рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Введение в религиоведение. Религия как социокультурный феномен

Введение в религиоведение. Религия как социокультурный феномен - раздел Религия, Введение В Религиоведение. Религия Как Социокультурный ...

Введение в религиоведение. Религия как социокультурный феномен

Религиоведение: предмет и структура.Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии.Структура религии.Функции религии.Классификация религий.

Религиоведение: предмет и структура

Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания - философские,… Религиоведение сегодня ориентируется все больше на цивилизационный подход к… Религиоведение как отрасль знания и учебная дисциплина содержит ряд разделов, основными из которых являются: философия…

Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии

· Религия - один из компонентов духовной сферы общества наряду с культурой, образованием и наукой; · Религия - один из фундаментальных институтов человеческого общества; · Религия - сфера общественного сознания (наряду с идеологией, научными знаниями, обыденными мнениями), отличительной…

Структура религии

Религиозное сознание (вера).Современные исследователи выделяют существенные особенности религиозного сознания (причем интегративной чертой… Важнейшими элементами религиозного сознания являются: · убежденность в существовании явлений, обладающих сверхъестевенными свойствами. Такими сверхъестественными…

Функции религии

Мировоззренческую функцию религия реализует, благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу.… Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность,… Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в…

Классификация религий

В религиоведении сложились разные классификации религий по тем или иным критериям, признакам. С учетом историко-стадиальных этапов развития этносов выделяют ранние (родо-племенные, первобытные), национальные и мировые религии.Родоплеменные религиозные верования сложились в условиях первобытно-общиннного строя. Они стихийно вырастали из условий жизни рода и племени.

Национальные религии складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества. Они отражали условия жизни народности, а затем и нации, сакрализовывали эти этносы, их государства, глав этих государств. Их носителями являются в основном представители данного этноса. Этим религиям свойственна детальная ритуализация обыденного поведения людей (вплоть до организации приема пищи, соблюдения гигиенических правил и т.д.), специфическая обрядность, строгая система предписаний и запретов, отделяющих представителей данных религий и этносов от последователей других этнорелигиозных общностей. Из ныне существующих к этому типу религий относятся индуизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство и др.

Мировые религии - буддизм, христианство, ислам - генетически связаны с родоплеменными и национальными, но существенно отличны от них. Мировые религии появились в эпохи великих исторических поворотов, в условиях складывания «мировых империй». В мировых религиях нашел отражение образ жизни больших регионов, разных классов, сословий, каст, племен, народностей. Мировым религиям свойствен сильно выраженный прозелитизм, пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический космополитический характер, обращена к представителям разных социальных групп; эти религии проповедуют идею равенства людей.

Итак, в наиболее распространенной классификации религий выделяют ранние (первобытные или родоплеменные религии),национальные (национально-государственные религии) и мировые религии.

В последующих лекциях они станут предметом нашего рассмотрения. Причем сразу подчеркнем, что особое внимание в нашем курсе будет уделено мировым религиям, сыгравшим важнейшую роль в формировании современного облика человеческого общества и явившимся духовной основой современных цивилизаций.

Необходимо также отметить и такое явление в современном мире как нетрадиционные религии и культы- новые религиозные движения и группы, возникшие в 60-70-е годы XX века и получившие распространения в США, Западной Европе и других регионах мира. Их появление связывается с крупными социально-политическими и культурными переменами в современном мире, ослаблением позиций традиционных религий. Разочарование в официальных ценностях потребительского общества, чувство одиночества и потеря смысла - все это явилось социально-психологическим фактором поиска новой системы ценностей, новой науки жизни.

Последователями «нетрадиционных религий» является преимущественно молодежь, поскольку именно ей присущ обостренный поиск смысложизненных ориентаций и именно молодежь тяготеет в силу ей присущих социально-психологических особенностей ко всему новому, таинственному, непознанному. Феномену нетрадиционной религиозности будет посвящена отдельная лекция.

Подводя итоги первой лекции, можно констатировать, что религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности, она через систему культовых действий организует повседневную жизнь, с помощью освоения вероучения структурирует мировоззрение, заставляет задуматься об основах и смысле собственной жизни.

Происхождение и ранние формы религиозных верований - Часть 1

Происхождение религии

Современные религиоведы установили, что уже нельзя найти ни одного народа и ни одного племени, сколь бы примитивным оно ни было, не имеющего… XVIII век — век просветительского атеизма. Происхождение и сущность религии,… В немецкой классической философии взгляд на религию коренным образом меняется. Г.Гегель рассматривал ее в свете…

Ранние формы религиозных верований

Обычно под тотемизмом понимаются представления, предполагающие наличие коллективного родства между группой (например, племенной) людей и… Фетишизм(от порт. Fitico – магическая вещь) - культ неодушевленных предметов —… Анимизм (от лат. анима — душа, дух) — одухотворение природных объектов и явлений, приводящее к тому, что в сознании…

Национальные религии

Индуизмявляется национальной религией, которую и сейчас исповедует большая часть населения Индии. Индуизм теснейшим образом связан со всеми… Индуизм не может быть понят без обращения к его основным религиозным… Религиозное учение индуизма. Под «атманом» в индийской религиозно-философской традиции понимается основа психической…

Новые нетрадиционные религиозные движения и культы

Феномен нетрадиционной религиозности.Религиозно-философские учения и духовные движения второй половины XIX - XX столетия.Особенности и классификация новых религиозных движений и культов.Движение Нью-Эйдж и духовные лидеры нашего времени.

Феномен нетрадиционной религиозности

В то же время можно сказать, что ни одно из вышеуказанных названий не отражает адекватно природу новой религиозности. Например, название «секты» не… В зависимости от степени влияния культ поклонения может быть позитивным, а… Нетрадиционная религиозность - это духовное явление достаточно сложное и трудно поддающееся религиоведческому…

Религиозно-философские учения и духовные движения второй половины XIX - XX столетия

Слово «теософия» происходит от греческих слов и буквально означает «божественная мудрость». Самые ранние элементы теософии прослеживаются ещё в Древней Индии, где термин… Теософское учение с самого начала формировалось как синтез философских идей и религиозных воззрений различных эпох и…

Особенности и классификация новых религиозных движений и культов

«Новые религии» можно определить по своему содержанию как симбиоз отдельных идей, представлений и культовых требований, заимствованных из разных религий и их течений, приспособленный к новым условиям социально-экономического и научно-технического развития общества XX века. В итоге получается сложное духовное образование, искусственное сплетение и смешение разнотипных, противоречивых составляющих - рационального и иррационального, научного и псевдонаучного, религиозного и псевдорелигиозного, реального и мистического. Культовая сторона отличается особо сложной системой целенаправленного воздействия на психику прозелитов (новообращенных), изменяющей их сознание, вторгающейся в область подсознания. Главную роль в неокультах играет их основатель - «пророк», «гуру», «учитель», «наставник». В основном - это псевдорелигиозные образования, лишь эксплуатирующие идеи, образы традиционных религий, вплетенные в псевдонаучные учения в научной упаковке (терминологии), «обосновывающие» истинность древнейших идей бессмертия души, конца мира и т.п.

Религиозный ренессанс, настоящий взрыв новых культов — характерная особенность XX столетия.

Современное богоискательство проявляет себя на всех континентах в разнообразных формах. Быстрое распространение нетрадиционной религиозности, с одной стороны, вызывает нападки и критику, с другой — находит немалое число приверженцев и почитателей. Буквально из ничего вокруг пророка, еще вчера никому не известного, возникают крупнейшие религиозные центры. Ныне с мировыми религиями — христианством, исламом и буддизмом — соседствуют около 30 тыс. иных религиозных учений и культов. Без сведений о новых религиях, вновь появляющихся пророках и святых представление о духовных исканиях человечества было бы неполным.

Среди так называемых «новых» религий выделяется Общество «Сознание Кришны»(вайшнавы). Что же представляет собой движение членов Общества сознания Кришны (или, как они сами себя называют, вайшнавов)? Вайшнавизм — это одно из двух основных направлений в индуизме. Он основывается на поклонении Кришне (Вишну) как высшей личности Бога.

Учение вайшнавов основывается на древнейших священных писаниях мира - Ведах, вернее, ее части, описывающей духовное бытие человека. Суть этого знания изложена в таких классических писаниях, как Бхагавад-гита, Шримад Бхагаватам (Бхагавата пурана).

«Бхагавад-гита» является своею рода «библией» вайшнавов.
В переводе с санскрита название «Бхагавад-гита» означает «Песнь Бога». Гита представляет собой диалог между Кришной - Верховной Божественной Личностью, и Арджуной, его близким другом и учеником, перед началом битвы на поле Курукшетра, состоявшейся более
5 тыс. лет назад. Бхагавад-гита - это философский трактат, содержащий анализ пяти основных предметов познания: практики -материального мира, калы - вечного времени, кармы - деятельности, дживы - живого существа и Бхагавана - Высшей Божественной Личности. В рамках этих пяти тем рассматриваются: вопросы сознания и сверхсознания, йога (связь с всевышним), вселенская форма, восемь первоэлементов материи, идеальное устройство общества, разновидности веры, различные философские и эмпирические системы, качества личности, природа Абсолюта и пути его достижения.

Центральное место в традиции сознания Кришны занимает бхакти (путь преданного служения Богу). Цель бхакти - пробудить в человеке чистую изначальную любовь к Богу, что, согласно учению Вед, является критерием истинной религии.

Вайшнавская традиция утверждает: мы - не материальные тела, а души, духовные частицы, связанные друг с другом через Кришну, единого Высшего отца. Кришна - вечный, всеведущий, вездесущий, всемогущий и всепривлекающий Бог, тот самый Бог, о котором говорят все основные священные писания мира. Он - дающий семя отец всех живых существ и источник энергии, поддерживающий Вселенную. Наша жизнь не прекращается со смертью тела, индивидуальность сохраняется и после смерти. Вопрос лишь в том, сумеем ли мы распорядиться данной нам свободой выбора, начнем ли служить Верховного Господу с любовью и преданностью.

На протяжении своей многотысячелетней истории «бхакти» то угасало, то вновь обретало всеобщую популярность. Так произошло, в частности, в XV в., когда бхакти проповедовал знаменитый религиозный деятель Индии Шри Чайтанья (1486-1534), последовательный борец против кастовой системы и угнетения женщин.

Дело Чайтаньи продолжали многие мыслители, но особую роль в судьбе вайшнаизма сыграл А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896-1977), благодаря которому и началось массовое движение за возрождение ведической культуры на Западе. Соблюдая древние индийские религиозные традиции четырех этапов жизненного пути, Бхактиведанта Свами постепенно оставил семейные обязанности, посвятив все свое время научной и литературной деятельности, а в 1959 г. в возрасте 63 лет принял саньясу - обет отречения от мира - и получил титул свами (овладевший умом и чувствами).

Прабхупада внес выдающийся вклад в исследование и популяризацию Вед - его перу принадлежат в общей сложности свыше восьмидесяти переводов с санскрита и подробных комментариев к ним, трактатов и монографий.

Международное общество сознания Кришны (МОСК) как миссионерское движение, правопреемник вайшнавской культуры, было зарегистрировано в 1966 г. в Нью-Йорке, через год после приезда туда Шрилы Прабхупады. По мнению специалистов. Прабхупаде удалось полностью сохранить высокий стандарт религиозных принципов вайшнавской культуры.

Общество Сознания Кришны ставит своей целью одухотворение человеческой жизни, возвышение сознания людей. Выступая за возрождение духовности в обществе, оно призвано одновременно повысить его благосостояние путем следования Ведам, древнейшему источнику духовных и материальных знаний.

Вайшнавы убеждены, что следование религиозным принципам может изменить лицо общества к лучшему, избавить человечество от насилия, коррупции и лжи. Члены Общества Сознания Кришны стараются дать пример такого альтернативного образа жизни. Они считают, что сознание Кришны - это не просто религия, а образ жизни со своим духовным этикетом.

Все вайшнавы - вегетарианцы. Вайшнавы едят только то, что вначале было поднесено Кришне, выражая тем самым свою преданность Богу. Образ жизни приверженцев сознания Кришны предполагает также строгое соблюдение регулирующих принципов, необходимых для чистоты духовной жизни: отказ от нечистых продуктов питания - мяса, рыбы, яиц, одурманивающих веществ, включая алкоголь, табак, чай и кофе, половой жизни вне брака и азартных игр.

Современные вайшнавы строго следуют традициям своих духовных предшественников. Основой религиозной практики сознания Кришны является изучение священных писаний индуизма, воспевание различных ведических гимнов и мантр (молитв). Наибольшее внимание вайшнавы уделяют мантре «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе», состоящей из изначальных имен Бога. Имя «Кришна» означает «всепривлекающий», «Рама» - «всерадующий», «Харе» - это звательный падеж от слова «Хара», обозначающего духовную энергию Бога. Содержание этой мантры таково: «О, всепривлекающий, всерадующий Господь, позволь мне служить Тебе».

Ныне МОСК насчитывает свыше 500 храмов, а также не поддающееся строгому учету большое количество «нама-хатт», т.е. небольших центров, где регулярно собираются люди, интересующиеся этой культурой.

Трансцендентальная медитация - неоиндуистский психотерапевтический (медитационный) культ, основанный в середине 50-х годов индусом Махеш Прасад Варма (1918 г.р.), принявшим ритуальное имя Махариша. Махариши в переводе с санскрита означает «великий святой» («маха» — «великий» и «риши» — «мудрец», «святой»; в древности так называли создателей эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна»).

В начале 60-х годов в США и Западной Европе распространяется медитативная техника (наука творческой интеллигенции), в настоящее время перешедшая свой зенит.

Основная идея Махариши такова: сознание и разум любого человека питаются из единого творческого источника, который глубоко скрыт от повседневной жизни, подобно корням деревьев. Чтобы достичь этого источника гармонии и огромной энергии, человек должен проникнуть в глубь себя, совершить переход, трансценденцию — отсюда название метода ТМ.

Что же мешает человеку самостоятельно совершить этот переход? Всё дело в том, что органы чувств направлены исключительно на объекты внешнего мира, с их помощью нельзя постигнуть бытие. «Только когда чувственное восприятие закончилось, может быть достигнута трансцендентальная область бытия. До тех пор пока мы воспринимаем посредством наших органов чувств, мы находимся в области относительного», — говорит Махариши. Он предлагает решать эту проблему с помощью мантры. Мантра — это специальный звук или набор звуков, освобождающий ум от тревог. Каждому из своих учеников Махариши (а впоследствии и учителя, подготовленные по его методике) подбирал особую мантру, которая помогала войти в нужное состояние. Мантры, которые Махариши давал своим ученикам, были строго индивидуальны и не подлежали разглашению. Делалось это не только потому, что секреты древнего мистического знания должны передаваться лишь от учителя к ученику. Махариши считал, что если человеку без предварительного обучения просто будет показано, как медитировать, он вряд ли достигнет значительных результатов и, скорее всего, решит, что медитация не для него.

Махариша Махеш предложил своим ученикам упрощенную форму мантра-йоги, которую нужно медитировать дважды в день по двадцать минут и с помощью которой, не отказываясь от привычного образа жизни, можно радикально изменить к лучшему свое существование, а при массовом использовании ТМ - коренным образом улучшить жизнь всего человечества. Специфика ТМ как модернистского варианта неоиндуизма заключалась в доминировании культовой практики, в миссионерской активности и уповании на реализацию глобальных социальных утопий. Хотя в самой Индии ТМ не получила заметного распространения, в западных странах она приобрела миллионы приверженцев. Основная причина ее популярности заключается в том, что приобщение к ТМ было упрощено до предела и сводилось к уплате небольшой суммы денег, прослушиванию короткой лекции и получению «секретной» односложной мантры, выбранной с учетом возраста и профессии неофита. Считается, что ТМ настраивает человека в резонанс с вселенской гармонией и автоматически ведет к счастью. При этом нет необходимости придерживаться требований традиционного религиозного аскетизма и обуздывать желания.

Распространение ТМ в западных странах стимулировалось вниманием к «научной» стороне этого медитационного движения, в результате чего было создано несколько Университетов Махариши, занимающихся также подготовкой инструкторов-миссионеров, и проведены экспериментальные исследования, констатировавшие наличие у медитационной практики.

Церковь Сайентологии (Международная Сайентологическая Церковь). Штаб-квартира находится в Лос-Анджелесе (США). Основатель Церкви - американец Лафайет Рональд Хаббард - зарегистрировал ее в 1954 г. в Калифорнии. В настоящее время Церковь существует в 107 странах мира, объединяя 2318 общин и миссий, располагает 13 тысячами штатных сотрудников. В России первая церковь зарегистрирована 25 января 1994 г. Кроме того, в некоторых городах России созданы колледжи Л.Рона Хаббарда, работающие на коммерческой основе.

Эта организация называет себя церковью, уточняя, что она является «прикладной религиозной философией». «Сайентология» означает «изучение знания», «знание о знании» или «обращенная внутрь мысль». В более широком смысле сайентологию ее приверженцы определяют как изучение и решение проблем духа и душевного здоровья.

Основы вероучения сайентологии изложены в работах Л.Рона Хабарда «Дианетика: современная наука душевного здоровья»,
«Динамика жизни», «Наука выживания» и многих других. Дианетика (букв, посредством души) - технология, вскрывающая причины нежелательных ощущений и эмоций, несчастных случаев, ранений и психосоматических болезней, а также предлагающая эффективное решение этих проблем. Процедура, применяемая в центрах дианетики, содержит в себе элементы внушения: человеку даются команды, в том числе и та, что он не будет подвергнут внушению; ему дается установка на определенные кодовые слова, он закрывает глаза и по команде «отправляется» в прошлое. В конце сеанса его «возвращают», дают кодовую команду на отмену внушений, восстанавливая полное сознание путем счета до пяти и щелчка пальцами. Такие процедуры растягиваются на много сеансов и стоят достаточно дорого.

Основное таинство в сайентологии - «одитинг» (букв, «выслушивание»), состоящее из ряда религиозных ритуалов, обращенных ктетану (дух, духовное существо). Целью одитинга является снятие с тетана болезненного прошлого опыта и ориентация его как духовного существа. В результате одитинга якобы усиливаются духовное прозрение человека и его способности. В конечном счете, человек осознает себя духовной личностью и приобретает уверенность в бессмертии, освободившись от нежелательных барьеров и грузов, которые мешают в использовании своих врожденных способностей и в достижении счастья и бессмертия.

В отличие от религий, которых, прежде всего, интересует духовная жизнь человека, а потом уже следуют правила жизни и поведения, сайентология провозглашает, прежде всего, совершенствование поведения, и только те, кто прошел тщательный отбор, получают доступ в систему.

Эта находка не лишена тонкости: легко вербовать прохожих, преимущественно праздных, давая заполнить анкету, анализирующую их поведение. Неизбежно появляется что-нибудь неладное: каждый человек немного депрессивен, неуравновешен или несчастен.
Он может заплатить любые деньги для улучщения своего душевного здоровья.

Сайентология заявляет, что у нее есть верное научное средство для каждого случая, вызывающего озабоченность. Человек, поддавшийся этому искушению, представляет интерес для организации: он может покупать билеты на сеансы слушания и очищения и обширную сайентологическую литературу. Если заинтересованный человек отчаянно ищет решение своих проблем, он ощущает живое участие этих самоуверенных людей, которые используют такую наукообразную лексику, что ее трудно понять.

За всем этим нет никакого духовного содержания, а скорее коммерческий расчет.

Все многообразие новых культов и движений можно условно разделить на несколько групп. Авторы учебника «Основы религиоведения» под редакцией И.Н.Яблокова (Москва, 2001г.) выделяют
5 таких групп:

1.Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Трансцендентальная медитация» и др.

Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чаще всего, модернизируя различные варианты индуизма, буддизма. Неоиндуистские и необуддийские учения предлагают мистический путь освобождения (мокша) - пробуждение в человеке имманентного божественного начала. Все существующее иллюзорно, за ним скрыта истинная божественная природа, которая гармонична и справедлива. Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации, слиться с этой подлинной природой. Процесс медитации (размышление, созерцание, внутреннее сосредоточение, отрешение от окружающей природы) включает произнесение мантр - специальных слов или сочетаний звуков, которым придается мистический смысл. Вероучительные особенности отходят на задний план, на передний план выступает следование истинному пути.

2.Неохристианские объединения - это «Церковь объединения», «Семья Детей Бога» и др. Для этих культов характерен синкретизм христианской религии с элементами восточных религий, мессианство, наделение руководителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение, высшие нравственные предписания.

3.Сайентологическое направление образуют «Церковь сайентологии», «космические религии» и пр. В этих культах превозносится научность своих учений, мистическое значение воздействия неких неизвестных и таинственных высших реальностей и фактов на человека.

4.Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранившимися традиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший авторитет получают новые магические учения и институты, соединяющие воззрения и практики восточных и западных, древних и современных традиций, а также спонтанное творчество новых колдунов, гадателей. К таким течениям можно отнести, например, учение Карлоса Кастанеды, основанное на мифологии мексиканских индейцев. Значительное распространение получили спиритические движения, начавшиеся еще в прошлом веке в Европе и Северной Америке, практикующие общение с душами умерших.

5.«Сатанинские» группы». Сатанинские культы возвеличивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла - демонами, сатаной и др. «Общество Сатаны», например, провозглашает себя сознательным носителем зла и антиподом христианства.

Между этими группами культов не четких границ, деление весьма условно. Но что важно иметь в виду, что в целом это синкретичные, эклектичные культы. Обращает на себя внимание экстравагантность внешнего вида и культовой практики последователей многих «религий XX века», в них на первый план выдвигается эмоционально-психологическая сторона культа.

Социально-демографический состав неокультов достаточно однороден, как об этом свидетельствуют разные материалы (периодической печати, следственных органов и др.). В них преобладает учащаяся молодежь (от 14 до 25 лет), а также часть служащих, специалистов, инженеров, научно-технической интеллигенции, экономистов и др., по разным причинам ищущих выход из духовно-мировоззренческого тупика в различных вариантах богоискательства. Как видно, в неокультах преобладает образованная часть общества продуктивного возраста. Это - не случайный факт, а следствие реанимации религии как духовно-нравственного ориентира.

Формы проявления религиозности, облик верующего определяются многими факторами и не в последнюю очередь неокультом, его содержанием, характером «вживания» в общественную и личную жизнь человека. Поэтому существенное значение имеет выяснение характеристик неокультов. При всем разнообразии они имеют много сходных черт, что существенно отличает их от традиционных религий и определяет формы проявления религиозности.

Каковы эти общие черты?

1. Если религии сохраняют приверженность своей традиции в догматике и обрядовой практике, то современные неокульты не имеют такой традиции. Характер, содержание этих учений зависят от личности создателя нового культа, его фантазии, прагматических установок и уровня образованности.

2. Для большинства неокультов характерна практика поклонения живому богу, т.е. создателю «новой религии». Причем типичным является самообожествление, провозглашение себя то Вторым Христом (Сан Мун, Сан-солнце), то Матерью Божьей, Марией Дэви
(М. Цвигун), то посредниками, передающими людям любовь, волю и слово божественной истины и т.п.

3. Активное миссионерство - главная и типичная черта всей неоконфессиальной религиозности. Миссионерством занимается не только руководство неокультов, но оно вменяется в обязанность и своим последователям. В каждом культе разработана и функционирует система привлечения, представляющая собой тонкий механизм психологической обработки (внимательность, любезность, услужливость, обещания), красочно оформленную рекламу, бесплатную раздачу специальной литературы и многое другое.

4. Содержание учений неокультов претендует на обладание абсолютной истиной в познании мира, человека и путей разрешения всех проблем бытия и главной из них - обретения бессмертия (спасение через служение божеству, обретение божественной сущности, перевоплощение души и т.п.). Своеобразие современных «новых культов» состоит в том, что они не имеют своего «лица», это - псевдорелигиозное творчество, «синкретический суррогат» из разных религий с характерной псевдонаучной терминалогией и враждебной направленностью в отношении к знанию и просвещению, науке, прогрессу.

5. Учения и обрядовую практику неокультов пронизывает мистика; именно мистическое, таинственное, чудесное привлекает к новой религиозности молодежь в первую очередь.

6. Все неокульты роднит продуманная агрессивно-эффективная система воздействия на человека с момента «приглашения», систематической обработки уже приобщенного к новой духовности до окончательного превращения в «просветленных».

В отличие от многообразия форм проявления религиозности в христианских конфессиях для неокультов характерно единообразие. Если христианству свобода воли человека позволяет самому решать, как верить, то адепты неокультов лишены такого права выбора. Поэтому неокульты формируют и поставляют один тип верующих, который можно было бы сравнить с типом фанатиков в христианстве (вера сильная, но слепая). Но и это сравнение поверхностное. В действительности это новый, особый тип верующего.Культист - это верующий, лишенный собственных убеждений и воли. Он целенаправленно создается, формируется, «лепится» всей системой культовой практики с учетом физиологической и психологической природы человека.

Для этого типа верующего характерны: 1) единомыслие, безоговорочное принятие доктрины; 2) слепое почитание Бога, служение ему; фанатичная преданность учителю, гуру, наставнику, лидеру-посреднику, «посланнику» божества; 3) безусловное выполнение требований-предписаний культа. В результате для верующего это означает потерю себя как личности, отказ от личной жизни.

Особую тревогу общественности республики вызывает широкое распространение за эти годы так называемых «тоталитарных сект», «деструктивных» культов. Деструктивные культы (секты) - термин, под которым подразумевают любую авторитарную иерархическую организацию (религиозную, политическую, психотерапевтическую, образовательную или коммерческую), практикующую обманную вербовку и прибегающую к использованию контроля сознания для сохранения своих последователей зависимыми и покорными доктрине и лидерам, которые, пользуясь психологической духовной неосведомленностью и неопытностью многих людей, целенаправленно (стремясь к незаконному обогащению и незаконной власти) их обманывают и привязывают к себе, всячески сохраняя и усиливая состояние невежественности, неинформированности и формируя неестественное, противозаконное состояние зависимости у самих адептов.

Некоторые авторы в деятельности так называемых тоталитарных сект видят угрозу обществу, социокультурной, информационной, политической и управленческой безопасности, а также безопасности светской системе образования.

Деструктивный религиозный культ - иерархическая организация, лидеры которой, используя методы скрытого и явного психологического и физического воздействия, внедряют в сознание определенные религиозные представления и добиваются трансформации психики своих членов, на основе чего устанавливают контроль за их сознанием, поведением и образом жизни, что позволяет лидерам держать членов организации в состоянии зависимости и использовать их в своих корыстных целях.

В этом определении основные признаки деструктивной организации логически взаимосвязаны, вытекают один из другого. В определении как бы «свернута» логика деятельности организации. Иерархичность организации, ее пирамидальное строение подчеркивают железную дисциплину и субординацию в организации. Лидеры организации - это, как правило, люди, владеющие разнообразными методами воздействия на психику (гипноз, внушение и т.п.), хорошо знают психологию. Это позволяет им добиваться у своих членов измененного состояния сознания и в этом состоянии перепрограммировать их психику. Без этого они не смогут установить контроль над их сознанием и поведением. А, установив контроль, они ставят адептов в состояние зависимости, манипулируя ими и используя по своему усмотрению. Развертывая это определение, можно подробнее проанализировать стадии, формы и методы деятельности тоталитарной секты. При этом мы не ставим своей целью подробно описать методы деятельности каждой конкретной тоталитарной секты. Гораздо важнее выявить общую суть тоталитарных организаций, дать перечень приемов и методов их деятельности.

Технологию деятельности секты можно условно разбить на несколько стадий, на каждой из которых используются свои формы и методы работы. Подчеркнем, что описанные нами ниже стадии, формы и методы не обязательно используются в полном ассортименте и в строгой последовательности каждой отдельной тоталитарной организацией. В реальной практике используются те или иные методы и формы, поскольку секты все же различаются между собой. Но выделенные нами характеристики, признаки составляют сущность их деятельности, тогда как конкретные проявления, конечно, могут варьироваться.

Первую стадию можно назвать стадией внешней (завлекающей) деятельности или внешней вербовки. Вторая стадия - стадия внутренней деятельности с новичками уже внутри секты. На этой стадии, образно говоря, идет обработка «клюнувших». Самая серьезная и опасная — третья стадия, на которой происходит изменение сознания, установление и закрепление контроля над личностью, в результате чего происходит установление зависимости (физической, психологической).

Движение Нью-Эйдж и духовные лидеры нашего времени

Лидеры Нью-Эйдж, определяя общие, свойственные всему движению черты, сходятся только в одном: Нью-Эйдж – это то, что содействует непрерывному… Нью-эйджевцы рассматривают настоящее как время великого преобразоания нашей… Каждый человек, считают последователи движения, обладает очень многим, что может предложить миру и другим людям. Нужно…

Буддизм - Часть 1

Если буддизм рассматривать только как религию, то она покажется непохожей на наши представления о религии, сложившиеся в рамках западной культурной…

Возникновение и особенности буддизма

Широкая интерпретация философских положений буддизма содействовала его ассимиляции с различными местными культурами, религиями и идеологиями. Это… Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения,… К ним можно отнести представление о том, что все существующее живое связано между собой во времени постоянными…

Основатель буддизма и география распространения.

С обретением дара Просветления он познал, что бытие есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно… Произошло это событие близ местечка Гайя (в современном индийском штате… В дальнейшем доктрина Будды получила значительное развитие. Например, в махаяне (одно из течений буддизма), Будда —…

Буддистское вероучение и культ

1. Всякое существование принципиально является страданием (духкха). 2. Причина страдания — влечение, желание, привязанность, жажда бытия (тришна,… 3. Есть, тем не менее, состояние, в котором страдания нет (нирвана).

Религиозная система буддизма

Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов.… 1. Есть Будда – совершенноПросветлённое, всеведущее существо, достигшее… 2. Есть Дхарма – Закон, открытый Просветлённым. Этот Закон является смысловым ядром Вселенной, в соответствии с ним…

Основные направления в буддизме: хинаяна, махаяна, ваджраяна

Сангха (община) тхеравадинов представляла собой монашескую организацию, зависящую от мирян, но на них не ориентированную. Высшим ее органом были… Ныне буддизм тхеравады распространен главным образом в Шри-Ланке (Цейлон),… В первые века нашей эры складывается одна из двух основных ветвей буддизма - махаяна («большая колесница»). В…

Культовая практика буддизма

В буддийской мифологии есть немало священных растений и животных, почитаемых буддистами всех стран. Из растений это, прежде всего, дерево бодхи из…

Институт монашества в буддизме. Монастыри и храмы

Монастыри (первоначально — место отдыха монахов во время сезона дождей — вихара) представляют собой сложные комплексы с храмом, ступами… Всего число последователей буддизма в мире варьируется по разным источникам от…

Региональные формы буддизма

Ее основателем считается индийский проповедник Бодхидхарма, который прибыл в Китай в первой половине VI в. Позднейшая чаньская традиция, правда,… Главное положение учения чань — «особая передача пробужденного сознания от… Со времени знаменитого Шестого патриарха Хуэй-нэна в чань утвердилось учение о мгновенном, внезапном пробуждении,…

Религиозная система буддизма и буддийская философия

Буддийская картина мироздания включает три сферы, объединяющие 31 уровень живых существ: кама-лока, рупа-лока и арупа-лока.Кама-лока - сфера… В процессе перерождений в зависимости от кармы все живые существа постоянно… Уровни арупа-локи доступны только буддам - существам, достигшим просветления и тем самым избавленным от бесконечной…

Происхождение и историческая эволюция христианства

Основателем христианства является Иисус Христос, по имени которого и была потом названа эта религия. Время возникновения христианства часто относят… История христианства условно может быть разделена на три периода. Первый… Распространение христианства связано с преследованиями его сторонников. В них стали видеть уже не просто членов…

Идейные истоки и сущность христианства

Иудаизм - первая последовательно монотеистическая религия. Иудаизм представлял собой религию одного народа, считавшего себя избранным на том… Бог творит все сущее для блага человека, моделирует его по человеческой мерке… Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. Разум человека не вмещает представления о едином Боге,…

Вероучительная догматика христианства

Необходимо отметить особую роль Вселенских соборов в исторической судьбе христианства. Собором в христианстве называют совет епископов,… На Вселенском соборе — Константинопольском (Цареградском) (381 г.) был… Священной книгой христиан является Библия(Священное Писание),состоящая из двух частей: Ветхого и Нового Заветов..…

Христианская мораль и культовая практика

Заповеди блаженства, провозглашенные Иисусом Христом в Нагорной проповеди, ни в коей мере не нарушают заповедей Закона Божия. Более того, в… В заповедях блаженства Христос призывает к смирению и укрощению гордыни.… Большинство христиан признают необходимость совершения таинств – особых священных действий, призванных под видимым…

Православие – историческая форма развития восточной ветви христианства

В широком смысле понятие ортодоксия означает неуклонное следование основам и традициям какого-либо учения, избегающее даже малейших различий с… С течением времени прерогатива в установлении «правильного мнения» по вопросам… Со временем оформилось и внутреннее устройство восточных поместных православных церквей. Низшей церковной единицей…

Особенности православного вероучения

Перечисление членов «Символа веры в православии» («Верую») является основной молитвой, аналогичной по функции исламской шахаде. Произнесение… Особое значение в православном богословии отводится догмату о Святой Троице.… Различие православия с вероучением других христианских вероисповеданий и, прежде всего, с католическим, в следующем: …

Православный культ: таинства, обряды, праздники, посты

С понятием о таинстве в православии тесно связано учение о благодати (харизме). Благодать — это та нисходящая от Бога сила, которая избавляет… Таинство крещения совершается над всеми, кто становится христианином. Крещение… Таинство миропомазания совершается после крещения. Во время миропомазания на человека нисходит благодать, ему…

Монашество

Наиболее ранней формой монашеской жизни явилось отшельничество - одиночный образ жизни человека, удалившегося от мира. Основоположником… Развитием отшельничества явилась скитская жизнь: совокупность помещений… Большие скиты именовались лаврами; позже такое наименование получили наиболее крупные монашеские общины.

Русская православная церковь: основные исторические этапы развития

Главное значение понятия «церковь для православия относится к сообществу людей, объединенных идеей спасения через веру в Христа, исповедующих ради… Верховным, хотя и незримым, главой вселенской православной церкви считается… Такое представление способствовало исторически сложившейся децентрализации православия и учреждению т.н. поместных…

Православное богословие и православная философия

Обожение — это особое качество человеческой телесности. Принято считать, что особый, образ жизни (аскеза, подвижничество и т.п.) освобождает ум и… Подлинный религиозный опыт индивидуален. Он немыслим без глубокого личного… Особую роль при этом играет общение с духовным наставником - человеком, уже достигшим необходимой степени…

Сегодня православие находится на сложном пути своего возрождения, а Русская православная церковь занимает достойное место в демократических процессах на постсоветском пространстве.

Католицизм. Протестантизм

Особенности католического вероучения, культа и церковной организации

Католическое вероучение основывается на Библии («Священное писание») и Традиции («Священное предание»). Как и в православии, в католической… Римско-католическая церковь признает Никеоцареградский символ веры, принятый… Согласно католическому учению передача Богом Откровения завершилась вместе со смертью апостолов - учеников Христа, но…

Католическая философия. Неотомизм

Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и разума. Предложенный Фомой Аквинским и его последователями принцип гармонии веры и… Философия — более высокая ступень рационального знания. Главной ее задачей… Ныне католическая философско-теологическая мысль обновляет традиционную схему соотношения веры и знания за счет…

Протестантизм: особенности вероучения, организации и культа

По мнению известного немецкого историка и социолога Макса Вебера (1864-1920) высказавшемуся в своем труде «Протестантская этика и дух капитализма»,… Началом Реформации (движения за обновление церкви) считается 31 октября 1517… Несмотря на осуждение выступлений Лютера Римско-католической церковью и германскими императорами, у него появилось…

Протестантская теология и философия

В своем учении о двойственности человеческого бытия Лютер, Кальвин и другие реформаторы развили важную в христианской философии и теологии тему… Христианин представляется Лютеру одновременно и свободным в вере господином… В центре кальвинистской теологии находится учение о Боге как абсолютной суверенной воле, источнике любых норм и…

Возникновение ислама и современная география распространения

Ислам возник на западе Аравийского полуострова, в области Хиджаз, через которую в древности проходил караванный путь, в VII в. н.э. Экономическим и… С незапамятных времён в Каабе хранился знаменитый чёрный камень (по мнению… Основателем ислама является пророк Мухаммад (Мухаммед), родившийся около 570 г. в аравийском городе Мекка. Мухаммад…

Источники исламского вероучения

Согласно исламу Коран есть «вечное слово Аллаха». Отсюда - особая роль Корана как главного источника жизни мусульманской общины. Хранение в доме и… Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру «Ал-Фатиха» (Открывающая»)… Коран был записан на мекканском диалекте арабского языка. Поэтому ортодоксальные мусульмане убеждены, что только…

Догматические и ритуальные основы ислама

1) исповедание веры (шахада); 2) молитва (салат); 3) пост (саум);

Мусульманское право. Шариат

Различие в применении данных принципов при формулировании шариатских норм привело к формированию четырех религиозно-правовых школ - мазхабов: 1. Маликитский мазхаб (основатель - Малик ибн Анас, умер в 795 г.) отдает… 2.Ханифитский мазхаб (основатель - ан-Нуман ибн Сабит Абу Ханифа, 699-767 гг.) считается наиболее гибким из всех…

Конфессиональная организация ислама

Руководство религиозной жизнью мусульман в пределах конкретного региона (часто - государства) обычно сосредоточивается в руках наиболее… Надзор за соответствием шариату жизни мусульманских общин осуществляют казии… В исламе отсутствует особый обряд освящения молитвенных зданий. Храмом считается лишь Кааба, тогда как мечеть (масджид…

Мусульманская философия. Суфизм

Нет ничего удивительного в том, что суфии выработали собственный язык, в котором общепринятые слова наполнены совершенно иным смыслом, непонятным… В работах суфиев различаются четыре формы познания, символами которых являются… Первая форма — восприятие и постижение явлений окружающего мира с помощью пяти органов чувств и разума — доступна…

Своеобразие религиозной системы ислама

Ряд авторов отмечает рецептивный (заимствующий) характер некоторых положений ислама, сформировавшихся под влиянием уже существовавших на Востоке… Ислам – самая молодая из мировых религий, возникшая на шесть столетий позже… Ислам принёс людям не только Слово Божие — он дал им государство, способное обеспечить членам общества относительно…

Свободомыслие как явление культуры

Понятие сводомыслия и его исторические формы

Разновидности свободомыслия — богоборчество, скептицизм, антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, гуманизм, пантеизм, деизм, атеизм и т.д. Они… Богоборчество — самая ранняя и самая слабая форма критики религиозных… Накапливаясь в культурной традиции, богоборческие идеи оказывали сильное влияние на общественное сознание. Идеи…

Свобода совести. Правовые основы свободы совести в Республике Беларусь

Свобода вероисповедания включает:право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или атеистические убеждения,… В настоящее время имеется международная правовая основа, закрепляющая свободу… Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование…

Конституционно-правовое положение религиозных организаций в Республике Беларусь

В современных условиях общество воспринимает религию, церковь, конфессиональные объединения, как правило, как часть культуры народа, носителей… В зависимости от конституционно-правового положения церкви и конфессиональных… В светском государстве все виды конфессиональных объединений отделены от государства, они не вправе выполнять ни…

Религиозная ситуация в современном мире. Экуменическое движение

По данным Encyclopedia Britannica на начало третьего тысячелетия количество верующих христиан составляло 2 млрд. человек, из них католиков – 968… Если судить о состоянии религиозности сегодня по количеству верующих в Бога… В наш век религии вступили с грузом традиции сопротивления новым знаниями движениям за обновление общества.…

Религиозные отношения, их виды

Религиозные отношения (как и другие виды идеологических общественных отношений) складываются в процессе деятельности в соответствии с ее осознанием.… Религиозные отношения, как и другие виды общественных отношений,… Ролевые требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных религиозных…

Религиозная деятельность. Культ

Следовательно, специфика религии проявляется не в особом характере верования или в каком-то особом предмете, или в объекте верования, а в том, что… Из этого следует, что между религиозным сознанием и религиозными действиями… Культовая система, прежде всего, представляет собой совокупность определенных обрядов. Поэтому для уяснения…

Елигиозное сознание (религиозная вера), его уровни

Ведь вера как особое эмоционально-психологическое состояние человека и одновременно его отношение к определенным явлениям окружающего мира, присуща… Всякая вера имеет свой предмет. Человек не просто верит, а верит во что-то.… Ученые отмечают, что предметом веры являются гипотетические представления, образы, понятия и теории. Однако не все…

– Конец работы –

Используемые теги: Введение, религиоведение, Религия, социокультурный, Феномен0.081

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Введение в религиоведение. Религия как социокультурный феномен

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Введение в религиоведение. Религия как социокультурный феномен
Происхождение и ранние формы религиозных верований Часть Происхождение религии Ранние формы религиозных верований Происхождение и ранние... Происхождение и ранние формы религиозных верований Часть... Происхождение и ранние формы религиозных верований Часть Происхождение религии Ранние формы религиозных...

История мировых религий: конспект лекций История мировых религий. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры Классификация религий
История мировых религий конспект лекций... С Ф Панкин...

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. ТЕСТЫ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ
Иркутский государственный технический университет... Институт изобразительных искусств и социально гуманитарных наук... Кафедра социологии и социальной работы...

Виртуальная культура как социокультурный феномен общества постмодерна
Виртуальная культура и ее сущность Проблематика виртуальной реальности давно вышла за пределы научной сферы кибернетики и достигла границ… Несмотря на то, что феномен виртуальной реальности является относительно новой… В рамках данного направления под виртуальной реальностью понимается технически конструируемая при помощи компьютерных…

Феномен Мировых Религий
Он избрал для своего воплощенияобраз царевича Сиддхартхи из знатного рода Готама отсюда его родовое имя Гаутама . Род этот входилв племя шакьев,… Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле,подобно другим… Мудрец Асита предрек новорожденному свершение великого религиозногоподвига. Младенца назвали Сиддхартхой, что значит…

Этимология термина религия. Определение термина религия
Введение... Вопросы... Этимология термина религия Определение термина религия Теологические философские биологические и психологические интерпретации термина религия...

Религия как социальное явление. Эволюция и типы религий
Введение Содержание программы курса Философия... Введение...

Религия как феномен культуры. Архаичные и национально-государственные религии
Ставропольский филиал... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования...

ЛЕКЦИЯ–ВВЕДЕНИЕ Тема лекции: Введение в дисциплину Безопасность жизнедеятельности . Взаимодействие человека и окружающей среды
Тема лекции Введение в дисциплину Безопасность жизнедеятельности... Цель лекции изучить источники возникновения развитие науки Безопасность жизнедеятельности е исторические основы...

Есть только одна раса — раса человечества, Есть только один язык — язык сердца, Есть только одна религия — религия любви
Мое отношение к религии или Что я вижу в мире Бога... Есть только одна раса раса человечества Есть только один язык язык... Есть только один Бог и Он вездесущ...

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам