рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СУФИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ

СУФИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ - раздел Религия, ВЕГЕТАРИАНСТВО В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ Существует Древняя Легенда О Суфийской Святой, Хазрат Рабий Басри. Эта Женщин...

Существует древняя легенда о суфийской святой, Хазрат Рабий Басри. Эта женщина постоянно приходила на одну поросшую лесом гору, чтобы там без помех предаться медитации. Когда она приходила туда, все лесные звери собирались рядом и наслаждались её обществом. Однажды туда пришёл ещё один суфий. Но едва он приблизился, как все животные разбежались, словно испугавшись чего-то. Очень огорчённый, суфий спросил у Рабии Басри: «Почему животные убегают?»

Рабия ответила ему другим вопросом: «Что ты ел сегодня?» Суфий сознался, что ел лук, обжаренный в жире. Мудрая женщина сказала: «Ты ешь их жир! Как же им не бежать от тебя?» Эта известная суфийская притча, возможно, отражает взгляд исламских мистиков на отношения между людьми и животными.

Великий современный суфий Мухаммад Рахим Бава Мухайяддин приводит ещё одну притчу, которая называется «Охотник учится у оленёнка состраданию». Эта сказка, сохранившаяся на древнем тамильском языке в устной суфийской традиции, на простом примере рисует картину всеобщего сострадания, к которому в идеале стремятся все верующие, вне зависимости от религиозной принадлежности. Первоначально эта сказка была рассказана маленькой группе детей, но содержащаяся в ней истина подходит для любого возраста. Сказка сохранилась в книге под названием «Войди в тайный сад» и в переводе звучит примерно так:

Некогда жил один человек, который очень любил охоту. Он ходил в лес с ружьём или луком и стрелами и стрелял оленей, лосей и других животных. Как многие охотники, он любил есть мясо своей добычи, но особенно вкусной считал оленину.

Большую часть жизни этот человек провёл охотясь, убивая и поедая мясо. Однажды он набрёл в лесу на олениху, кормившую детёныша. Он очень обрадовался, потому что уже устал и знал, что мать не может убежать, пока кормит оленёнка. Поэтому он застрелил её. Но перед смертью мать вскричала:

— О человек, ты убил меня, теперь ты можешь меня съесть, но пощади моего сына! Не трогай, отпусти его!

— Я понял твою просьбу,— ответил охотник,— но я собираюсь взять твоего сына с собой, вырастить его и хорошенько откормить. Тогда я смогу съесть и его тоже.

Оленёнок услышал это и сказал:

— О человек! Угодны ли Господу такие мысли?

Охотник рассмеялся:

— Господь создал зверей для того, чтобы человек мог убивать их и есть.

— Ты прав, человек. Господь действительно предназначил некоторых тварей в пищу другим. Ну а ты сам? Раз для нас есть свой закон, так может, он есть и для тебя? Подумай об этом. Меня хочешь съесть только ты, а вот тебя дожидается множество едоков. Ты не знал этого? Однажды, в присутствии Самого Господа, мухи, черви, порождения ада и даже сама земля с жадностью пожрут тебя. Вы, люди, должны задуматься об этом. Когда вы убиваете нас, то съедаете сразу, но когда умрёшь ты, тебя будут долго-долго есть в аду. В каждом из твоих перевоплощений ты будешь попадать в ад.

О человек, Бог создал и тебя, и меня. Ты человек. Бог создал тебя из земли, огня, воды, воздуха и эфира. Я зверь, но Бог создал меня из тех же элементов. Ты ходишь на двух ногах, я — на четырёх. Хотя у нас разная кожа и масть, у нас одинаковая плоть. Подумай о том, как мы похожи.

Если бы кто-то убил твою мать, когда она кормила тебя, каково бы тебе пришлось? Многие из вас раскаиваются, если убьют самку, у которой маленькие детёныши. Они восклицают: «Я же не знал!..» Но у тебя нет никакой жалости. Ты убийца. Ты прервал столько жизней, но ни разу даже не задумался о том, каково бы тебе было, если бы кто-то лишил тебя матери. Вместо этого ты радуешься, что не только убил мою мать, но ещё можешь убить и съесть меня. Раз ты человек, ты должен подумать об этом. Даже самый злобный и жестокий зверь задумался бы над моими словами.

Неужели ты не понимаешь горя сына, чью мать только что убили? То, что ты сказал ей, ужасно, и причинило мне страшную боль. Человек, в тебе нет ни божественного, ни человеческого милосердия. У тебя нет даже совести. Всю свою жизнь ты пил кровь и ел плоть животных, не понимая, что творишь. Ты любишь есть мясо и убивать. Будь у тебя совесть или чувство справедливости, будь ты действительно рождён человеческим существом, ты призадумался бы. Господь смотрит на нас обоих...

— Оленёнок, все, что ты сказал, справедливо,— признал охотник. Затем он осторожно поднял тело матери-оленихи и отвёл оленёнка к себе домой.

В тот же вечер он рассказал другим охотникам то, чему его научил оленёнок. И те, кто услышал это, воскликнули:

— Мы так часто ели оленину, но из того, что ты сказал нам, мы поняли, что карма входит в наше тело через еду, которой мы наслаждаемся. В наших телах царит суета. Теперь мы понимаем, что у нас не было ни милосердия, ни мудрости,— и они решили навсегда отказаться от такой пищи.

— Отпусти оленёнка, — сказал один охотник.

— Нет, отдай его мне,— попросил другой.— Я выращу его, а когда он станет взрослым, отпущу на волю.

Но охотник решил, что сам вырастит детёныша. И в течение нескольких лет оленёнок выказывал больше любви к нему, чем его собственные дети. «Это нежное создание способно на большую любовь и благодарность, чем люди,— думал человек.— Оно целует меня, и лижет, и издаёт радостные звуки, когда я кормлю его. Оно даже спит у меня в ногах».

Прошли годы, и олень вырос. Тогда человек отвёл его в лес и выпустил на свободу.

Дети мои, каждый из вас должен понимать, что он делает. Все детёныши животных испытывают любовь и сострадание. И если мы будем помнить, что каждое создание когда-то было маленьким, мы перестанем убивать. Мы не сможем напасть на живое существо и причинить ему боль...8

Эта сказка представляет чисто вегетарианское направление в исламском мистицизме. В этой же традиции считается, что курбан, способ забоя скота, предписанный мусульманам, кроме обычного, известного значения, имеет ещё одно, тайное. Хотя внешне курбан относится только к мусульманским законам о пище (которые совпадают с иудейскими), у него есть внутренняя символика. Он требует, чтобы человек пожертвовал собой ради служения Господу, и чтобы вместо жизни животного мы принесли в жертву зверей, живущих в нашем сердце. «Курбан — это не убийство кур, коров и коз,- объясняет Бава Мухайяддин. — В нашем сердце живёт четыреста триллионов и десять тысяч животных страстей, которые должны быть убиты. Их нужно убить в глубине сердца (qalb). После того, как они будут убиты, пишу можно поделить на дозволенную (halaal) и запретную (haraam). В конечном итоге, — заключает суфийский учитель,— все, что мы видим в мире — скверна, haraam. Только то, что мы видим в Аллахе (Боге) — halaal, добро. Это нам дозволено вкушать» 9.

Однако даже при традиционном обряде курбана читается молитва под названием «калима» 10 — для очищения убитых животных. Согласно суфийской традиции, повторение обладающей особой силой третьей «калимы» очистит не только убитое животное, но и тех, кто принёс его в жертву и им больше не захочется убивать. Но молитва действует лишь тогда, когда её произносят с искренней верой.

Как у иудеев, так и у мусульман забой скота — сложная и длительная процедура. Здесь также весь процесс, по идее, должен свести к минимуму убийства животных. По словам Бава Мухайяддина:

Читая «калиму», вы должны нанести три удара ножом, по одному удару при каждом повторении молитвы. Нож полагается трижды очистить; он не должен коснуться кости. Лезвие должно быть очень острым, а длина его бывает разной в зависимости от вида животного: столько-то для птицы, столько-то для козы, столько-то для коровы. Нельзя, чтобы животное извергло из себя пищу или издало какой-то звук, иначе оно становится haraam, запретным.

Тот, кто держит животное, и тот, кто его режет, должны обязательно читать молитву пять раз в день. Следовательно, курбан должны совершать имам и муэдзин, поскольку лишь они всегда молятся пять раз в день. Это значит также, что курбан должен происходить неподалёку от мечети, где всегда можно найти двух таких людей. Перед началом бойни они должны совершить омовение, а затем трижды прочитать «калиму» и напоить водой от омовения то животное, которое намечено в жертву. Голова животного должна быть обращена на Qiblah (иными словами, в направлении святыни, то есть, для мусульман, Мекки). Животное должно смотреть в глаза того, кто совершает жертвоприношение. Этот человек должен посмотреть в глаза животного и затем, читая «калиму», перерезать ему шею. Он должен продолжать смотреть в глаза животного до тех пор, пока душа не изойдёт из тела, все это время повторяя «зикр». Затем, когда душа животного отойдёт, нужно ещё раз повторить «калиму» и вымыть нож. Только после этого убивший может перейти к другому животному. Он должен смотреть в глаза животного и видеть его слезы, смотреть до тех пор, пока оно не умрёт,— тогда, быть может, его сердце смягчится 11.

Затем Мухайяддин рассказывает суфийскую версию Писания, поддерживающую вегетарианский образ жизни:

«Аллах сказал Магомету: «Из-за курбана убийства резко сократятся, так как те, кто убивал тысячу или две тысячи животных в день, теперь смогут убивать лишь 10—15 животных. Если они начнут готовиться к бойне сразу после утренних молитв, то, пока они смогут приступить к делу, будет уже десять часов, а убивать они смогут лишь до одиннадцати, когда уже наступит время готовиться к следующей молитве. Кроме того, на каждое животное понадобится 15—20 минут, потому что придётся ждать, пока отойдёт его душа». Бот как Аллах учил Пророка.

Тогда народ стал жаловаться: «Как же так? Мы сможем забивать лишь нескольких животных! Наши праздники и пиры сократятся!»

Но Аллах сказал: «Не обязательно каждому человеку или каждой семье приносить жертву. Вместо сорока кур убивайте одну козу, вместо сорока коз убивайте десять коров. А вместо сорока коров убивайте десять верблюдов. Принесите в жертву десять верблюдов, и разделите мясо между вашими семьями». Получилось, что вместо четырёхсот животных можно будет убивать только сорок. Количество убийств сократилось в десять раз. Так Аллах дал Пророку заповедь, чтобы уменьшить число отнимаемых жизней 12.

Мухайяддин заключает: «Если с мудростью рассматривать курбан изнутри, ясно, что его цель — сократить убийства. Но если смотреть на него снаружи, кажется, что он предназначен давать пищу алчности, удовлетворять низменные желания» 13. Таким образом, тайное повеление, которое стоит за исламскими законами о пище, требует, чтобы мусульмане обратили свои помыслы к жалости и милосердию, сначала до предела снизив количество убиваемых животных (благодаря исполнению всех ритуалов), а затем, надо надеяться, полностью отказавшись от убийств.

Интересно, что в Коране перечисляются в основном запретные а не дозволенные, яства. Это побудило специалиста по Среднему Востоку Майкла Кука, автора книги «Мухаммед», написать: «Вегетарианство вполне укладывается [в законы о пище, данные в Коране]» 14. Ограничения, приводимые в Коране, скорее, обременяют верующих любителей мяса. Именно им, а не их собратьям-вегетарианцам, приходится соблюдать все строгие правила, которые только урезают их мясной рацион.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВЕГЕТАРИАНСТВО В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ

трансцендентальная диета Стивен Розен ОТЗЫВЫ О КНИГЕ БЛАГОДАРНОСТИ... ПРЕДИСЛОВИЕ... Люди едят мясо животных по крайней мере начиная с ледникового периода когда как считают некоторые антропологи...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СУФИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Стивен Розен
Я посвящаю эту книгу Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, научившему меня видеть присутствие Господа в каждом живом существе. ОТЗЫВЫ О КНИГ

