рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Трансцендентальная медитация

Трансцендентальная медитация - раздел Религия, Православие и религия будущего   Методика Восточной Медитации, Известной Под Названием "т...

 

Методика восточной медитации, известной под названием "трансцендентальной медитации" (сокращенно ТМ), за несколько лет приобрела такую популярность, особенно в Америке, и ее проповедуют в столь неприлично легкомысленном тоне, что любой серьезный человек, изучающий современные религиозные течения, поначалу просто может решить не обращать на нее внимания как на очередной объект американской рекламной шумихи. Но это было бы ошибкой, потому что в своих серьезных аспектах она не так уж сильно отличается от йоги и дзен-буддизма, а пристальный анализ ее методики обнаруживает, что по своему характеру она даже в большей степени подлинно "восточное" течение, чем эти несколько искусственные продукты современного синкретизма, "христианская йога" и "христианский дзен".

Как сообщают стандартные сведения об этом течении [1], "трансцендентальная медитация" была принесена в Америку (где и имела наиболее громкий успех) довольно "неортодоксальным" индийским йогом Махариши Махеш Йоги и стала заметно распространяться около 1961 года. В 1967 году она получила самую широковещательную рекламу, после того как популярные певцы - группа "Битлз" - обратились к этому учению и отказались от наркотиков; однако они вскоре отошли от этого учения (хотя продолжали медитировать). А на следующий год во время турне по Америке Махариши вместе с группой "Бич бойз" постигла неудача, и путешествие пришлось прервать ввиду его финансовой убыточности. Тем не менее само движение продолжало развиваться: в 1971 году ему следовали примерно сто тысяч медитирующих под руководством около двух тысяч инструкторов, что уже выдвигало это явление на первое место среди других движений "восточной духовности" в Америке. В 1975 году движение достигло своего апогея, насчитывая по сорок тысяч учеников в месяц, а общее количество последователей - до шестисот тысяч. В эти годы оно широко распространилось в армии, школах, тюрьмах, больницах, а также в церковных общинах, включая приходы Греческого епископата в Америке, в качестве предположительно нейтральной формы "ментальной (духовной) терапии", которая сочетается с любыми религиозными взглядами и обрядами. Курс обучения ТМ был специально выкроен по мерке американского образа жизни и получил благосклонную характеристику: "Это курс, который научит вас добиваться духовного успеха без особых усилий" (стр. 17); сам Махариши называет ее методикой, "похожей в точности на чистку зубов" (стр. 104). Другие индийские йоги вынесли Махариши строгое порицание за то, что он обесценил вековые традиции йоги в Индии, сделав ее предметом наживы и продавая ее эзотерические тайны широким массам (в 1975 году курс стоил 125 долларов, для студентов колледжей - 65 долларов и соответственно еще ниже для старших классов школы, для средних классов и для маленьких детей).

По своим целям, основным принципам и результатам ТМ не слишком заметно отличается от "христианской йоги" и "христианского дзена", ее отличает в основном простота приемов и философии в целом, а также легкость достижения результатов. Как и эти учения, ТМ "не требует никакой веры, понимания, моральных принципов или даже принятия идей в философии" (стр. 104); это чистая и простая методика, которая "основана на естественном стремлении духа искать все большего счастья и удовольствия... Во время трансцендентальной медитации ваш дух должен следовать путем наиболее естественным и приятным" (стр. 13). "Трансцендентальная медитация - прежде всего практика, а уж затем - теория. Для начинающего самое важное - не думать, не касаться интеллектуальной области вообще" (стр. 22).

Методика, разработанная Махариши, идентична для всех центров ТМ, где бы они ни находились: после двух вступительных лекций желающие платят вперед и затем являются для "посвящения", захватив с собой странный на первый взгляд набор предметов, всегда один и тот же, - три вида сладких фруктов, не менее шести свежих цветков и чистый носовой платок (стр. 39). Эти предметы, помещенные в небольшую корзиночку, приносят в "комнату посвящения", где их ставят перед портретом гуру, от которого Махариши получил посвящение в йогу; на том же столе горит свеча и возжигаются курения. Ученик находится в комнате наедине со своим учителем, который сам до этого должен был получить посвящение и инструкции лично от Махариши. Церемония перед портретом длится полчаса, и в нее входит тихое пение на санскрите (смысл которого посвящаемому неизвестен) и пение имен прежних "учителей" йоги; в заключение церемонии посвященному дается "мантра", тайное санскритское слово, которое он должен непрерывно повторять во время медитации и которое никому не известно, кроме его учителя (стр. 42). Посвящаемому никогда не дают английского перевода этой церемонии; он известен только самим учителям и посвящающим. Он содержится в неопубликованной книге, называемой "Священное предание", а теперь его текст появился в виде отдельной брошюры в "Издании духовных подделок", изданной в Беркли. Эта церемония - не что иное как традиционная индуистская церемония поклонения богам (пуджа), включающая и обожествление гуру Махариши (Шри Гуру Дев), и целого списка "учителей", через посредство которых он сам получил свое посвящение. Церемония заканчивается серией из двадцати двух "приношений" гуру Махариши, причем каждое из них заключается словами "Я кланяюсь Шри Гуру Деву". Сам посвящающий склоняется перед портретом Гуру Дева в конце церемонии и предлагает посвященному сделать то же - только после того, как он получил посвящение (поклоны для посвящаемого не обязательны, а приношения - обязательны).

Таким образом, современный агностик, обычно ничего не подозревающий, посвящается в практическую индуистскую религиозную обрядность; и совершенно незаметно его заставляют делать то, чему его христианские предки, быть может, предпочли бы пытки и мучительную смерть: он приносит жертвы языческим богам.

В духовном плане, может быть, именно этот грех, более чем сама психическая методика, и служит объяснением неслыханного успеха ТМ.

После посвящения ученик ТМ медитирует два раза в день по двадцать минут (в точности такое же время для медитации рекомендует и автор "Христианской йоги"), предоставляя своему уму полную свободу и повторяя мантру, когда она приходит ему на ум; зачастую ощущения и переживания учеников проверяются учителем. "Очень скоро, подчас даже с первой попытки, человек начинает выходить на новый уровень сознания, который представляет собой ни сон, ни бодрствование: это и есть состояние "трансцендентальной медитации". Трансцендентальная медитация приводит к состоянию сознания, не похожему ни на что известное нам дотоле и более близкое к тому состоянию, которого дзен-буддист достигает после многих лет упорного труда" (стр. 115). "В отличие от других религиозных дисциплин и йоги, на овладение которыми могут потребоваться годы, чтобы достигнуть результатов, которые дает нам ТМ, учителя утверждают, что ТМ можно обучить в считанные минуты" (стр. 110-111).

Испытавшие это состояние описывают его как "состояние полного удовлетворения", сходное с тем, которое дают некоторые наркотики (стр. 85), но сам Махариши описывает его в традиционных индуистских терминах: "Это состояние превыше всего: видения, слышания, прикосновения, обоняния и вкушения - превыше всякого думания и чувствования. Это состояние непроявленного, абсолютного, чистого сознания Сущего и есть наивысшее состояние жизни" (стр. 23). "Когда человек развил в себе способность переводить это состояние на уровень сознания на перманентном основании, про него говорят, что он достиг космического сознания, цели всех, кто медитирует" (стр. 25). На более продвинутых стадиях ТМ изучают основные йоговские позы, но они не являются непременным условием успеха основной методики; не требуется также и никакой аскетической подготовки. Как только ученик достиг "трансцендентального состояния существования", от него требуется всего лишь по двадцать минут медитации два раза в день, так как эта форма медитации вовсе не представляет собой образ жизни, как это бывает в Индии, а скорее является дисциплиной (учением) для тех, кто ведет активную жизнь. Махариши прославился как раз тем, что принес это состояние сознания всем и каждому, а не только немногим избранным.

Об успехах ТМ рассказывают многочисленные истории и утверждают, что она оказывает действие почти во всех случаях: наркоманы исцеляются, семьи воссоединяются, человек становится здоровым и счастливым; учителя ТМ непрерывно улыбаются, радость в них так и бьет ключом. Как правило, ТМ не вытесняет другие религии, а усиливает веру во что угодно, почти во все; "христиане", будь они протестантами или католиками, тоже находят, что она придает их верованиям и практическим обрядам большую глубину и значительность (стр. 105).

Быстрый и легкий успех ТМ, который сам по себе является симптомом уменьшения влияния христианства на современное человечество, послужил также и причиной ее раннего упадка. Больше, быть может, чем все остальные учения "восточной духовности", это учение носило характер "модного увлечения", и провозглашенное Махариши намерение "посвятить" весь мир явно обречено на провал. После максимального взлета в 1975 году списки желающих обучаться ТМ неуклонно тают, что даже привело к тому, что организация объявила в 1977 году открытие новых "продвинутых" курсов обучения, явно придуманных ради того, чтобы подогреть интерес и возродить энтузиазм публики. Эти курсы должны дать посвященным "сиддхи", или "сверхъестественные силы" индуизма: способность проходить сквозь стены, становиться невидимкой, левитировать и летать по воздуху и тому подобное. Эти проекты обычно встречаются с цинической усмешкой, несмотря на то, что в брошюрах ТМ помещается фотография "левитирующего" медитатора (см. журнал "Тайм", 8 августа 1977 г., стр. 75). Дадут или не дадут эти курсы (стоимостью до трех тысяч долларов) те результаты, на которые они претендуют и которые являются законной областью традиционных "факиров" из Индии, - сама ТМ разоблачает себя как скоропреходящая стадия оккультных увлечений второй половины XX века. Опубликованы уже многие примеры того, как и учителей, и учеников в равной мере постигают заболевания, обычные для тех, кто забавляется оккультизмом: умственные и эмоциональные расстройства, самоубийства, покушения на убийство, одержимость демонами.

В 1978 году федеральный суд Соединенных Штатов вынес решение, что ТМ является по своей природе религиозным течением и не должно преподаваться в общественных учебных заведениях. [2] Это решение, несомненно, ограничит еще больше распространение влияния ТМ, которая, однако, может продолжить свое существование как одна из многочисленных форм медитации, которые многим кажутся совместимыми с христианством, - еще один печальный признак нашего времени.

1. Все цитаты в этой главе даны по книге Иана Роббинса и Дэвида Фишера "Спокойствие без пилюль" (Все о трансцендентальной медитации). Издание Питтер ван Уайден, инк., Нью-Йорк, 1972.
2. См.: ""ТМ" в суде: полный текст решения федерального суда по делу Мальнак против Махариши Махеш Йоги; Издание духовных подделок", Беркли, Калифорния. 94704. П.я. 4307.

V
"Новое религиозное сознание"

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Православие и религия будущего

Содержание Предисловие I quot Монотеистические quot религии II Сила языческих богов III Чудо факира и Иисусова молитва IV Восточная... Предисловие... Введение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Трансцендентальная медитация

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Quot;Христианский" и нехристианский экуменизм
  "Христианский" экуменизм в своем наилучшем варианте представляет собой искреннее и понятное заблуждение протестантов и католиков,- заблуждение, которое заключается в том,

Об этой книге
  Все это и легло в основу настоящей книги, которая исследует "новый" религиозный дух нашего времени, поддерживающий и вдохновляющий "диалог с нехристианскими религиями

ОДИН ЛИ И ТОТ ЖЕ БОГ У НАС И У НЕХРИСТИАН?
    "Народы иудаизма и ислама и христиане... эти три разновидности идентичного монотеизма говорят наиболее достоверными и древними и при этом сам

Свидетельство обращенной в Православие
    Ибо все боги народов - идолы. Пс. 95, 5 В этой статье отражены переживания женщины, которая, учась в старш

Прелести индуизма
  Мне было всего шестнадцать лет, когда два события предопределили мою будущую жизнь. Я пришла в доминиканский католический монастырь в Сан-Рафаэль (Калифорния) и впервые встретилась с

Война догматов
  Сегодняшнее христианство претерпевает нападки от врага, который отнюдь не невидим для верующих. Если бы он мог, он пронзил бы христианство до самого сердца, прежде чем назвать свое и

Индуистские святилища и обряды
  В 1956 году я работала в экспедиции, изучая охотников за головами на Филиппинах. Меня интересовала примитивная религия - особенно в так называемых "неокультуренных" района

III Чудо факира и Иисусова молитва
Архимандрит Николай (Дробязгин)   Автор этого повествования прошел блестящий путь в миру, будучи морским офицером, и был также глубоко связан о

IV Восточная медитация наступает на Христианство
  В ответ на вопрос о возможности "диалога" православного христианства с различными нехристианскими религиями читателю были представлены свидетельства трех православных христ

ДУХ ВОСТОЧНЫХ КУЛЬТОВ В 1970-Х ГОДАХ
  Описанные выше три рода "христианской медитации" - это всего лишь начало; обобщая, можно сказать, что влияние восточных идей и практики на некогда христианский Запад достиг

Хари Кришна в Сан-Франциско
  На улице, примыкающей к парку Золотых ворот, в районе Хейт-Ашбюри (Сан-Франциско), стоял храм Самосознания Кришны... Над входом в храм двухфутовыми деревянными буквами было написано

Гуру Махарадж-джи на хьюстонском астродоме
К осени 1973 года многое-множество восточных гуру новейшей школы с легкой руки Махариши Махеш Йоги с его ТМ водворилось на Западе и собрало толпы последователей только для того, чтобы исчезнуть с г

Тантрическая йога в горах Нью-Мехико
На покрытой травой возвышенности, на высоте семи с половиной тысяч футов в горах Джемез, на севере штата Нью-Мехико, собралась тысяча молодых американцев (большинство в возрасте от двадцати до

Тренировки дзен в Северной Калифорнии
В лесистых горах на севере Калифорнии в тени громадной горы Шаста - "священной" горы местных индейских племен, давнего средоточия оккультных поселений и деятельности, которая ныне вновь о

Новая "духовность" против Христианства
  Можно привести множество других примеров восточных культов на Западе; каждый год приносит новые культы или новые перелицовки старых. Вдобавок к откровенно религиозным культам в посл

Дух научной фантастики
Летописцы научной фантастики обычно относят ее зарождение к началу девятнадцатого века. Некоторые предпочитают находить ее истоки в рассказах Эдгара Алана По, которые представляют собой сочетание у

Встречи с НЛО и их научное исследование
Хотя фантастика некоторым образом подготовила людей к появлению НЛО, мы, разумеется, не можем в своих оценках их "объективной" реальности опираться на литературу или на человеческие надеж

Шесть категорий встреч с НЛО
Доктор Хайнек, изучавший вопрос более подробно, чем кто-либо из широко известных ученых, для удобства разделил феномены НЛО на шесть категорий [1]. Первая, "ночные светящиеся объекты", от

Объяснение феномена НЛО
Доктор Жак Балле в своей последней книге "Невидимый колледж" рассказывает о том, что известные ученые-исследователи думают об НЛО. Он считает, что мы уже "вплотную приблизились"

Смысл появления НЛО
Итак, в чем же смысл явлений НЛО в наше время? Почему они появились именно в этот период истории человечества? В чем их миссия? К какому будущему они ведут? Прежде всего, феномены НЛО - эт

КАК ЗНАМЕНИЕ ВРЕМЕНИ
  "Коста Дейр взял микрофон и сказал нам, что его сердце болит за Греческую Православную Церковь. Он попросил священника епископальной Церкви отца Дрисколла по

Движение пятидесятников в XX веке
  Современное движение пятидесятников, хотя у него были предшественники и в XIX веке, датирует свое происхождение точно с 7 часов вечера в канун нового 1900 года. За некоторое время до

Quot;Христианский" медиумизм
Одним из тех, кто предпринял тщательное и объективное изучение "говорения на языках", был лютеранский пастор из Германии, доктор Курт Кох ("Битва языков"). Рассмотрев сот

Духовное заблуждение
Понятие прелести, ключевое в православном аскетическом учении, совершенно отсутствует в протестантско-католическом мире, который породил "харизматическое" движение; именно этот фак

Б. ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ "ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ" ОПЫТЫ
Одна из самых распространенных реакций на переживание "крещения Святым Духом" — смех. Один католик свидетельствует: "Ощущение присутствия и любви Бога было так сильно, что я припомин

ЦИТИРОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Бердик, Дональд В. Языки - говорить или не говорить. Моуди Пресс, 1969. Кристенсон, Ларри. Говорение на языках. Дименшен Букс, Миннеаполис, 1968. Дюплесси, Дэвид Дж. Дух приказал

Религия будущего
Весьма показательно для духовного состояния современного человечества то, что "харизматические" и "медитационные" опыты начинают укореняться среди "христиан". Влияние

ДЖОУНСТАУН И 1980-Е ГОДЫ
Эта книга была намеренно смягчена. Нашим стремлением было описать, по возможности спокойно и объективно, нехристианские религиозные практики, приготовляющие путь "религии будущего"; мы ли

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги