Языки религии: откровение, интерпретация, соотнесение

Указанные кризисные явления религии, как было сказано, принадлежат области языка религии. Язык в религии понимается очень широко, в качестве основного мирообразующего элемента – это и Слово, творящее мир, и Речь Бога человеку через откровение, и непрекращающаяся «проповедь творения» (всей окружающей природы), и человеческие способы понимания, осмысления, дальнейшей проповеди этого откровения и т.д. При этом «религиозные люди используют язык самыми разнообразными способами: они молятся, благодарят, дискутируют о морали, высказываются о содержании своей веры» [10, с. 68]. Мы не станем рассматривать все аспекты и концепции языка религии, в «Философии религии» Мела Томпсона (1997) этому посвящена целая глава [10, с. 64-99]. Не углубляясь в лингвистику, остановимся на трёх введённых нами кризисных явлениях. Эти явления соотносятся с проблемами в трёх областях языка религии:

- «Язык откровения»

- Язык интерпретации откровения

- Язык соотнесения интерпретаций

Обратимся к некоторым, важным, на наш взгляд, для развития религии аспектам этих языковых областей. Развитие является общим параметром этих областей языка религии, иными словами, он постоянно обновляется. Этим, кстати говоря, и определяется жизненность и эффективность религии как непрекращающейся практики связи человека и Бога в меняющемся культурно-историческом пространстве.

Представления о развитии языка религии как о необходимом, постоянно идущем процессе, связаны с концепцией развивающегося откровения, так или иначе присутствующей с древних времён в большинстве религий. «Это представление о том, что каждое откровение предназначается для конкретной эпохи и впоследствии его могут сменить новые откровения, которые не отрицают прежние, а «осовременивают» его» [10, с. 43]. Таким образом, наш подход к рассмотрению религиозных феноменов является также историко-методологическим, при этом религия нас интересует, прежде всего, как динамика религиозного опыта, а не как социальная институция или система верований. Изучение и преподавание двух последних аспектов до сих пор преобладает в религиоведении и богословии.