Новая "духовность" против Христианства

 

Можно привести множество других примеров восточных культов на Западе; каждый год приносит новые культы или новые перелицовки старых. Вдобавок к откровенно религиозным культам в последнее десятилетие особенно размножились мирские "культы самосознания", как их назвал один популярный журнал ("Ю. С. Ньюс энд Уорлд рипорт", 16 февраля, 1976 г., стр. 40).

Эти группы "терапии сознания" включают "Эрхардский тренинг-семинар", основанный в 1971 году, "Рольфинг", "Управление сознанием Сильва" и разнообразные формы общения и "биологической обратной связи" (биофидбек); все они сулят "снятие напряжений" и "раскрытие скрытых возможностей" человека на более или менее приемлемом "научном" жаргоне XX века. Вспоминаются и другие движения "самосознания" - от "Христианской науки" до "Науки духа" и "Наукологии", которые тотчас же выходят из моды. Все эти движения несовместимы с Христианством. Всех православных христиан следует решительно призвать не соприкасаться с ними. Почему мы так категорически утверждаем это?

1. Эти движения не имеют никакой опоры в христианских традициях или практике, но являются чистейшим продуктом восточных языческих религий или современного спиритизма, более или менее разбавленных и зачастую претендующих на "нерелигиозность". Они не только распространяют ложное, не согласное с доктриной христианства воззрение на духовную жизнь, они направляют человека, посредством языческих религиозных опытов или психических экспериментов, на ложный духовный путь, который ведет к духовной и психической погибели, а в конце концов - и к вечной гибели души.

В частности, ощущение "духовного покоя", которое дают разнообразные медитации, будь то без особого религиозного содержания (как это обещает ТМ, некоторые формы йоги и дзен и все мирские культы) или с языческим религиозным содержанием (как Хари Кришна, "Миссия "3Эйч-О"божественного света", "3Эйч-О" и т. д.), - это вступление в "космические" духовные области, где более глубинные стороны человеческой личности вступают в контакт с настоящими духовными существами. А эти существа, в теперешнем человеческом падении, - прежде всегодемоны (бесы), или падшие духи, которые ближе всего к человеку [1]. Даже сами медитирующие дзен-буддисты, невзирая на всю свою осторожность в духовных "опытах", описывают свои встречи с этими духами (приправленные человеческими фантазиями), то и дело оговариваясь, что они с ними не "отождествляются" [2].

3. "Посвященные" в опыты духовного мира, которые дают "культы самосознания", вовлекают человека в нечто неподвластное сознательному контролю человеческой воли; таким образом, будучи единожды "посвященным", человеку уже чрезвычайно трудно выпутаться из сети нежелательных психических переживаний. "Новое религиозное сознание" становится врагом христианства, намного могущественным и опасным всех ересей прошлого. Когдаопыт становится впереди доктрины, обычные христианские орудия защиты, охраняющие человека от нападения падших духов, устраняются или нейтрализуются, и пассивность и "раскрытость", характерные для новых культов, буквально раскрывают человека для пользования бесом. Изучение опытов и переживаний многих "культов самосознания" показывает, что в них наличествует закономерная прогрессия от опытов, которые поначалу "добры" или "нейтральны", к опытам, которые становятся странными и пугающими и в конце концов приобретают несомненно демонический характер. Даже чисто физическая сторона таких психических учений, как йога, таит в себе опасность, потому что они предрасполагают человека к психическим настроениям и опытам, которые являются первоначальной целью йоговских упражнений, из которых они и происходят.

Сила соблазна, присущая "новому религиозному сознанию", в наше время настолько велика, что она может овладеть человеком даже тогда, когда он считает, что остается христианином. И это относится не только к тем, кто развлекается поверхностным синкретизмом или комбинациями христианства с восточными религиями, о которых мы говорили выше; это относится также и к растущему числу людей, которые считают себя ревностными христианами. Глубокое невежество в области истинно христианского духовного опыта, свойственное нашему времени, приводит к ложной христианской "духовности", которая по своей природе близка к "новому религиозному сознанию".

В главе VII мы подробно и внимательно рассмотрим наиболее широко распространенное из современных течений "христианской духовности". В ней же мы увидим пугающие перспективы, которые открываются, когда "новое религиозное сознание" овладевает благонамеренными христианами, даже православными христианами, до такой степени, что нам ничего не остается, как думать о духовности современного мира в апокалипсических образах "великого отступления", которое охватит почти весь род человеческий перед концом нашего века. К этому вопросу мы вернемся в заключение этой книги.

 

 

1. См. объяснение епископа Игнатия Брянчанинова о духовном и чувственном видении духов и открытии "дверей восприятия" у человека ("Православное слово" № 82, 1978).
2. См.: Джийю Кеннет, "Как расти цветку лотоса", Аббатсто Шаста, 1977 г.: описание мастером дзена присмертного видения.

VI. "Знамение небес"

VI
"Знамения небес"

ПРАВОСЛАВНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НЕОПОЗНАННЫХ ЛЕТАЮЩИХ ОБЪЕКТОВ (НЛО)

 

Десятилетия после второй мировой войны стали свидетелями поразительного разрастания восточных религиозных культов и их влияния на Западе, но они увидели зарождение и нарастание параллельно развивающегося явления, которое, на первый взгляд, кажется совершенно не связанным с религией, но при ближайшем рассмотрении оказывается знамением "постхристианской" эры и "нового религиозного сознания", как и восточные культы. Это явление - неопознанные летающие объекты, которые предположительно наблюдались почти во всех частях света с тех пор, как в 1947 году была отмечена первая "летающая тарелка".
Свойственные человеку легковерие и суеверие - в наши дни не менее характерные, чем в любые моменты истории человечества,- привели к тому, что это явление связали со "свитой из психов", обрамляющей культурный мир; однако к нему проявили интерес и достаточно серьезные и ответственные люди, так что были организованы государственные исследования и появилось несколько книг известных ученых по этому вопросу. Эти исследования не достигли положительного результата в опознании объектов как физической реальности. Однако новейшие теории, выдвинутые некоторыми учеными для объяснения этого феномена, кажутся более близкими к удовлетворительному объяснению, чем другие теории, выдвинутые ранее; но в то же время эти новейшие теории подводят нас к "границе реальности" (так называется одна из новых научных книг на эту тему), к пределам психической и духовной реальности, для исследования которой у этих учений нет никаких возможностей. Богатство знаний, изложенных в Писании и в трудах святых Отцов Православной Церкви и относящихся как раз к этой второй реальности, дает православному христианину уникальную по своим преимуществам позицию, с которой он может оценить эти новые гипотезы и само явление НЛО в целом.
Православный христианин, однако, меньше интересуется самими феноменами, чем образом мыслей, связанным с ними: как люди чаще всего объясняют НЛО и почему? Одним из первых, кто подошел к этим явлениям с такой позиции в серьезном научном труде, был знаменитый швейцарский психолог К.Г. Юнг. В своей книге 1959 года "Летающие тарелки: современный миф о вещах, видимых в небе" он рассматривает эти феномены, в первую очередь, как нечто по своему значению психологическое и религиозное; и хотя сам он не пытается опознать их как "объективную реальность", он тем не менее правильно указал на ту область человеческого знания, к которой они в действительности относятся. Современные исследователи, несмотря на то, что они начинали с "объективной", а не психологической стороны проблемы, тоже пришли к необходимости выдвинуть "психические" гипотезы для объяснения этих явлений.
Подходя к явлениям НЛО с религиозной и психологической стороны, мы должны прежде всего осмыслить историю вопроса в тех терминах, в которых обычно толковали явление "летающих тарелок" (те, кто верит в их существование) со времени первых наблюдений в 40-х годах. Что люди готовы были видеть на небе? Ответ на этот вопрос можно найти в коротком обзоре популярной научно-фантастической литературы.