БЛАГОДАРНОСТИ
Книга, которую вы держите в руках, обязана своим существованием не кому-то в отдельности. Многие поколения учёных и исследователей, обращавшихся к проблеме религии и питания, внесли в её создание г

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУКИ
Прежде чем привести религиозное и моральное обоснование вегетарианства, следует ознакомиться с причинами, по которым наука рекомендует исключить мясо из рациона. Современная медицина располагает уб

ПРОТЕИНОВЫЙ МИФ
Многие люди не могут решиться перейти на растительную пищу из страха перед белковым голоданием. Они спрашивают: «Можно ли получить качественный белок в необходимых количествах из пищи, не содержаще

МЯСОЕДЕНИЕ И ГОЛОД В МИРЕ
Давайте задумаемся над следующими цифрами. Одна тысяча акров сои даёт 1 124 фунта годного к употреблению белка. Тысяча акров риса даёт 938 фунтов белка. Тысяча акров кукурузы даёт 1 009 фунтов белк

МЯСОЕДЕНИЕ И БОЛЕЗНИ
Когда животных убивают, шлаки, обыкновенно выводящиеся за счёт кровообращения, остаются в разлагающейся плоти. Те, кто ест мясо, вводят в свой организм токсические вещества, которые должны были бы

ФАКТЫ АНАТОМИИ
Прежде чем есть мясо, люди всячески маскируют его, используя кетчупы, соусы, подливки. Мясо выдерживают, вымачивают, жарят, тушат, преображают тысячами способов. Зачем нужна такая маскировка? Откуд

ХРИСТИАНЕ-ВЕГЕТАРИАНЦЫ
Некоторые исторические документы свидетельствуют о том, что двенадцать апостолов, и даже Матфей, заменивший Иуду, были вегетарианцами, и что первые христиане воздерживались от употребления в пищу м

ПРОБЛЕМЫ ИСТОЛКОВАНИЯ
Возможно, главная причина, которая побуждает христиан «преступить закон» несмотря на библейскую заповедь, запрещающую убийство, кроется в широко распространённом убеждении, что Христос ел мясо. Одн

ПАСХАЛЬНЫЙ АГНЕЦ
Вce привыкли к изображению Христа как доброго пастыря и агнца Божия, но пасхальный агнец представляет собой проблему для христиан-вегетарианцев. Была ли Тайная Вечеря пасхальной трапезой, при котор

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В буквальных переводах раннехристианских текстов нет ни одного места, где бы принималось или поощрялось мясоедение. Большинство оправданий, придуманных поздними христианами для употребления мясной

РАННИЕ ТЕКСТЫ
Скрижали Мёртвого моря — библейские манускрипты, датируемые началом христианской эры — были найдены в 1947 году и в основном поддерживают гипотезу о том, что текст Библии подвергся изменениям. Особ

СЛОВА О ДОБРОТЕ К ЖИВОТНЫМ
Согласно «Евангелию Двенадцати апостолов», перед рождением Иисуса ангел сказал Марии: «Ты не должна вкушать мяса и пить хмельных напитков, ибо дитя ещё в чреве Твоём будет посвящено Господу, и не м

ВЛАДЫЧЕСТВО
Человеку было дано «владычество» над всем сотворённым миром (Быт. 1:26), и многие приверженцы иудейско-христианской традиции упоминают об этом «владычестве», когда пытаются подвести логическую базу

ЗАКОНЫ О ПИЩЕ
Для усмирения растущего пристрастия иудеев к мясу животных вскоре были созданы законы о пище. Когда рабби Авраам Исаак Кук (1865—1935), первый Верховный Раввин современного Израиля, предполагал, чт

КОШЕРНОЕ МЯСО
Четвертая заповедь, назначающая седьмой день (субботу) днём отдыха для иудеев, относится не только к людям, но и к животным. В Вавилонском Талмуде даже говорилось, что человек может браться за еду

СОСТРАДАНИЕ И МИЛОСЕРДИЕ
Сам Коран превозносит всеобщее сострадание и милосердие. Фактически, все 114 глав Корана, кроме одной, начинаются словами: «Bismillahir-rahmanir-rahim», то есть «Аллах милостив и милосерден». Нужно

ЗОРОАСТРИЗМ, СИКХИЗМ И ДЖАЙНИЗМ
Среди менее известных восточных религий, которые придерживаются учения ахимсы, можно назвать зороастризм (также известный как магианизм, маздаизм или парсеизм). Это учение процветало в Древней Перс

ВСЕЛЕНСКАЯ АХИМСА
«Веды» учат, что всякая жизнь должна быть почитаема, ибо тело — только внешняя оболочка для духа, заключённого в нем. Это философское представление красной нитью проходит через большинство религий

ПРОСТВЕТЛЕНИЕ
Как гласят буддистские тексты, Сиддхартха Гаутама, ещё не ставший Буддой, был сыном великого царя, который держал его в уединении и оберегал от соблазнов внешнего мира. В юности Сиддхартха вёл волш

УВАЖЕНИЕ КО ВСЕМ ЖИВЫМ СУЩЕСТВАМ
Сохранилось одно древнее стихотворение, которое считается единственным текстом, написанным самим Буддой: Для безногих тварей есть место в моем сердце. И для тех есть место, у кого две ноги

БУДДА В ВЕДИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ
Огромное значение имеет тот факт, что за 2500 лет до рождения Будды его жизнь и служение были предсказаны в «Бхагавата Пуране», или «Шримад-Бхагаватам». Авторство этого текста принадлежит Вьяс

СМЕРТЬ БУДДЫ
По мере распространения буддизма, вместе с ним по миру расходились ошибочные толкования касательно буддизма и вегетарианства. Ярким примером могут служить обстоятельства смерти Будды. По одной из в

БУДДИЗМ В КИТАЕ И ЯПОНИИ
Согласно «Энциклопедии буддизма», «в Китае и Японии поедание мяса считалось грехом и строго осуждалось... Постепенно оно прекратилось (около V века н. э.), и отказ от мясной пищи стал общим пр

ЖЕРТВЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ
Несмотря на то что в стихах, подобных приведённым выше, содержатся однозначные призывы к вегетарианству, в ведической традиции существовало другое направление, где при некоторых обстоятельствах раз

ЗАЩИТА КОРОВ
Из всех животных в индуистской религиозной традиции особое место занимают коровы. По словам Махатмы Ганди, «мать-корова во многом лучше, чем та мать, которая дала нам жизнь. Родные матери кормят на

ВЕГЕТАРИАНСТВО И МИРНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
То, что вегетарианство всегда было широко распространено в Индии, явствует из первых ведических текстов. Это подтверждает также наблюдение древнего путешественника Мегасфена и китайского монаха-буд

ЖИВОТНЫЕ И ДУХОВНОСТЬ
Задолго до того, как св. Франциск был провозглашён покровителем животных, мудрецы древней Индии признавали наличие духовности во всех живых существах. Ведические тексты даже описывают воплощения Бо

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Вегетарианство нужно рассматривать в определённой системе координат; это — только одно из многих требований религии. Несмотря на то, что оно основывается на первейшем принципе духовности — сопережи

ОБЗОР СКАЗАННОГО
Автор этой книги намеревался показать, что в каждой из основных мировых религий можно найти призывы к вегетарианству и доброму отношению к животным. Из-за нашего невежества в этом вопросе (я говорю

ЦИТАТЫ ИЗ ПИСАНИЙ И ИЗРЕЧЕНИЯ МУДРЕЦОВ
ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО «Господь добр и милосерден ко всем Своим созданиям». Псалтирь 145:9   «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же неч

БИБЛИОГРАФИЯ
Adams, Carol J., The Sexual Politics of Meat: A Feminist-Vegetarian Critical Theory (New York: Continuum, 1990). Alladin, Bilkiz, The Story of Mohammed the Prophet (India, Hemkunt Press, 1

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги