рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Религиозная ситуация в современном мире. Экуменическое движение

Религиозная ситуация в современном мире. Экуменическое движение - раздел Религия, Введение в религиоведение. Религия как социокультурный феномен Положение Религии В Современном Обществе Достаточно Противоречиво, И Оценить ...

Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можно сказать, что характерным и закономерным для современности процессом является развитие секуляризации общественного сознания, в результате которой религия утрачивает свое былое влияние на жизнь общества и отдельной личности. Однако секуляризация определяет лишь общую тенденцию, которая не исключает возможности усиления позиций религии под влиянием благоприятно складывающихся для нее факторов. Весь опыт XX в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

По данным Encyclopedia Britannica на начало третьего тысячелетия количество верующих христиан составляло 2 млрд. человек, из них католиков – 968 млн., протестантов – 466 млн., православных – 218 млн., других христианских конфессий – 275 млн.; исповедующих ислам – 1 млрд. человек, индуизм – 780 млн., буддизм – 324 млн. Это далеко не все из числа традиционных религий, а помимо них “религиозный рынок” предлагает сегодня сотни культов и религий.

Если судить о состоянии религиозности сегодня по количеству верующих в Бога людей, то картина получается впечатляющая. Однако число верующих – хотя и важный, но не единственный и, пожалуй, не главный показатель действительного уровня религиозности. Проведенные в 80-х годах прошлого столетия в США опросы показали, что только 6% отрицают существование Бога, а более 80% верят в Бога, “как они его понимают”. Но при этом оказалось, что большая часть из них представляют себе Бога не так, как учит церковь – не как личность, которая может отвечать на обращенные к ней молитвы, а как некое добро, гуманность, разум, Вселенную и т. д. Те, кто верит в такое абстрактное начало, могут отрицать все сверхъестественное и, по существу, быть людьми вовсе не религиозными. Американские социологи приводят данные, согласно которым под влиянием науки и образования доля верующих в Бога как личность упала за последние 300 лет, с 1700 по 1980 г., примерно на одну треть.

В наш век религии вступили с грузом традиции сопротивления новым знаниями движениям за обновление общества. Господствующие церкви пользовались поддержкой государства и официальным признанием, решительно выступая против демократических движений. В результате в широких слоях населения многих стран было распространено убеждение, что религия не помогает угнетенным и эксплуатируемым в борьбе за лучшие условия существования, а часто препятствует их усилиям.

На этом фоне укреплялось влияние марксизма; его критика религии как реакционной социальной силы находила отклик в определенных социальных слоях. Религия в том виде, как она существовала в начале века, подверглась справедливой критике за то, что она занимается потусторонними проблемами, в то время как человек страдает здесь и сейчас. Эта критика была обращена и на католическую иерархию европейских и латиноамериканских стран, и на русскую православную церковь, прислуживавшую самодержавию, и на протестантские церкви, защищавшие интересы высших и средних классов в Англии, в Северной Америке, Бельгии, Германии, и на мусульманских улемов, озабоченных прежде всего интересами крупных землевладельцев.

Первая мировая война, унесшая 10 млн. жизней, подорвала веру во всеблагого Бога, разумность и справедливость установленных им социальных порядков. Она значительно подорвала доверие к церковным властям, оправдывающим “свои правительства”, их участие в войне. Церкви, и прежде всего римско-католическая, дискредитировали себя поддержкой одиозных и антинародных режимов в различных странах.

После Первой мировой войны религия понесла весьма ощутимые потери. В Советской России большевики развернули активную антирелигиозную пропаганду, развенчивая церковь и духовенство как опору ненавистных порядков, свергнутых революцией. Прогрессивные преобразования, происходившие во многих странах, шли под антирелигиозными лозунгами. Так, в Турции шариат, мусульманский закон, был заменен западным правовым кодексом и обычаями. Антирелигиозные движения Китая оказали значительное влияние на общественную жизнь других азиатских и латиноамериканских стран.

Однако уже в 20–30-е годы прошлого столетия, а особенно после окончания Второй мировой войны, вступили в действие факторы, способствовавшие укреплению позиций религии, росту ее влияния. Кризис европейской цивилизации, последовавший за Первой мировой войной, подрывал веру в науку и прогресс, в действенность светских гуманистических ценностей. Все более очевидной становится бесчеловечность тоталитарных режимов. Христианский гуманизм был составной частью, духовной опорой части антифашистского сопротивления.

На почве, подготовленной кризисными факторами, в противовес религиозному модернизму получает развитие фундаментализм – представление о том, что мир, положившийся во всем на разум человека, запутался в противоречиях, распрях, оказался во власти насилия – братоубийственных войн, террора, геноцида. Нужно отвергнуть веру в науку и прогресс и вернуться к традиционным христианским убеждениям и ценностям.

В XX в. за “возрождение религии” выступает часть интеллигенции, в том числе некоторые видные писатели, деятели европейской культуры. К возрождению средневековых ценностей, христианских идеалов призывали Г. Честертон, Грэм Грин, А. Моруа.

В России в начале прошлого века получает развитие “религиозная философия” (Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк и др.), богоискательские настроения отражаются в поэзии, литературе, живописи. Свойственные интеллигенции начала прошлого века радикальный атеизм и враждебность к религии начинают уступать место в научных кругах, если не принятию религии, то, по крайней мере, заинтересованному и терпимому отношению к ней.

Религия сумела упрочить свои позиции в послевоенном мире, включившись в движение за национальное возрождение и освобождение в разных регионах. Важную роль в послевоенном устройстве Европы сыграли христианско-демократические партии. Христианские церкви стали все более активно включаться в разрешение самых насущных проблем современности – экономических, политических, социальных, духовных. Индуизм способствовал рождению новой Индии.

Активную роль в национальных движениях играли ислам, буддизм, а в африканских странах – местные религии. Например, религиозно мотивированная ориентация на переустройство общества, получившая особенно широкое распространение в Латинской Америке “теология освобождения”, которая исходит из того, что нельзя быть христианином, не вступая в борьбу с социальным злом и несправедливостью, с неоколониализмом и империализмом. Или “исламская революция” 1978 г. в Иране, лидер которой аятолла Хомейни руководствовался идеями исламского возрождения.

Характерная черта идеологической жизни западного общества в XX в. – развернувшаяся борьба между христианством и марксизмом, сыгравшая особенно важную роль в “холодной войне”, противоборстве двух систем в послевоенном мире. Хотя политические позиции религиозных организаций, различных церквей были неоднозначны, христианская вера воспринималась как альтернатива “атеистическому коммунизму”.

Римско-католическая церковь как наиболее организованная религиозная сила мира была в авангарде антикоммунизма. Пий XII осудил в 50-е годы прошлого века коммунизм как атеизм и отлучил от церкви всех членов коммунистической партии. Иоанн XXIII и Второй Ватиканский Собор (1962–1965 гг.) заняли более гибкую позицию, порвав с традициями “холодной войны”: церковь должна служить интересам человека, а не той или иной системы, но она не может идти на компромисс с коммунистическим мировоззрением. Хотя диалог с марксистами, поиск путей к сотрудничеству в решении стоящих перед человечеством проблем признавался необходимым.

После окончания Второй мировой войны религии более активно, чем когда-либо, вступают в диалог с “миром”. Они ищут возможности внести вклад в решение проблем, вставших перед обществом, и ищут в сотрудничестве с “миром”, а не в изоляции от него. Второй Ватиканский Собор весьма наглядно отразил эту тенденцию, поставив задачу “повернуть церковь лицом к современному миру”, к его заботам и нуждам. Религиозные организации на разных уровнях обращаются к вопросам экономической жизни, политики, демографии, но в первую очередь к проблеме предотвращения ядерной войны.

С начала 70-х годов в религиозное сознание входит новый круг вопросов, связанный с обостряющимся экологическим кризисом. Наука оказалась перед необходимостью определить границу дозволенного в отношении человека к природе и обществу, нравственно обосновать избираемые ею цели и средства их достижения. Проблема, которую история поставила на повестку дня, – это проблема синтеза ценностей рационального (политика, наука) и духовного (этика, религия) порядка.

Опросы общественного мнения, анализ статистических данных о показателях и динамике религиозности в современных развитых странах отражают долговременную тенденцию к упадку религиозной веры, подтверждают уменьшение ее влияния на жизнь современного общества. Христианство сопротивляется секуляризации, стремится доказать свою жизненную силу, обращаясь к социальным проблемам, осмыслению серьезных моральных проблем, поиску путей их решения и добивается за счет этих усилий определенных результатов. Эти усилия отлились в две противоположные формы религиозного фундаментализма и религиозного модернизма. Религиозный фундаментализм – обозначение консервативных направлений, требующих сохранения в неизменном виде догматики и всех традиционных предписаний религии (в узком смысле термин используется для обозначения ортодоксального течения в протестантизме, возникшего еще в канун Первой мировой войны).

Так, 80-е годы прошлого века принесли в США расцвет консервативного евангелического направления христианства. Протестантские фундаменталисты претендуют на абсолютную моральную и религиозную исключительность, обладание вечными истинами спасения, счастья и процветания. Они выступают за запрещение абортов и наркотиков, в защиту традиционной семьи, против сожительства без освященного церковью брака, против легких разводов. Фундаментализм проповедует буквальное восприятие библейского учения и требует, чтобы креационизм изучался в школах наряду со светскими теориями происхождения мироздания. Фундаменталисты прилагают массу усилий, чтобы доказать вред не только светского гуманизма, но и “либерального” христианства, вставшего на путь его обновления и приспособления к современной науке и современному миру.

Однако исследования, которыми были охвачены буквально все слои американского общества и все религиозные группы, показали не только общий долгосрочный спад в масштабах и интенсивности религиозности в США, но и то, что упадок веры в “фундаменталистские” религиозные построения (типа креационизма) оказался еще более быстрым, чем упадок веры в “либеральные” религиозные направления. Кроме того, международные опросы постоянно показывают, что население Западной Европы намного менее религиозно, чем американцы.

Успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые в XX в. на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания близкого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании – в понимании Бога, мира и человека. Наука способствовала тому, что М. Вебер назвал “десакрализацией”, “разволшебствлением” мира: явления природы и общества получают естественное объяснение без ссылки на вмешательство Бога, на чудо.

Обращение к Богу в прошлом было компенсацией человеческого невежества и незнания, констатировал немецкий протестантский теолог Д. Бонхёффер (1906–1945). Не умея объяснить окружающую его действительность, человек апеллировал к Богу как к творцу и управителю мира. Но современный человек, овладевший научными методами познания, уже не видит необходимости обращаться к Богу, чтобы объяснить мир. Слабость человека как действующего существа порождала идею “всемогущего” Бога как компенсатора человеческого бессилия. Теперь мир стал “совершеннолетним”. “Люди в ходе исторического развития научились преодолевать свою слабость, они становятся все более уверенными хозяевами окружающего мира и себя самих. Поэтому религия, понимаемая как компенсация их слабости, становится для них ненужной”, – констатирует Д. Бонхёффер. Он приходит к выводу, что тот Бог, которого предлагала и предлагает традиционная религия, ныне преодолен и отброшен как естественно-научная, политическая, моральная и философская гипотеза. Современные люди, живущие в “совершеннолетнем мире”, больше не могут быть религиозными в прежнем смысле слова. Прежняя вера в традиционный образ Бога себя изжила, ныне она только пустая скорлупа, в которой нет живого содержимого.

Теологический модернизм – направление в религии, ставящее задачу обновления религии, приспособления ее к современным реалиям, в частности, ищет возможности “демифологизировать” христианство, преодолеть противопоставление Бога как потусторонней, сверхъестественной сущности посюстороннему миру. Позиция “умеренного обновления” становится преобладающей во второй половине ХХ в. не только в христианстве, но и в исламе, и в буддизме.

Старое представление о Боге как о чудотворце и избавителе, которого мы привлекаем на помощь только тогда, когда нас не удовлетворяют ответы науки или когда мы не можем справиться с нашими собственными проблемами, представление о Боге как о существе, обитающем где-то вне мира, “над звездами”, себя изжило, признает католический теолог Г. Кюнг. Бога надо искать не вне мира, а в самом мире. Теологический модернизм сближает Бога с миром подчас настолько, что они сливаются, происходит “обмирщение” веры.

Однако, решив многие проблемы познания мира и овладения человеком силами природы, вынудив религию встать на рискованный для нее путь модернизации, приспособления к новому научному образу мира, наука отодвинула границу познания к еще более сложным, чем ранее, проблемам, более сложным по своей философской глубине. В новых областях познания утратили значение многие привычные понятия, и это произошло прежде всего потому, что сегодня наука вышла далеко за пределы чувственно доступного человеку, наглядного.

Возникающие “ножницы” между обыденным и научным видением мира, ощущение соприкосновения с глубинами непознанного и остающегося для человеческого разума “тайной” – все это дает новый шанс для религиозного мироощущения. А в результате напрашивается вывод, что сами по себе наука и техника – без религии – еще не дают решения современных проблем, когда человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения. Но здесь мы уже вступаем в область политики в широком смысле слова, т. е. воздействия на религию социальных перемен, охватывающих общество в XX в.

Религия в качестве нравственной, духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых также большинством религий, лежат универсальные, общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.

Религиям традиционным в качестве современных альтернатив противостоят многообразные суеверия, магические ритуалы, культы, секты, радикальные группы. Церковь не может уже сегодня реагировать на религиозный плюрализм новой инквизицией. Она вынуждена считаться с религиозным плюрализмом, предполагающим терпимость к инаковерию, а также признать, что и вне церкви многие гуманитарные движения служат общим целям спасения общества от угрозы гибели. Такова общая предпосылка диалога религий с миром и диалога между религиями.

Наряду с ростом социальной активности, диалог между религиями является также “знамением времени”. В послевоенные годы получило широкое распространение экуменическое движение, объединившее большую часть протестантских и православных церквей. В 1948 г. был созданВсемирный совет церквей (ВСЦ), организационно оформивший экуменическое движение. В 60-х годах в него вошла и Русская православная церковь. Экуменическое движениестремится к преодолению разногласий в трактовке вероучения равными ветвями христианства, хотя и не ставит задачи создания одной церкви. В рамках ВСЦ активно разрабатываются программы борьбы с голодом, нищетой, несправедливостью, расизмом, защиты окружающей среды и т. д. Римско-католическая церковь также провозглашает экуменические цели, но в ВСЦ не входит.

Как бы то ни было, сегодня стало очевидным, что старая вражда между христианскими конфессиями наносит серьезный ущерб интересам веры и должна быть преодолена. Становится очевидной необходимость диалога между крупнейшими мировыми религиями, который получает все большее развитие в последние годы. Если сами церкви еще не видят реальной перспективы установления универсальной единой организации, то многие светские мыслители все чаще начинают высказываться за создание некоего подобия Организации объединенных религий, которая помогла бы государствам, международным организациям своим моральным авторитетом в стремлениях к общему благу. Целый ряд мыслителей высказываются в пользу той точки зрения, что будущее принадлежит всечеловеческой, универсальной, единой для всего человечества религии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в религиоведение. Религия как социокультурный феномен

Религиоведение предмет и структура Понятие и сущность религии Особенности богословско теологического и религиоведческого подходов к анализу... Классификация религий... В религиоведении сложились разные классификации религий по тем или иным критериям признакам С учетом...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Религиозная ситуация в современном мире. Экуменическое движение

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религиоведение: предмет и структура
Религиоведение - в широком смысле слова включает все возможные способы осмысления и объяснения религиозного феномена, как «изнутри», так и «извне». Религиоведение к

Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии
Религия(от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа; religare - связывать, соединять), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфичес

Структура религии
Религия является сложной системой. Она включает в себя такие важнейшие элементы как: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозная организация. Религиозное с

Функции религии
Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Выделяется следующие наиболее значимые функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, ин

Происхождение религии
Попытки понять сущность, происхождение, назначение религии сопровождают всю историю человеческой мысли. В далеком прошлом исследование этих проблем традиционно происходило в рамках скептицизма и на

Ранние формы религиозных верований
Большинство религиоведов склонны рассматривать тотемизм в качестве одной из наиболее ранних форм религии (хотя есть и другие точки зрения) как в силу его значительной примитивности

Национальные религии
Одной из очень древних религий, сохранившейся до нашего времени и сыгравшей важную роль в духовной эволюции человечества, является индуизм. Индуизмявляется национал

Феномен нетрадиционной религиозности
Нетрадиционная религиозность - новое духовное явление XX века. Возникновение «новых сект», «новых религий» зафиксировано в США в 50- 60-х годах XX в. Новые духовные объедине

Религиозно-философские учения и духовные движения второй половины XIX - XX столетия
Теософия - система оккультных учений о скрытых возможностях человека, предлагающая путь к достижению абсолютного знания, абсолютной власти и бессмертия. При обладании

Движение Нью-Эйдж и духовные лидеры нашего времени
На Западе, начиная с 60 - х. гг. XX в., необыкновенную популярность приобрело движение Нъю-Эйдж, что в переводе с английского означает «новый век». Идеи движения Нъю-Эйдж проникли

Буддизм - Часть 1
Из курса философии известно, что одно из главных различий между западной и восточной философиями состоит в том, что восточная традиция не пыталась четко разграничить философию и религию. Это, разум

Возникновение и особенности буддизма
Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он сформировался в VI - V веках до нашей эры в Древней Индии на базе многовековой религиозно-философской традиции индийской

Основатель буддизма и география распространения.
Жизнеописания основателя буддизма составлялись спустя несколько столетий и сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современно

Буддистское вероучение и культ
Основу буддийской религии составляют «четыре благородные истины». Согласно традиции, Благородные Истины были проповеданы Буддой в его первой проповеди в О

Религиозная система буддизма
Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родоплеменных отношений и становления раннегражданского общества. Людям, не нашедшим себе места в формирующихся социальных стру

Основные направления в буддизме: хинаяна, махаяна, ваджраяна
Самой ортодоксальной школой буддизма считается хинаяна («малая колесница»), тхеравада («школа старой мудрости»). Она сформировалась сразу после смерти Будды

Культовая практика буддизма
Обрядовая сторона буддизма многообразна, в его многочисленных школах и направлениях акцент делается на различных элементах буддийского культа: молитве, массовых церемониях, приношениях в храм, прак

Институт монашества в буддизме. Монастыри и храмы
Как отмечалось ранее, основой социальной деятельности буддистов является буддийская община-сангха, которая формируется в определенном буддийском храме или монастыре. Сангха

Региональные формы буддизма
Чань-буддизм. Само слово чань является сокращением от чаньна (санскр. дхьяна — «медитация», «созерцание»). Таким образом, уже само н

Религиозная система буддизма и буддийская философия
Учение Будды при своем возникновении еще не было религией, ибо понятие личного божества в нем отсутствовало. Превращение буддизма из философско-нравственной концепции совершенствования личности в р

Происхождение и историческая эволюция христианства
Христианствовозникло в I в.н.э. в Палестине, находившейся в составе Римской империи, и оказало определяющее влияние на формирование западной цивилизации. Именно христианство сформи

Идейные истоки и сущность христианства
Идейные истоки христианства восходят к иудаизму, а также к философии неоплатонизма. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное писание христиан - Библия вк

Вероучительная догматика христианства
Вероучительная догматика христианства изложена в трех исторических символах (исповеданиях) веры: Апостольском, Никейском (илиНикео-Константинопольском) и

Христианская мораль и культовая практика
В христианской религии существует система этических предписаний, отражающая ее безупречные моральные идеалы. Основные нравственные требования, предъявляемые к христианам,

Православие – историческая форма развития восточной ветви христианства
Происхождение термина православие обычно связывается с понятием ортодоксия. Слово православие – буквальный перевод греческого «ортодоксия». «

Особенности православного вероучения
Основу православного вероучения составляет Никео-Цареградский (Константинопольский) Символ Веры - изложение главных христианских догматов, безусловное признание которых является об

Православный культ: таинства, обряды, праздники, посты
Благодатная сила церкви, переданная Христом через апостолов, находит выражение в священнодействиях (особых культовых обрядах) - таинствах. Их действенность связана с налич

Монашество
Православная церковь располагает развитым институтом монашества, которое возникло в восточной части христианского мира около III - IV веков (западное монашество сформировалось гора

Русская православная церковь: основные исторические этапы развития
Рассуждение о православии невозможно вне связи с необходимой формой его бытия — церковью. Для приверженцев православной веры «воцерковленность» является обязатель

Православное богословие и православная философия
Специфика православия проявилась в том, что оно получает статус главенствующей религии, а церковь трансформируется в элемент имперской структуры. Могущество империи связывалось, прежде всего, с бог

Особенности католического вероучения, культа и церковной организации
Католицизм (греч. всеобщий, позже — вселенский) — одно из направлений в христианстве. Если в средневековье термин «католическая церковь» употребляется для того, чтобы

Католическая философия. Неотомизм
Неотомизм - влиятельное течение в философии католицизма. После периода расцвета в XIII — XV вв. и последующей утраты своих позиций в интеллектуальной жизни Западной Европы м

Протестантизм: особенности вероучения, организации и культа
Протестантское направление христианства возникло в ходе широкого общественно-религиозного движения в Европе XVI века, получившего наименование Реформации. Историки связыва

Протестантская теология и философия
Протестантская ортодоксия была разработана М.Лютером, Ж.Кальвином и др. М.Лютер противопоставил умозрительной философии и теологии, направленной на познание сущности Бога и его атр

Возникновение ислама и современная география распространения
Ислам — религия Книги, Корана (арабск. ал-Куран), что в переводе с арабского означает «чтение». Первым словом, которым ангел небесный предварил откровение Божие, данное

Источники исламского вероучения
Ислам - религия «людей Книги», писания, посланного людям через пророков. Священная книга мусульман — Коран (от араб. «ал-куран» — «чт

Догматические и ритуальные основы ислама
Догматической и ритуальной основой ислама являются пять столповверы: 1) исповедание веры (шахада); 2) молитва

Мусульманское право. Шариат
Неразделенность светской и духовной властей в исламской общине потребовала включения в ислам помимо вероучительной и обрядовой, также и более широкой нравственно-правовой основы, получившей названи

Конфессиональная организация ислама
Отличительная черта ислама - отсутствие института церкви. В первые века халифата конфессиональная и государственная организации совпадали: халиф являлся главой общины и светским пр

Мусульманская философия. Суфизм
Суфизм (от слов: «суфи» - шерстяная одежда; «тасав-вуф» - учение о сокровенном) - сформировавшееся внутри ислама течение, отстаивающее мистический путь познания Бога вплоть до полн

Своеобразие религиозной системы ислама
Говоря о процессе возникновения и распространения ислама, крупнейший российский востоковед академик В.Бартольд указал на такие его особенности, как быстрота формирования и изначально государственны

Понятие сводомыслия и его исторические формы
Свободомыслие – это духовная деятельность, исходящая из признания права разума на свободное, критическое рассмотрение религии, свободное исследование действительности.

Свобода совести. Правовые основы свободы совести в Республике Беларусь
Важное место в системе личных (гражданских) прав и свобод человека занимают свобода совести и свобода вероисповедания.Понятие совесть означает чувс

Конституционно-правовое положение религиозных организаций в Республике Беларусь
Конституционно-правовое положение церкви и религиозных объединений в различных государствах зависит от множества разных факторов, в том числе от исторических традиций, духовно-нравственной ориентац

Религиозные отношения, их виды
  Религиозные отношения (как и другие виды идеологических общественных отношений) складываются в процессе деятельности в соответствии с ее осознанием. Понятно, что здесь такой деятель

Религиозная деятельность. Культ
Признание религиозного сознания в качестве ведущего элемента религиозного комплекса является доминирующей, но не единственной точкой зрения. Уже в 80-х годах XIX столетия английский антрополог Р. М

Елигиозное сознание (религиозная вера), его уровни
Большинство социологов считают, что “минимум” религии следует искать в сфере религиозного сознания. Они как правило связывают религию с верой. Не случайно и в широком употреблении слово “верующий”

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги