рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Б. ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ "ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ" ОПЫТЫ

Б. ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ "ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ" ОПЫТЫ - раздел Религия, Православие и религия будущего Одна Из Самых Распространенных Реакций На Переживание "крещения Святым Д...

Одна из самых распространенных реакций на переживание "крещения Святым Духом" — смех. Один католик свидетельствует: "Ощущение присутствия и любви Бога было так сильно, что я припоминаю, как сидел полчаса в церкви и просто смеялся от радости, что Бог меня любит" (Ранаган, стр. 64). Протестант рассказывает, что "при "крещении" я стал смеяться... Я просто хотел смеяться, как это бывает, когда вам так хорошо, что об этом невозможно говорить... Я держался за бока и смеялся, пока не согнулся вдвое" (Шеррилл, стр. 113). Другой протестант говорит: "Новый язык, дарованный мне, перемежался приступами веселья, которые уносили все страхи. Это был язык смеха" (Шеррилл, стр. 115). Православный священник о. Евсевий Стефану пишет: "Я не мог удержаться от широкой улыбки, которая в любую минуту могла перейти в смех, — смех Святого Духа, пробудившего во мне животворящее чувство свободы" ("Логос", апр. 1972, стр. 4).

Можно подобрать еще множество примеров этой поистине странной реакции на "духовное" переживание, и некоторые апологеты "харизматики" создали целую философию "духовной радости" и "Божьего шутовства", чтобы это объяснить. Но эта философия совершенно чужда христианству; о таком понятии, как "смех Святого Духа", никто не слыхал за всю историю христианской мысли и опыта. Быть может, именно в этом "харизматическое возрождение" яснее, чем в чем бы то ни было, выдает свою абсолютно нехристианскую религиозную ориентацию; это переживание чисто мирское и языческое, и где его нельзя объяснить в терминах эмоциональной истории (о. Евсевию, и вправду, смех принес "раскрепощение" и "освобождение" от "сильнейшего чувства смущения и неловкости" и "эмоциональной опустошенности"), оно может происходить только от "одержимости" одним или несколькими языческими богами, которых Православная Церковь называет демонами (бесами). Вот, например, для сравнения, церемония "посвящения" эскимосского язычника-шамана: не достигнув "инициации", "я иногда начинал плакать и горько рыдал, сам не зная почему. Потом без всякой причины все внезапно изменилось, и я почувствовал великую, неизъяснимую радость, настолько могучую, что я не мог ее сдержать, и у меня из горла рвалась песнь, великая песнь, в которой было место только для одного слова: "радость", "радость"! И я был вынужден петь во весь голос. И вот в разгаре этого таинственного и всеповторяющегося восторга я стал шаманом... Я стал видеть и слышать совершенно по-другому. Я достиг своего озарения... и не только я сам мог видеть сквозь мрак жизни, но тот же самый яркий свет светил и от меня... и все духи земли, неба и моря собрались во мне и стали моими духами-помощниками" (Льюис, "Религия экстаза", стр. 37).

Нет ничего удивительного в том, что неподготовленные "христиане", намеренно открывшие себя подобному языческому переживанию, все же толкуют его как переживание "христианское"; психология у них все еще христианская, хотя духовно они уже вступили в область бесспорно нехристианских обрядов и мировоззрения. Как же судит православная аскетическая традиция о таких вещах, как "смех Святого Духа"? Святые Варсонофий и Иоанн, отшельники VIII века, так ответили православному монаху, которого мучил этот вопрос (ответ 451): "В страхе Божием нет места смеху. В Писаниях сказано о неразумных: Буй во смехе возносит глас свой (Сир. XXI, 23); и "слово неразумного всегда неясно и лишено благодати". Прп. Ефрем Сирин столь же ясно учит: "Начало душевного развращения в монахе — смех и вольность. Когда увидишь в себе то, монах, знай, что пришел ты в глубину зол. Не переставай молить Бога, чтобы избавил тебя от той смерти... смех лишает человека блаженства, обещанного плачущим (Мф. V, 4), разоряет доброе устроение внутреннее, оскорбляет Духа Святого, вредит душе, растлевает тело. Смех изгоняет добродетели, не имеет памятования о смерти, ни помышления о мучениях" (Добротолюбие. Русское изд., Москва, 1913. Т. 2, стр. 448). Разве не очевидно, как далеко может увести в сторону незнание основ христианства?

По крайней мере, столь же часто, как смех, ответом на харизматическое "крещение" являются слезы — психологически родственная смеху реакция. Она проявляется не только индивидуально, но очень часто сразу в целых группах (в этом случае отличаясь от переживания "крещения") и без всякой видимой причины заражает всех присутствующих (Шеррилл, стр. 109, 117). "Харизматические" авторы не находят объяснения этому в "сознании греховности", которое приводит к такому результату на протестантских молениях; они не дают вообще никаких объяснений, да никаких объяснений, кажется, и нельзя найти, кроме того, что эта реакция просто находит на того, кто находится под влиянием "харизматической" атмосферы. Православные отцы, как отмечает епископ Игнатий, учили, что слезы часто сопровождают духовное заблуждение второго рода. Прп. Иоанн Лествичник, перечисляя много разных причин для слез, хороших и дурных, предостерегает: не доверяй твоим источникам слез, пока твоя душа совершенно не очистилась (сл. 7, п. 35), а об одном роде слез определенно говорит: слезы без мысли подобают только безумию, а не разуму (7, 17).

Кроме смеха и слез, а зачастую и вместе с ними, наблюдаются и другие физические реакции на "крещение Святым Духом": жар, разные формы дрожи и судорог, падение на землю. Все приведенные здесь примеры, следует подчеркнуть, — переживания рядовых католиков и протестантов, а не экстремистов-пятидесятников, чьи переживания куда более эффектны и несдержанны.

"Когда на меня наложили руки, я тут же почувствовал, что вся моя грудь как будто пытается подняться в мою голову. Губы у меня начали дрожать, а мозг принялся кувыркаться. Затем я заулыбался во весь рот" (Ранаган, стр. 67). Другой "следил за всем без эмоций, но чувствовал сильный жар во всем теле и облегчение" (Ранаган, стр. 91). Вот что рассказывает еще один: "Как только я встал на колени, меня охватила дрожь... Совершенно внезапно я "исполнился" Святого Духа и понял, что "Бог существует". Я стал плакать и смеяться одновременно. Опомнился я, простершись перед алтарем, и меня переполнял мир Христа" (Ранаган, стр. 34). Другой говорит: "Когда я коленопреклонно и безмолвно благодарил Бога, Д. лежал простершись ниц и вдруг стал приподниматься, как будто под действием невидимой силы. Прозрением, которое, должно быть, было вдохновлено Господом, я понял, что Д. у нас на глазах двигает сила Святого Духа" (Ранаган, стр. 29). И еще: "Мои руки (обычно холодные из-за недостаточности кровообращения) стали теплыми и влажными. Меня окутало теплом" (Ранаган, стр. 30). Еще: "Я знал, что Бог действует внутри меня. Я ощутил отчетливое покалывание в ладонях и мгновенно весь покрылся потом" (Ранаган, стр. 102). Участник "Движения Иисуса" говорит: "Я чувствую, как что-то вздымается, как волна, внутри меня, и внезапно я говорю на языках" (Ортега, стр. 49). Один из апологетов "харизматики" подчеркивает, что подобные переживания "типичны для "крещения Святым Духом", которое часто бывает отмечено субъективным переживанием, которое приносит человеку чудесное новое чувство близости к Богу; это порой требует такого выражения поклонения и обожания, которое выходит за рамки этикета, навязанного нам нашим западным обществом! В такие минуты некоторых охватывала сильнейшая дрожь, они вздымали руки к Господу, возвышали голос громче обычного или даже падали на пол" (Лилли, стр. 17).

Не знаешь, чему больше удивляться: полнейшей несовместимости этих истерических проявлений с чем бы то ни было духовным или невероятному легкомыслию, которое заставляет таких заблудших людей приписывать свои конвульсии "Святому Духу", "божественному вдохновению", "миру Христа". Ясно, что эти люди не только совершенно неопытные и лишенные руководства в духовном и религиозном мире, но и абсолютно невежественные. Вся история православного христианства не знает о подобных "экстатических" переживаниях, внушенных Святым Духом. Только по глупости некоторые апологеты "харизматики" осмеливаются сравнивать эти детские и истерические чувства, доступные всем без исключения, с Божественными откровениями, ниспосланными величайшим святым, как св. ап. Павлу на дороге в Дамаск или св. ап. Иоанну евангелисту на Патмосе. Эти святые простирались ниц перед истинным Богом (без конвульсий и, разумеется, без сме-ха), в то время как псевдохристиане просто реагировали на присутствие вторгающегося духа и поклоняются только самим себе. Старец Макарий из Оптиной писал человеку, находившемуся в таком состоянии: "Полагая найти любовь Бога в утешительных чувствах, вы ищете не Бога, а себя самого, то есть собственного своего утешения, избегая тем самым стези страданий, потому что считаете себя потерянным без духовных утешений"[51]. Если эти "харизматические" переживания и имеют вообще религиозную природу, то это языческие религиозные переживания; фактически они точно совпадают с переживаниями медиума при инициации, с "одержимостью духом", которая возникает, когда "внутренняя сила волной вздымается внутри, стараясь овладеть тобой" (Кох "Оккультное рабство", стр. 44).

Конечно, не все случаи "крещения Святым Духом" так экстатичны, как некоторые из этих переживаний (хотя некоторые еще более экстатичны); но это тоже совпадает с практикой спиритов: "Когда духи находят медиума дружественно или благосклонно настроенным в подчинении или пассивности духа, они входят спокойно, как в собственный дом; напротив, если психик менее расположен и оказывает некое сопротивление или недостаточную пассивность духа, дух входит с большим или меньшим усилием, и это часто отображается в судорогах и гримасах и в дрожи членов медиума" (Бланмор "Спиритизм", стр. 97).

Однако этот опыт "одержимости духом" не следует смешивать с настоящей одержимостью демонами, которая представляет собой состояние, когда нечистый дух находит постоянное обиталище в ком-нибудь и проявляется в психических и физических расстройствах, которые как будто не описываются в "харизматических" источниках. Медиумическая "одержимость" частична и временна, медиум соглашается быть использован для определенной функции духом извне. Но из самых "харизматических" текстов становится совершенно ясно, что в этих переживаниях присутствует — когда они подлинные, а не просто внушенные — не просто развитие какой-либо медиумической способности, а настоящая одержимость духом. Возможно, эти люди и имеют право говорить, что они "преисполнены духа" — но их наполняет никак не Святой Дух!

Епископ Игнатий приводит несколько примеров таких физических сопутствующих явлений в состоянии духовного заблуждения: первый — это когда монах трясся и издавал странные звуки, называя эти признаки "плодами молитвы"; второй — когда епископ встретил монаха, который молился в таком экстазе, что чувствовал жар во всем теле и мог обходиться зимой без теплой одежды, и этот жар даже ощущался другими. Общий признак, как пишет епис-коп, при втором роде духовного заблуждения, заключается в том, что ощущается материальный, страстный жар в крови; "поведение латинских отшельников, охваченных заблуждением, всегда было экстатичным благодаря этому необычайному материальному разделению" – это состояние таких латинских "святых", как Франциск Ассизский и Игнатий Лойола. Этот материальный жар в крови, признак духовно заблудших, нужно отличать от духовного жара, который ощущали такие святые, как прп. Серафим Саровский, который действительно получил Святого Духа. Но Святой Дух добывается не экстатическими "харизматическими" опытами, но долгим и напряженным путем аскетизма, "путем страданий", о котором говорил старец Макарий, в лоне Церкви Христовой.

В. "Духовные дары", сопровождающие "харизматические" опыты

Главное достижение, на которое претендуют приверженцы "харизматического возрождения", - это то, что они получают "духовные дары". Один из таких "даров", в первую очередь проявляющийся в "крещенных Святым Духом", - новая "духовная" сила и смелость. Им придает смелости определенное переживание, которое они имели, в чем никто не сомневался, хотя их толкование этого вызывает серьезные сомнения. Вот типичные примеры: "Мне не нужно верить в Пятидесятницу, я ее видел своими глазами" [1]. "Я почувствовал, что знаю точно, что сказать остальным и что им нужно услышать... Я обнаружил, что Святой Дух дал мне истинную смелость, чтобы сказать это, и что сказанное имело большое влияние" [2]. "Я был столь уверен, что Дух сдержит Свое слово, что молился без всяких сомнений, без "если", а "будет" и "должно быть" "и в других повелительных выражениях" [3]. Пример из опыта православного: "Мы молимся о мудрости, и внезапно мы становимся мудрыми в Господе. Мы молимся о любви, и истинная любовь ко всем людям наполняет нас. Мы молимся об исцелении, и все становятся здоровыми. Мы молимся о чудесах, и, веруя, мы видим совершающиеся чудеса. Мы молимся о знамениях и получаем их. Мы молимся на языках ведомых и неведомых" [4].

И здесь снова подлинное православное качество, стяжаемое и испытанное долгими годами подвижнического труда и совершенствования в вере, должно быть получено мгновенно путем "харизматического" опыта. Конечно, это правда, что апостолы и мученики получали великое дерзновение по милости Божией; но смешно и нелепо, когда каждый "христианин-харизматик", даже не ведающий, что такое милость Божия, хочет сравняться с этими великими святыми.

Основанная на опыте духовного заблуждения, "харизматическая" смелость - не более чем лихорадочное, "возрожденческое" подражание истинному христианскому дерзновению и служит только лишним признаком, выдающим "харизматическое" заблуждение. Епископ Игнатий пишет, что некая "самоуверенность и дерзновение обычно заметны в людях, находящихся в состоянии самообмана, полагающих, что они святы и духовно совершенствуются". "Необычайная помпезность заметна в тех, кто находится в заблуждении: они как бы опьяняются сами собой, своим состоянием самообмана, видя в нем состояние благодати. Они поглощены, переполнены надмением и гордыней, хотя кажутся смиренными многим, кто судит по видимости, не умея судить по плодам".

Кроме "говорения на языках" как такового наиболее обычный дар получивших "крещение Святым Духом" - прямое получение "посланий от Бога" в форме "пророчеств" и "толкований". Одна девушка-католичка говорит о своих друзьях-"харизматиках": "Я видела, как многие из них говорят на языках, и некоторые я могла толковать. Послания всегда несли великое утешение и радость от Господа" [5]. Одно толкование сводилось к следующему: "Он говорил слова от Бога, послание утешения" [6]. В дерзости этим посланиям никак не откажешь; на одном собрании "еще одна молодая женщина объявила "послание от Бога", говоря в первом лице" [7]. Протестант-"харизматик" пишет, что в таких посланиях "Слово Божие произносится прямо!.. Слово может быть внезапно сказано любым из присутствующих, так что то и дело слова: "Так говорит Бог" звучат на собрании братства.

Обычно говорят в первом лице (хотя и не всегда): "Я с вами, чтобы благословить вас" [8].

Несколько отдельных текстов "пророчеств" и "толкований" дается в апологиях "харизматического" движения:

"Будь подобен дереву, качающемуся по Его воле, коренящемуся в Его силе, поднимающемуся к Его любви и свету" [9].

"Как Святой Дух сошел на Марию, и Иисус сформировался внутри Нее, так Святой Дух сходит на вас и находится среди вас". Это послание было дано на языках католику и "истолковано" протестантом [10].

"Стопы Того, Кто проходил по улицам Иерусалима, идут за тобой. Его взгляд исцеляет тех, кто подходит ближе, но несет смерть тем, кто бежит прочь". Это имело специальное значение для одного из членов молитвенного собрания [11].

"Я протягиваю вам Свою руку. Вы должны только взять ее, и Я поведу вас". Это самое послание было "дано" несколькими минутами раньше католическому священнику в другой комнате; он записал его и вошел в молитвенную комнату точно в тот момент, когда его произносили точно в тех же словах, которые он записал [12].

"Не волнуйтесь, я доволен позицией, которую вы заняли. Это трудно для вас, но принесет много благодати другому". Это принесло окончательное поощрение одному человеку относительно недавно принятого трудного решения [13].

"Моя жена вошла и стала играть на органе. Внезапно Дух Божий сошел на нее, и она стала говорить на языках и пророчествовать: "Сын мой, Я с тобой. Так как ты был верен в малом, Я собираюсь использовать тебя для более великих дел. Я веду тебя за руку. Я направляю тебя, не бойся. Ты в центре моей воли. Не смотри ни направо, ни налево, но иди дальше". Это "пророчество" сопровождалось "видением" и послужило прямым доводом для организации крупного и влиятельного объединения пятидесятников - "Интернационального братства бизнесменов Полного Завета" [14].

Мы вполне можем поверить, согласно свидетельствам тех, кто считает, что эти послания направлены непосредственно к ним, что во многих из них есть нечто сверхъестественное и что они не просто "выдуманы". Но пользуется ли Святой Дух такими искусственными средствами связи с людьми? (Духи на спиритических сеансах, безусловно, пользуются!) Почему язык так монотонен и стереотипен, что иногда походит на язык предсказательных машин в американских кафе, выдающих предсказание за пение? Почему послания так неясны и похожи на сон и звучат иногда как выкрики в трансе, почему они несут всегда "утешение", "успокоение и радость", поддержку, совершенно без пророческого и догматического содержания - как будто "дух", в точности как и "духи" на сеансах, особенно радуется внеконфессиональной аудитории?Кто, наконец, это странно безликое "Я", которое говорит? И ошибемся ли мы, применяя к этому слова истинного пророка Божиего?Иботак говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши... Я не посылал их, говорит Господь (Иер. 29, 8-9).

Так же, как всякий "крещенный Духом" обычно сохраняет способность говорить на языках и в своих молитвах наедине, и вообще уверен, что "Бог" постоянно с ним, так и вне атмосферы молитвенных собраний он часто имеет личные "откровения", в том числе слышит "голоса" и ощущает "присутствие". "Пророк харизматического возрождения" так описывает одно из своих переживаний: "Я пробудился от глубокого спокойного сна, услышав голос, который казался громким и ясным... который четко произнес: "У Бога нет внуков..." Потом мне показалось, что в моей комнате кто-то есть, а это присутствие было мне приятно. Внезапно я понял, должно быть, со мной говорил Святой Дух" [15].

Как можно объяснить подобные переживания? Епископ Игнатий пишет: "Одержимый этим видом духовного заблуждения мнит о себе (вторая формапрелести называется по-русски "мнение"), что он изобилует дарами Святого Духа. Это мнение состоит из ложных понятий и ложных чувств, и в этом виде оно целиком и полностью принадлежит к царству отца и воплощения лжи, дьявола. Тот, кто во время молитвы стремится открыть сердце для чувств нового человека, но не имеет для этого никакой возможности, заменяет их чувствами собственного изобретения, подделками, к которым падшие духи не замедлят присоединить свои действия. Признавая свои неправедные чувства, и собственные, и те, что от бесов, истинными и данными во благодать, он получает и мысли, соответствующие чувствам".

В точности такой же процесс наблюдали и авторы, пишущие о спиритизме. Для того, кто серьезно занимался спиритизмом (и не только для самих медиумов), настает момент, когда вся ложная духовность, которая развивает пассивность духа и открытость действиям "духов", проявляющаяся даже в таких невинных на вид развлечениях, как пишущий столик, переходит в настоящую одержимость этого лица вторгающимся в него духом, после чего начинают твориться неоспоримо "сверхъестественные" явления [16]. В "харизматическом возрождении" этот момент перехода определяется как "крещение Святым Духом", который, если он происходит в действительности, является именно тем моментом, когда самообман превращается в одержимость бесами и жертва ("харизматик") твердо убеждена, что с этих пор она может ждать ответа Святого Духа на свои обманные "религиозные чувства" и что ее ждет "жизнь, полная чудес".

 

1. Ранаган, стр. 40.
2. Ранаган, стр. 64.
3. Ранаган, стр. 67.
4. "Логос", апр. 1972, стр. 13.
5. Ранаган, стр. 32.
6. Ранаган, стр. 181.
7. Ранаган, стр. 2.
8. Уильямс, стр. 27.
9. Форд, стр. 35.
10. Форд, стр. 35.
11. Форд, стр. 35
12. Ранаган, стр. 54.
13. Шеррилл, стр. 88.
14. Журнал "Логос", сент. - окт. 1971, стр. 14.
15. Дюплесси, стр. 61.
16. См.: Блекмор. Спиритизм, стр. 144-175, где рассказано о католическом священнике, которого физически преследовал "пишущий столик" (движимый, разумеется, бесами), когда он попытался отказаться от опытов с ним!

Г. Новое "излияние святого духа"

Как правило, приверженцы "харизматического возрождения" чувствуют себя (о чем они постоянно упоминают) "преисполненными Духа". "Я почувствовала себя свободной, чистой и новой личностью, преисполненной Святым Духом" [1]. "После того, что началось при крещении Духом, я начал провидеть, что такое жизнь в Духе. Это поистине жизнь, состоящая из чудес... снова и снова переполненная дающей жизнь любовью Духа Божия" [2]. Они неизменно характеризуют свое "духовное" состояние одинаковыми словами; католический священник пишет: "Какие бы особые эффекты ни проявлялись, все, почти без исключения, кого коснулся Дух, казалось, получили мир и радость" [3]. Одна межконфессиональная "харизматическая" группа заявляет, что цель ее членов - "проявлять и распространять любовь, радость и мир Иисуса Христа всюду, где бы они ни были" [4]. В этом "духовном" состоянии (в котором, что характерно, очень редко вспоминают и о покаянии, и о спасении) кое-кто достигает больших высот. Дар "Духа" у одного католика "поднимался внутри" него "на долгие периоды (до нескольких часов), близкие к экстазу, когда" он "мог бы клятвенно утверждать, что был в преддверии Царства Небесного" [5]. Рассказывают впечатляющие истории об освобождении от наркомании и тому подобное. Греческий священник о. Евсевий Стефану подводит итог этой "духовности", цитируя римо-католического священника, который утверждает, что "харизматическое" движение несет "новое ощущение присутствия Бога; новое понимание Христа; более сильное желание молиться, возможность славить Бога; новое желание читать Св. Писание, потому что Писание оживает, как Слово Божие; новое стремление передать другим знание о Христе; новое сочувствие к другим и чуткость к их нуждам; новое ощущение мира и радости..." И о. Евсевий приводит самый главный аргумент в пользу движения: "Дерево познается по плодам его... Демонстрируют ли эти плоды присутствие дьявола или освящающего Духа Христа? Ни один православный, если он в здравом уме, увидев собственными глазами плоды Духа, не может ошибиться в ответе на этот вопрос" [6].

Нет причин подвергать сомнению все эти свидетельства. Правда, есть и множество других свидетельств - мы привели несколько примеров, противоречащих этим и решительно утверждающих, что "Дух" "харизматического возрождения" - это нечто темное и зловещее; но тем не менее нельзя сомневаться, что многие приверженцы "харизматического возрождения" действительно думают, что это чувства "христианские" и "духовные". Коль скоро эти люди остаются вне Церкви Христовой, мы могли бы оставить их мнения без комментариев. Но когда православный священник говорит нам, что сектантские феномены идут от Святого Духа, и даже увещевает нас: "Не оставайтесь в стороне. Отворите сердца призывам Святого Духа и станьте частицей растущего "харизматического возрождения"" (там же), тогда наше право и долг - исследовать их мнения очень пристально, проверяя их не по стандартам туманного "христианства", преобладающего на Западе, которое с готовностью именует "христианским" все, что они "чувствуют" таковым, но по совершенно иным стандартам православного христианства. А по этим стандартам в выше приведенном списке "духовных плодов" нет ни одного пункта, которого бы не могло быть и не было бы в сектантских и еретических движениях прошлого, вызванных дьяволом, являвшимся в обличии "Ангела света", как раз с целью отторгнуть людей от Церкви Христовой и увести ккакому-то иному виду христианства. Если "дух" "харизматического возрождения" - не Святой Дух, то и эти "духовные плоды" тоже не от Бога.

По епископу Игнатию, заблуждение, известное под названиеммнения, "удовлетворяется придумыванием поддельных чувств и состояний благодати, из которых рождается ложное, неправильное представление обо всем духовном подвиге... Оно постоянно измышляет псевдодуховные состояния, интимную дружбу с Иисусом, внутренние беседы с Ним, мистические откровения, голоса, наслаждения... От таких действий кровь получает греховное, обманное движение, которое предстает, как посланное Божией милостью наслаждение... Оно скрывается под маской смирения, благочестия, мудрости". В отличие от более яркой формы духовного заблуждениямнение, "вводя дух в самую ужасную ошибку, однако, не приводит к бреду", так что это состояние может продолжаться многие годы и даже всю жизнь, и распознать его нелегко. Тот, кто впадает в это теплое, уютное, взвинченное состояние заблуждения, по сути дела, совершает духовное самоубийство, становясь слепым к собственному духовному состоянию. Епископ Игнатий пишет: "Возомнив о себе... что он преисполнен благодати, он никогда не получит благодати... Тот, кто приписывает сам себе дары благодати, отгораживает от себя этим "мнением" возможность сподобиться Божественной благодати и широко открывает дверь для заразы греха и для бесов"; Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Ап. 3, 17).

Те, кто заражен "харизматическим" заблуждением, не только сами "исполнены Духом"; они еще и видят вокруг себя начало "нового века" "излияния Святого Духа", веря, как о. Евсевий Стефану, что "мир находится на пороге великого духовного пробуждения" [7]; и с их уст не сходят слова пророка Иоиля:излию от Духа Моего на всякую плоть(Иоил. 2, 28). Православный христианин знает, что это пророчество относится в общем к последнему веку, который начнется пришествием Господа, а более узко к Пятидесятнице (Деян. 2), и к каждому православному святому, который изобилует дарами Святого Духа - как, например, прав. Иоанн Кронштадтский и св. Нектарий из Пентаполиса, которые совершали тысячи чудес даже в нашем растленном XX веке. Но сегодняшние "харизматики" считают, что чудотворные дары доступны для всех; почти каждый желающий может говорить на языках, и есть даже руководства, как это делать.

Но чему учат нас святые Отцы Православной Церкви? По епископу Игнатию, дары Святого Духа "присутствуют только в православных христианах, достигших христианского совершенства, очистившихся и подготовленных покаянием". Они "даются Божьим святым только по воле Божией и Его действием, а не по воле человеческой и не усилием человека. Они даются неожиданно, чрезвычайно редко, в случае крайней нужды, чудесным провидением Господним, а не просто по случайности" (преп. Исаак Сирин). "Следует отметить, что в наше время духовные дары ниспосылаются с великой умеренностью, по причине оскудения, охватившего все христианство в целом. Эти дары служат исключительно нуждам спасения. Напротив, "мнение" рассыпает свои дары в безграничном изобилии и с невиданной скоростью".

Одним словом, "дух", который внезапно осыпает своими "дарами" это поколение прелюбодеев, которое, растленное и введенное в заблуждение веками ложных верований и поддельного благочестия, жаждет только "знамений", - это не Святой Дух Божий. Эти люди никогда не знали Святого Духа и никогда не поклонялись Ему. Истинная духовность настолько недосягаема для них, что, на взгляд здравомыслящего наблюдателя, они только подражают ей своими психическими и эмоциональными - а подчас и бесовскими - феноменами и святотатственными высказываниями. Об истинно духовных чувствах, как пишет епископ Игнатий, "плотский человек не может составить никакого представления: потому что представление о чувстве всегда опирается на чувства, уже знакомые сердцу, тогда как духовные чувства совершенно чужды сердцу, которое знает только плотские и эмоциональные чувства. Такое сердце даже и не ведает осуществовании духовных чувств".

 

1. Ранаган, стр. 98.
2. Ранаган, стр. 65.
3. Ранаган, стр. 185.
4. "Межцерковное обновление".
5. Ранаган, стр. 103.
6. "Логос", янв. 1972, стр. 13.
7. "Логос", февр. 1972, стр. 18.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Православие и религия будущего

Содержание Предисловие I quot Монотеистические quot религии II Сила языческих богов III Чудо факира и Иисусова молитва IV Восточная... Предисловие... Введение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Б. ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ "ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ" ОПЫТЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Quot;Христианский" и нехристианский экуменизм
  "Христианский" экуменизм в своем наилучшем варианте представляет собой искреннее и понятное заблуждение протестантов и католиков,- заблуждение, которое заключается в том,

Об этой книге
  Все это и легло в основу настоящей книги, которая исследует "новый" религиозный дух нашего времени, поддерживающий и вдохновляющий "диалог с нехристианскими религиями

ОДИН ЛИ И ТОТ ЖЕ БОГ У НАС И У НЕХРИСТИАН?
    "Народы иудаизма и ислама и христиане... эти три разновидности идентичного монотеизма говорят наиболее достоверными и древними и при этом сам

Свидетельство обращенной в Православие
    Ибо все боги народов - идолы. Пс. 95, 5 В этой статье отражены переживания женщины, которая, учась в старш

Прелести индуизма
  Мне было всего шестнадцать лет, когда два события предопределили мою будущую жизнь. Я пришла в доминиканский католический монастырь в Сан-Рафаэль (Калифорния) и впервые встретилась с

Война догматов
  Сегодняшнее христианство претерпевает нападки от врага, который отнюдь не невидим для верующих. Если бы он мог, он пронзил бы христианство до самого сердца, прежде чем назвать свое и

Индуистские святилища и обряды
  В 1956 году я работала в экспедиции, изучая охотников за головами на Филиппинах. Меня интересовала примитивная религия - особенно в так называемых "неокультуренных" района

III Чудо факира и Иисусова молитва
Архимандрит Николай (Дробязгин)   Автор этого повествования прошел блестящий путь в миру, будучи морским офицером, и был также глубоко связан о

IV Восточная медитация наступает на Христианство
  В ответ на вопрос о возможности "диалога" православного христианства с различными нехристианскими религиями читателю были представлены свидетельства трех православных христ

Трансцендентальная медитация
  Методика восточной медитации, известной под названием "трансцендентальной медитации" (сокращенно ТМ), за несколько лет приобрела такую популярность, особенно в Америке, и

ДУХ ВОСТОЧНЫХ КУЛЬТОВ В 1970-Х ГОДАХ
  Описанные выше три рода "христианской медитации" - это всего лишь начало; обобщая, можно сказать, что влияние восточных идей и практики на некогда христианский Запад достиг

Хари Кришна в Сан-Франциско
  На улице, примыкающей к парку Золотых ворот, в районе Хейт-Ашбюри (Сан-Франциско), стоял храм Самосознания Кришны... Над входом в храм двухфутовыми деревянными буквами было написано

Гуру Махарадж-джи на хьюстонском астродоме
К осени 1973 года многое-множество восточных гуру новейшей школы с легкой руки Махариши Махеш Йоги с его ТМ водворилось на Западе и собрало толпы последователей только для того, чтобы исчезнуть с г

Тантрическая йога в горах Нью-Мехико
На покрытой травой возвышенности, на высоте семи с половиной тысяч футов в горах Джемез, на севере штата Нью-Мехико, собралась тысяча молодых американцев (большинство в возрасте от двадцати до

Тренировки дзен в Северной Калифорнии
В лесистых горах на севере Калифорнии в тени громадной горы Шаста - "священной" горы местных индейских племен, давнего средоточия оккультных поселений и деятельности, которая ныне вновь о

Новая "духовность" против Христианства
  Можно привести множество других примеров восточных культов на Западе; каждый год приносит новые культы или новые перелицовки старых. Вдобавок к откровенно религиозным культам в посл

Дух научной фантастики
Летописцы научной фантастики обычно относят ее зарождение к началу девятнадцатого века. Некоторые предпочитают находить ее истоки в рассказах Эдгара Алана По, которые представляют собой сочетание у

Встречи с НЛО и их научное исследование
Хотя фантастика некоторым образом подготовила людей к появлению НЛО, мы, разумеется, не можем в своих оценках их "объективной" реальности опираться на литературу или на человеческие надеж

Шесть категорий встреч с НЛО
Доктор Хайнек, изучавший вопрос более подробно, чем кто-либо из широко известных ученых, для удобства разделил феномены НЛО на шесть категорий [1]. Первая, "ночные светящиеся объекты", от

Объяснение феномена НЛО
Доктор Жак Балле в своей последней книге "Невидимый колледж" рассказывает о том, что известные ученые-исследователи думают об НЛО. Он считает, что мы уже "вплотную приблизились"

Смысл появления НЛО
Итак, в чем же смысл явлений НЛО в наше время? Почему они появились именно в этот период истории человечества? В чем их миссия? К какому будущему они ведут? Прежде всего, феномены НЛО - эт

КАК ЗНАМЕНИЕ ВРЕМЕНИ
  "Коста Дейр взял микрофон и сказал нам, что его сердце болит за Греческую Православную Церковь. Он попросил священника епископальной Церкви отца Дрисколла по

Движение пятидесятников в XX веке
  Современное движение пятидесятников, хотя у него были предшественники и в XIX веке, датирует свое происхождение точно с 7 часов вечера в канун нового 1900 года. За некоторое время до

Quot;Христианский" медиумизм
Одним из тех, кто предпринял тщательное и объективное изучение "говорения на языках", был лютеранский пастор из Германии, доктор Курт Кох ("Битва языков"). Рассмотрев сот

Духовное заблуждение
Понятие прелести, ключевое в православном аскетическом учении, совершенно отсутствует в протестантско-католическом мире, который породил "харизматическое" движение; именно этот фак

ЦИТИРОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Бердик, Дональд В. Языки - говорить или не говорить. Моуди Пресс, 1969. Кристенсон, Ларри. Говорение на языках. Дименшен Букс, Миннеаполис, 1968. Дюплесси, Дэвид Дж. Дух приказал

Религия будущего
Весьма показательно для духовного состояния современного человечества то, что "харизматические" и "медитационные" опыты начинают укореняться среди "христиан". Влияние

ДЖОУНСТАУН И 1980-Е ГОДЫ
Эта книга была намеренно смягчена. Нашим стремлением было описать, по возможности спокойно и объективно, нехристианские религиозные практики, приготовляющие путь "религии будущего"; мы ли

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги