Людвиг Фейербах. Сущность Религии (1845)

 

 

Эта работа представляет собой ту "статью", на которую я указал в

"Лютере", но она дается не в форме статьи, а в виде ряда независимых

самостоятельных мыслей. Предмет этих мыслей, или во всяком случае отправная

точка их, сводится к религии, поскольку объектом религии является природа; в

"Сущности христианства" и в "Лютере" я отвлекся от природы, да и должен был

отвлечься по самому замыслу работы: ведь специфическая сторона христианства

заключается не в боге, раскрывающемся в природе, а в боге, данном в

человеке.

 

Существо в его отличии и независимости от человеческой сущности или

бога, как он истолковывается в "Сущности христианства", существо без

человеческой сущности, без человеческих свойств и человеческой

индивидуальности в действительности есть не что иное, как природа. Для меня

природа, так же как и "дух", есть не что иное, как общий термин для

обозначения существ, вещей и предметов, отличаемых человеком от самого себя

и от своего творчества и объединенных под общим названием природы, но это не

есть всеобщая сущность, отвлеченная и отмежеванная от действительных вещей,

не есть некая персонификация и мистификация,