рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности православного вероучения

Особенности православного вероучения - раздел Религия, Введение в религиоведение. Религия как социокультурный феномен Основу Православного Вероучения Составляет Никео-Цареградский (Константинопол...

Основу православного вероучения составляет Никео-Цареградский (Константинопольский) Символ Веры - изложение главных христианских догматов, безусловное признание которых является обязательным для каждого православного христианина. Он был утвержден Никейским (325 г.) и Константинопольским (381 г.) Вселенскими церковными соборами.

Перечисление членов «Символа веры в православии» («Верую») является основной молитвой, аналогичной по функции исламской шахаде. Произнесение «Символа веры» - обязательная часть ритуала принятия православной веры.

Особое значение в православном богословии отводится догмату о Святой Троице. Согласно православному богословию, Бог един, но выступает в трех ипостасях (лицах) — Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, составляющих Святую Троицу, нераздельную в своей сущности. Бог Отец извечно порождает Бога Сына, Божественное Слово (Логос), вторую ипостась Троицы, и от него же извечно исходит Бог Дух Святой. Бог Отец сотворил из ничего Вселенную, создал первых людей — Адама и Еву, которые отреклись от него, совершив грехопадение. Для спасения людей от греха Бог Сын воплотился на земле как Богочеловек — Иисус Христос. Бог Дух Святой дарует людям благочестие, ниспосылает благодать, передает мудрость. Но все ипостаси равнозначны и, следует отметить еще раз, Троица — это единый Бог.

Различие православия с вероучением других христианских вероисповеданий и, прежде всего, с католическим, в следующем:

а) православная церковь не признает католические догматы: об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына («филиокве»); о непорочном зачатии Девы Марии, о непогрешимости папы римского, о посмертном телесном вознесении Девы Марии, об индульгенциях, т.е. об отпущении грехов иерархами церкви;

б) церковно-организационное отличие состоит в том, что католики признают римского папу главой церкви и наместником Христа на земле, тогда как православные признают единого главу церкви - Иисуса Христа и считают единственно правильным, чтобы церковь управлялась вселенскими и поместными соборами;

в) обрядовые отличия состоят в следующем: православие не признает богослужения на латинском языке; оно признает, иконы, но не допускает скульптурных изображений в храме; православие создало совсем иную культуру церковного пения, молитвословия и звона, у него иное знамение креста, иное устроение алтаря; оно знает коленопреклонение, но отвергает католическое «приседание» и т.д.

г) политические отличия: православная церковь никогда не притязала ни на светское государство, ни на борьбу за государственную власть в виде политической партии, католицизм же претендует и на духовную, и на светскую власть.

В отличие от католицизма православие не создало единой церковной организации, исторически сложившись, как системаавтокефальных (самоглавенствующих) церквей, обладающих независимой иерархией. Титулование Константинопольского патриарха Вселенским к настоящему времени обозначает «не первенство власти, но первенство чести».

Наиболее древними из ныне существующих автокефальных православных церквей являются Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская. Три последних, возникшие в I веке, - апостольские (основаны непосредственно апостолами). Константинопольская церковь выделилась в IV веке из состава Гераклейской (Фракийской) митрополии после перенесения в Константинополь императорской столицы. К настоящему времени четыре названные православные церкви уже не являются крупными конфессиональными структурами. Они объединяют представителей православных христианских меньшинств в Турции (Константинопольская церковь), Сирии (Антиохийская), Египте (Александрийская), Израиле и Иордании (Иерусалимская).

Священные книги.Главной священной книгой православных христиан, как и всех христиан мира, является Библия, традиционно именуемая в России Священным писанием. Православию, с его подчеркнутой приверженностью традиции, свойственно обращение к Священному Писанию в строгих рамках церковной интерпретации. Поэтому среди помещенных в Библии текстов главная роль отводится тем, что принадлежат канону — официальному своду книг, вероучительный авторитет которых признается всем христианским сообществом. Библия разделяется на Ветхий завет - древнееврейские тексты, рассматриваемые как богодухновенное изложение предыстории появления Христа, и Новый завет - собственно христианские священные книги, содержащие жизнеописание Христа и излагающие суть христианского вероучения. Ветхий завет состоит из 50 книг. Новый завет - из 27. Исторический язык Ветхого завета - древнееврейский, Нового завета - эллинистический греческий.

Мерилом конфессиональной идентификации православие полагает приверженность догматам, содержащимся в официальном церковном документе — Символе Веры. Православие, однако, отличается от других разновидностей христианства особым подчеркиванием текстуальной незыблимости именно Никео-Константинопольской редакции Символа Веры.

Конфессиональная специфика православия включает также и своеобразие богословского истолкования догматики.

Непосредственно за Священным писанием по значимости православная церковь ставит Священное предание. Понять всю глубину Священного Писания без знания Священного Предания невозможно.

В состав Священного предания входят: решения первых семи Вселенских соборов; решения Поместных соборов автокефальных церквей, признанных общезначимыми; так называемая патристика (святоотеческая литература) - сочинения восточных «отцов церкви», установившие чины, каноны и апостольские правила православия. Авторитет западных «отцов церкви» в православии признается, но не канонизируется; их сочинения в православное Священное предание не включены.

В славянской среде начало активному хождению православной литературы положили Константин (Кирилл) Философ и его брат Мефодий, Славянский перевод Библии сыграл существенную роль в становлении русского православия как особого типа христианской ортодоксии. С одной стороны, восприняв греческую редакцию Священного Писания, русская церковь идентифицировала себя с восточно-христианской вероучительной традицией. С другой же — возможность знакомства с догматикой и отправление культа на родном языке освобождали русское христианство от духовно-религиозной зависимости со стороны Рима и Константинополя.

В Русской церкви в богослужении и молитвословии используется церковнославянский текст Библии, установленный и неизменный с 1751 г. В мирском обращении и чтении используется русский текст Библии, впервые полностью изданный в 1876 г. Русский перевод выполнялся в 1818 -1875 гг. группой ученых иерархов и богословов (так называемый синодальный перевод). В настоящее время он распространен очень широко. Заметным явлением в истории православия было и издание в 1517 -1525 гг. перевода Библии Ф.Скориной с еврейского, греческого и латыни на белорусский язык.

Традиция национальных переводов Св. Писания в славянских областях со времени своего возникновения (XI век) явственно отражала соперничество на этих землях православной и католической конфессий. В конечном итоге, западные славяне усвоили в основном те переводы (польский, чешский, словацкий, отчасти сербско-хорватский), которые осуществлялись полностью с текста Вульгаты. Среди восточных и южных славян предметом переводов стали греческие (с XVII в. - новогреческие) редакции Библии.

В тексте православной Библии 39 книг Ветхого завета переведены с древнееврейского языка и считаются каноническими; 10 книг переведены с греческого текста III — II веков до нашей эры (так называемой Септуагинты, перевода «70 толковников»); одна книга - с латинского перевода IV века (так называемой Вульгаты). Последние 11 книг считаются неканоническими, но включаются в Библию «для душевной пользы». Имеется ряд неканонических вставок в канонические книги (особые примечания в тексте Библии). Названные особенности - главное отличие православной Библии от католической, в которой все тексты признаются каноническими. Новый завет един для всех христиан без канонических различий. Православная церковь в отличие от католической не осуждает самостоятельное чтение Библии, полагая это достойным и богоугодным делом. В то же время она считает такое чтение трудным для неподготовленных людей и потому предостерегает их от попыток толкования священных текстов.

Православные богословы подчеркивают принципиальную непознаваемость сущности Бога. Об этом говорили даже самые авторитетные из теологов Восточной церкви (отцы церкви), такие, как Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Дамаскин, Афанасий Александрийский. Григорий Богослов писал о сущности Бога: «Изречь невозможно, а уразуметь еще более невозможно». Василий Великий подчеркивал, что любые имена, которыми человек характеризует Бога, есть только определения его нисходящих божественных энергий, но к познанию его сущности они не приближают. Поэтому в православии большее развитие получило отрицательное (апофатическое) богословие, выявляющее, чем Бог не является, по сравнению с положительным (катафатическим) богословием, истолковывающим свойства Бога. Наиболее последовательно учение о непознаваемости Бога изложено в «Ареопагитиках» — собрании богословских трактатов, приписанных одному из учеников апостола Павла — Дионисию Ареопагиту, и в трудах Максима Исповедника.

Однако, при всей принципиальной непознаваемости Божественной сущности, возможно единение человека и Святой Троицы. Эта возможность обоснована византийским богословом XIV в. Григорием Паламой, также считающимся отцом церкви. Григорий Палама утверждал, что следует различать непознаваемую сущность Бога и несотворенные божественные энергии, проявления его сил, извечно исходящие из его сущности, с которыми возможно единение человека. Соприкосновение с божественными энергиями является основой как будущего «обожения» («теозиса») всего сотворенного, так и восприятия православными мистиками божественного света, являющегося проявлением этих энергий. Учение о божественном свете развивалось в XIV в. «исихастами» («священнобезмолвствующими») — монахами Афонских монастырей в Греции, которых поддерживал Григорий Палама. Согласно «исихастскому» учению, божественный свет проявился во время Преображения Иисуса Христа на горе Фавор в праздник «Кущей». (Отсюда его синоним — Фаворский свет.) Созерцание Фаворского света (и, следовательно, соприкосновение с Божественными энергиями) должно быть главной наградой на долгом пути монашеского аскетизма, разработанного «исихастами». Мистик, надеющийся узреть Фаворский свет, должен заниматься умерщвлением плоти, созерцанием и искренне молиться. Для монаха — это самый верный путь спасения души.

Для мирян спасение может не потребовать таких усилий, так как, в сущности, спастись самостоятельно ни один человек не может. Освободить от греха, как от изначального нарушения божественной воли, так и от постоянных нарушений Божественных заповедей каждым человеком на протяжении всей жизни, могла только искупительная смерть Иисуса Христа. Своей кровью Бог Сын омыл грехи людей и сделал возможным полное спасение человека. Само же существование греха стало возможным по причине свободы, которую Бог даровал человеку, чтобы тот мог выбирать между добром и злом, между следованием по пути греха или пути спасения.

На выбор человека могут влиять другие существа, сотворенные Богом, прежде всего, обычно незримые духи добра и зла — ангелы и демоны. Ангелы, исполняющие роль божественных посланников, вместе с тем являются доброй силой, оберегающей каждого человека (ангелы-хранители). Существует три иерархии ангельских сил, делящихся на три чина: серафимы, херувимы и престолы; господства, силы и власти; начальства, архангелы и ангелы. Верховными и самыми приближенными к Богу считаются три архангела:Михаил - небесный военачальник (архистратиг), Гавриил, - главный божественный вестник, и Рафаил - архангел-целитель. Миру ангелов противостоит мир демонов, злых духов, возглавляемых Сатаной — противником Бога, падшим ангелом, восставшим против своего Творца и за это низвергнутым в ад — мир зла и мрака. Православие не знает разработанной демонологии, и поэтому такие имена, как Дьявол или Вельзевул, используются для обозначения этого верховного из злых духов. Все прочие демоны обобщенно называются чертями или бесами. Мир демонов существует по попущению Бога и будет уничтожен перед Страшным Судом. Ад предназначен для посмертного наказания грешников.

После смерти человека его душа подвергается мытарствам — лицезрению адских мук, а потом судится, после чего она попадает либо в рай — место блаженства, либо в ад, где мучается до Страшного Суда. Страшный Суд определит окончательную участь всех людей: праведники унаследуют райское блаженство на преображенной Земле, грешники вместе со всеми демонами будут низвергнуты в ад. Страшному Суду будут предшествовать ужасные события Конца Света и появления Антихриста. Антихрист — таинственная фигура в православном учении о Конце Света. Это человекозверь, воплощение Дьявола в человеке, в котором, искажая и пародируя боговоплощение, должны сочетаться две сущности — Сатаны и человека. Имя Антихриста зашифровано в числе 666. Он воцарится над всей Землей, начнет преследования и истребление христиан. Царствование Антихриста, которое будет сопровождаться природными катастрофами, войнами, когда торжество его будет казаться окончательным, тогда-то и произойдет Второе Пришествие Иисуса Христа. Антихрист со всеми своими дьявольскими помощниками будет побежден, а на Земле начнется Страшный Суд.

Избежать участи, предуготовленной грешникам, можно только приняв православное христианство. Причем важна не только вера, но и соблюдение таинств и обрядов, установленных в православии.

Православие исходит из недоступности всей полноты Откровения отдельному человеку. Подлинное восхождение к божественной истине мыслится как соборное действие. Святое Предание и предназначено закрепить совместно обретенные догматы, связать Писание с повседневной жизнью христиан.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в религиоведение. Религия как социокультурный феномен

Религиоведение предмет и структура Понятие и сущность религии Особенности богословско теологического и религиоведческого подходов к анализу... Классификация религий... В религиоведении сложились разные классификации религий по тем или иным критериям признакам С учетом...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности православного вероучения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религиоведение: предмет и структура
Религиоведение - в широком смысле слова включает все возможные способы осмысления и объяснения религиозного феномена, как «изнутри», так и «извне». Религиоведение к

Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии
Религия(от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа; religare - связывать, соединять), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфичес

Структура религии
Религия является сложной системой. Она включает в себя такие важнейшие элементы как: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозная организация. Религиозное с

Функции религии
Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Выделяется следующие наиболее значимые функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, ин

Происхождение религии
Попытки понять сущность, происхождение, назначение религии сопровождают всю историю человеческой мысли. В далеком прошлом исследование этих проблем традиционно происходило в рамках скептицизма и на

Ранние формы религиозных верований
Большинство религиоведов склонны рассматривать тотемизм в качестве одной из наиболее ранних форм религии (хотя есть и другие точки зрения) как в силу его значительной примитивности

Национальные религии
Одной из очень древних религий, сохранившейся до нашего времени и сыгравшей важную роль в духовной эволюции человечества, является индуизм. Индуизмявляется национал

Феномен нетрадиционной религиозности
Нетрадиционная религиозность - новое духовное явление XX века. Возникновение «новых сект», «новых религий» зафиксировано в США в 50- 60-х годах XX в. Новые духовные объедине

Религиозно-философские учения и духовные движения второй половины XIX - XX столетия
Теософия - система оккультных учений о скрытых возможностях человека, предлагающая путь к достижению абсолютного знания, абсолютной власти и бессмертия. При обладании

Движение Нью-Эйдж и духовные лидеры нашего времени
На Западе, начиная с 60 - х. гг. XX в., необыкновенную популярность приобрело движение Нъю-Эйдж, что в переводе с английского означает «новый век». Идеи движения Нъю-Эйдж проникли

Буддизм - Часть 1
Из курса философии известно, что одно из главных различий между западной и восточной философиями состоит в том, что восточная традиция не пыталась четко разграничить философию и религию. Это, разум

Возникновение и особенности буддизма
Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он сформировался в VI - V веках до нашей эры в Древней Индии на базе многовековой религиозно-философской традиции индийской

Основатель буддизма и география распространения.
Жизнеописания основателя буддизма составлялись спустя несколько столетий и сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современно

Буддистское вероучение и культ
Основу буддийской религии составляют «четыре благородные истины». Согласно традиции, Благородные Истины были проповеданы Буддой в его первой проповеди в О

Религиозная система буддизма
Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родоплеменных отношений и становления раннегражданского общества. Людям, не нашедшим себе места в формирующихся социальных стру

Основные направления в буддизме: хинаяна, махаяна, ваджраяна
Самой ортодоксальной школой буддизма считается хинаяна («малая колесница»), тхеравада («школа старой мудрости»). Она сформировалась сразу после смерти Будды

Культовая практика буддизма
Обрядовая сторона буддизма многообразна, в его многочисленных школах и направлениях акцент делается на различных элементах буддийского культа: молитве, массовых церемониях, приношениях в храм, прак

Институт монашества в буддизме. Монастыри и храмы
Как отмечалось ранее, основой социальной деятельности буддистов является буддийская община-сангха, которая формируется в определенном буддийском храме или монастыре. Сангха

Региональные формы буддизма
Чань-буддизм. Само слово чань является сокращением от чаньна (санскр. дхьяна — «медитация», «созерцание»). Таким образом, уже само н

Религиозная система буддизма и буддийская философия
Учение Будды при своем возникновении еще не было религией, ибо понятие личного божества в нем отсутствовало. Превращение буддизма из философско-нравственной концепции совершенствования личности в р

Происхождение и историческая эволюция христианства
Христианствовозникло в I в.н.э. в Палестине, находившейся в составе Римской империи, и оказало определяющее влияние на формирование западной цивилизации. Именно христианство сформи

Идейные истоки и сущность христианства
Идейные истоки христианства восходят к иудаизму, а также к философии неоплатонизма. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное писание христиан - Библия вк

Вероучительная догматика христианства
Вероучительная догматика христианства изложена в трех исторических символах (исповеданиях) веры: Апостольском, Никейском (илиНикео-Константинопольском) и

Христианская мораль и культовая практика
В христианской религии существует система этических предписаний, отражающая ее безупречные моральные идеалы. Основные нравственные требования, предъявляемые к христианам,

Православие – историческая форма развития восточной ветви христианства
Происхождение термина православие обычно связывается с понятием ортодоксия. Слово православие – буквальный перевод греческого «ортодоксия». «

Православный культ: таинства, обряды, праздники, посты
Благодатная сила церкви, переданная Христом через апостолов, находит выражение в священнодействиях (особых культовых обрядах) - таинствах. Их действенность связана с налич

Монашество
Православная церковь располагает развитым институтом монашества, которое возникло в восточной части христианского мира около III - IV веков (западное монашество сформировалось гора

Русская православная церковь: основные исторические этапы развития
Рассуждение о православии невозможно вне связи с необходимой формой его бытия — церковью. Для приверженцев православной веры «воцерковленность» является обязатель

Православное богословие и православная философия
Специфика православия проявилась в том, что оно получает статус главенствующей религии, а церковь трансформируется в элемент имперской структуры. Могущество империи связывалось, прежде всего, с бог

Особенности католического вероучения, культа и церковной организации
Католицизм (греч. всеобщий, позже — вселенский) — одно из направлений в христианстве. Если в средневековье термин «католическая церковь» употребляется для того, чтобы

Католическая философия. Неотомизм
Неотомизм - влиятельное течение в философии католицизма. После периода расцвета в XIII — XV вв. и последующей утраты своих позиций в интеллектуальной жизни Западной Европы м

Протестантизм: особенности вероучения, организации и культа
Протестантское направление христианства возникло в ходе широкого общественно-религиозного движения в Европе XVI века, получившего наименование Реформации. Историки связыва

Протестантская теология и философия
Протестантская ортодоксия была разработана М.Лютером, Ж.Кальвином и др. М.Лютер противопоставил умозрительной философии и теологии, направленной на познание сущности Бога и его атр

Возникновение ислама и современная география распространения
Ислам — религия Книги, Корана (арабск. ал-Куран), что в переводе с арабского означает «чтение». Первым словом, которым ангел небесный предварил откровение Божие, данное

Источники исламского вероучения
Ислам - религия «людей Книги», писания, посланного людям через пророков. Священная книга мусульман — Коран (от араб. «ал-куран» — «чт

Догматические и ритуальные основы ислама
Догматической и ритуальной основой ислама являются пять столповверы: 1) исповедание веры (шахада); 2) молитва

Мусульманское право. Шариат
Неразделенность светской и духовной властей в исламской общине потребовала включения в ислам помимо вероучительной и обрядовой, также и более широкой нравственно-правовой основы, получившей названи

Конфессиональная организация ислама
Отличительная черта ислама - отсутствие института церкви. В первые века халифата конфессиональная и государственная организации совпадали: халиф являлся главой общины и светским пр

Мусульманская философия. Суфизм
Суфизм (от слов: «суфи» - шерстяная одежда; «тасав-вуф» - учение о сокровенном) - сформировавшееся внутри ислама течение, отстаивающее мистический путь познания Бога вплоть до полн

Своеобразие религиозной системы ислама
Говоря о процессе возникновения и распространения ислама, крупнейший российский востоковед академик В.Бартольд указал на такие его особенности, как быстрота формирования и изначально государственны

Понятие сводомыслия и его исторические формы
Свободомыслие – это духовная деятельность, исходящая из признания права разума на свободное, критическое рассмотрение религии, свободное исследование действительности.

Свобода совести. Правовые основы свободы совести в Республике Беларусь
Важное место в системе личных (гражданских) прав и свобод человека занимают свобода совести и свобода вероисповедания.Понятие совесть означает чувс

Конституционно-правовое положение религиозных организаций в Республике Беларусь
Конституционно-правовое положение церкви и религиозных объединений в различных государствах зависит от множества разных факторов, в том числе от исторических традиций, духовно-нравственной ориентац

Религиозная ситуация в современном мире. Экуменическое движение
Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можно сказать, что характе

Религиозные отношения, их виды
  Религиозные отношения (как и другие виды идеологических общественных отношений) складываются в процессе деятельности в соответствии с ее осознанием. Понятно, что здесь такой деятель

Религиозная деятельность. Культ
Признание религиозного сознания в качестве ведущего элемента религиозного комплекса является доминирующей, но не единственной точкой зрения. Уже в 80-х годах XIX столетия английский антрополог Р. М

Елигиозное сознание (религиозная вера), его уровни
Большинство социологов считают, что “минимум” религии следует искать в сфере религиозного сознания. Они как правило связывают религию с верой. Не случайно и в широком употреблении слово “верующий”

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги