... Происхождение и ранние формы религиозных верований Часть Происхождение религии Ранние формы религиозных...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Национальные религии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Происхождение религии
Попытки понять сущность, происхождение, назначение религии сопровождают всю историю человеческой мысли. В далеком прошлом исследование этих проблем традиционно происходило в рамках скептицизма и на

Ранние формы религиозных верований
Большинство религиоведов склонны рассматривать тотемизм в качестве одной из наиболее ранних форм религии (хотя есть и другие точки зрения) как в силу его значительной примитивности

Религиозная система буддизма и буддийская философия
Учение Будды при своем возникновении еще не было религией, ибо понятие личного божества в нем отсутствовало. Превращение буддизма из философско-нравственной концепции совершенствования личности в р

Происхождение и историческая эволюция христианства
Христианствовозникло в I в.н.э. в Палестине, находившейся в составе Римской империи, и оказало определяющее влияние на формирование западной цивилизации. Именно христианство сформи

Идейные истоки и сущность христианства
Идейные истоки христианства восходят к иудаизму, а также к философии неоплатонизма. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное писание христиан - Библия вклю

Вероучительная догматика христианства
Вероучительная догматика христианства изложена в трех исторических символах (исповеданиях) веры: Апостольском, Никейском (илиНикео-Константинопольском) и Афанасьев

Христианская мораль и культовая практика
В христианской религии существует система этических предписаний, отражающая ее безупречные моральные идеалы. Основные нравственные требования, предъявляемые к христианам, со

Православное богословие и православная философия
Специфика православия проявилась в том, что оно получает статус главенствующей религии, а церковь трансформируется в элемент имперской структуры. Могущество империи связывалось, прежде всего, с бог

Особенности католического вероучения, культа и церковной организации
Католицизм (греч. всеобщий, позже — вселенский) — одно из направлений в христианстве. Если в средневековье термин «католическая церковь» употребляется для того, чтобы

Католическая философия. Неотомизм
Неотомизм - влиятельное течение в философии католицизма. После периода расцвета в XIII — XV вв. и последующей утраты своих позиций в интеллектуальной жизни Западной Европы м

Протестантизм: особенности вероучения, организации и культа
Протестантское направление христианства возникло в ходе широкого общественно-религиозного движения в Европе XVI века, получившего наименование Реформации. Историки связывают

Протестантская теология и философия
Протестантская ортодоксия была разработана М.Лютером, Ж.Кальвином и др. М.Лютер противопоставил умозрительной философии и теологии, направленной на познание сущности Бога и его атр

Возникновение ислама и современная география распространения
Ислам — религия Книги, Корана (арабск. ал-Куран), что в переводе с арабского означает «чтение». Первым словом, которым ангел небесный предварил откровение Божие, данное

Источники исламского вероучения
Ислам - религия «людей Книги», писания, посланного людям через пророков. Священная книга мусульман — Коран (от араб. «ал-куран» — «чтение вслу

Догматические и ритуальные основы ислама
Догматической и ритуальной основой ислама являются пять столпов веры: 1) исповедание веры (шахада); 2) молитва (салат); 3) пост (

Мусульманское право. Шариат
Неразделенность светской и духовной властей в исламской общине потребовала включения в ислам помимо вероучительной и обрядовой, также и более широкой нравственно-правовой основы, получившей названи

Конфессиональная организация ислама
Отличительная черта ислама - отсутствие института церкви. В первые века халифата конфессиональная и государственная организации совпадали: халиф являлся главой общины и светским пр

Мусульманская философия. Суфизм
Суфизм (от слов: «суфи» - шерстяная одежда; «тасав-вуф» - учение о сокровенном) - сформировавшееся внутри ислама течение, отстаивающее мистический путь познания Бога вплоть до полн

Своеобразие религиозной системы ислама
Говоря о процессе возникновения и распространения ислама, крупнейший российский востоковед академик В.Бартольд указал на такие его особенности, как быстрота формирования и изначально государственны

Феномен нетрадиционной религиозности
Нетрадиционная религиозность - новое духовное явление XX века. Возникновение «новых сект», «новых религий» зафиксировано в США в 50- 60-х годах XX в. Новые духовные объедине

Религиозно-философские учения и духовные движения второй половины XIX - XX столетия
Теософия - система оккультных учений о скрытых возможностях человека, предлагающая путь к достижению абсолютного знания, абсолютной власти и бессмертия. При обладании

Движение Нью-Эйдж и духовные лидеры нашего времени
На Западе, начиная с 60 - х. гг. XX в., необыкновенную популярность приобрело движение Нъю-Эйдж, что в переводе с английского означает «новый век». Идеи движения Нъю-Эйдж проникли

Понятие сводомыслия и его исторические формы
Свободомыслие – это духовная деятельность, исходящая из признания права разума на свободное, критическое рассмотрение религии, свободное исследование действительности.

Свобода совести. Правовые основы свободы совести в Республике Беларусь
Важное место в системе личных (гражданских) прав и свобод человека занимают свобода совести и свобода вероисповедания.Понятие совесть означает чувств

Конституционно-правовое положение религиозных организаций в Республике Беларусь
Конституционно-правовое положение церкви и религиозных объединений в различных государствах зависит от множества разных факторов, в том числе от исторических традиций, духовно-нравственной ориентац

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги