Догматы христианства.

 

В христианстве, вобравшем в себя наследие предшествовавших религий, отчетливо ощущаются и доктрины иудаизма, и митраизм с его системой обрядов и культов, и идея умирающего воскресающего божества из древневосточных религий. Позже христианство многое восприняло из эллинистической философии, из учения стоиков (Сенеки) и др. Но оригинальность и сила ее в том новом, что возникло на базе религиозно культурного синтеза этих элементов.

Основная идея христианства - идея греха и спасения человека. Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает всех их: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и бедных - все грешники, все "рабы божии". Могут ли люди очиститься от этого греха, начиная с "первородного" греха Адама и Евы? Могут. Но только, если они осознают, что грешны, если поверят в великого божественного Спасителя. Иисус Христос мученической смертью своей искупил грехи и указал людям путь к спасению. Этот путь - вера в великого и единого в трех лицах Бога (Бог отец, Бог сын, т. е., Иисус, и Бог - святой дух - т. е. святая Троица), благочестивая жизнь, покаяние в грехах и надежда на царство небесное после смерти. Праведнику воздается на том свете, любой бедняк и раб может попасть в рай, тогда как нечестивец и стяжатель попадет в ад. Кроме "того света" грешникам грозит и второе пришествие Христа, за которым последует Страшный суд здесь, на земле.

Раннее христианство, вызревавшее в недрах оппозиционных официальному иудаизму и римским властям распространявшееся затем по всему римскому миру, с первых своих шагов заявило себя учением обездоленных и страждущих. Правда, это учение не звало на борьбу. Скорее, напротив, христианство было альтернативой различного рода восстаниям и войнам. И в качестве такого рода "умиротворяющей" альтернативы христианство было вполне приемлемым, даже выгодным для власть имущих, вскоре понявших это и принявших христианское учение в качестве господствующей доктрины. Но это произошло позже.

Революционный пафос раннего христианства нашел свое отражение в акцентировании внимания на двух важнейших сторонах новой религии. Во первых, на проповеди ею всеобщего равенства. Хотя это было равенство в первую очередь лишь "во грехе", равенство "рабов божиих". Правда, в некоторых евангелических текстах оправдывалось рабство и рабам внушалось повиновение их господам. Во вторых, на осуждении богатства и стяжательства ("скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богач попадет в царство небесное"), на подчеркивании всеобщей обязанности трудиться ("не трудящийся да не ест").

Конечно, здесь нет активной революционности, но сам факт провозглашения таких принципов был вызовом господствующим общественным порядкам. Неудивительно, что членами первых христианских общин оказались прежде всего обиженные и угнетенные, бедняки и рабы.

Основными положения христианского вероучения являются 12 догматов и 7 таинств. Они были приняты на первом и втором вселенских соборах в 325 и 381 годах. 12 догматов христианства принято называть Символом веры. В нём отражено то, во что верит христианин: в единого Бога-Отца, в единого Бога-Сына, в то, что Бог-Сын сошёл с небес для нашего спасения, в то, что Бог-Сын воплотился на земле от Духа Святого и Марии Девы, в то, что Бог-Сын был распят ради нас, воскрес на третий день и вознёсся на небо к Богу-Отцу, во второе пришествие Бога-Сына для суда над живыми и мёртвыми, в Святого Духа, в единую Святую Соборную Апостольскую Церковь, в крещение и, наконец, в воскресении и будущую вечную жизнь.

Символ веры представляет собой торжественное провозглашение основных догматов христианства. В давние времена человек, желающий стать христианином, должен был открыто, во всеуслышание заявить, во что он верует – и только после этого проводился обряд крещения.

Возникали разные тексты основного Символа веры, велись ожесточенные споры по поводу каждого слова. Чтобы решить эти проблемы, собирались так называемые Вселенские соборы, в которых принимали участие духовные пастыри и учителя церквей.

Самым первым был провозглашен Никейский Символ веры (по названию города, в котором он был утвержден). В нынешнее время в православии используется Никео-Цареградский, который лишь в общих чертах похож на первый Никейский. Главное отличие – подробное исповедание божественности Иисуса Христа. Постепенно Никео-Цареградский Символ веры вытеснил и заменил все остальные варианты, а VI Вселенский Собор окончательно укрепил непреложный характер именно такого чтения символа.

«Верую» - это первое слово священного исповедания. Оно провозглашает как общую веру всего христианского народа, так и личную причастность и ответственность каждого члена церкви. Условно Символ веры можно поделить на двенадцать частей.

Первая часть провозглашает веру в единого Господа, который сотворил все миры, видимые и невидимые, и имеет власть над всеми своими творениями.

Вторая часть утверждает, что Иисус Христос является Божьим Сыном, единосущным со своим Отцом. Он не был сотворен, но существовал всегда, так же, как и Бог-Отец.

Третья часть исповедует веру в воплощение Христа, который был рожден от Девы Марии и Святого Духа, но при этом не является творением Божьим, потому что Он сам – Бог.

Четвертая часть рассказывает о страданиях и смерти Иисуса на кресте. Для этого Он пришел – чтобы добровольно принять страдания и искупить людей от рабства греха.

Пятая часть провозглашает воскресение Иисуса после истинной Его смерти.

Шестая часть – весть о вознесении Господа Иисуса на небо и установлении Его славы в Царствии Божьем. Он занял место, предназначенное Ему, – по правую руку от Своего Отца.

Седьмая часть – провозглашение веры во второе пришествие Иисуса, который придет в сиянии Славы Своей, чтобы совершить окончательный суд над живыми и над умершими.

Восьмая часть – исповедание третьей божественной ипостаси, Духа Святого. Эта часть Символа веры породила больше всего споров и послужила одной из причин раскола единой христианской церкви на православную и католическую ветви. Православный Символ веры утверждает, что Дух Святой исходит только от Отца, а Римо-католический символ – что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына. Это добавление «.. и от Сына исходящего» называется филиокве. Католики при добавлении филиокве ссылаются на тексты Святого Писания, в которых Иисус утверждает, что Он уйдет, но вместо себя пошлет в этот мир Духа Святого. Православие же объясняет свою точку зрения так: источником Бога-Святого Духа может быть только Бог-Отец, но вот подаваться Дух Святой может и через Бога-Сына.

Девятая часть – утверждение веры в святую церковь, которую установил Христос через своих апостолов. Церковь – это не просто собрание людей, а невидимое Тело Христово, где каждый верующий – важная часть единого Тела. Иоанн Златоуст сравнивал церковь с кораблем, где хозяин корабля – Бог-Отец, капитан – Бог-Сын, ветер в парусах – Бог-Святой Дух, а все верующие плывут на корабле и спасаются от смерти в бушующем море.

Десятая часть исповедует единственно возможное в жизни крещение, при котором человек получает дары Святого Духа.

Одиннадцатая часть – ожидание всеобщего воскресения мертвых во плоти для будущего Суда.

Двенадцатая часть – надежда на жизнь вечную в царствии Божьем.

Таким образом, Символ веры начинается утверждением веры в Бога. Это сознательный акт полной отдачи себя Богу-Отцу, стремление к жизни в Боге-Сыне через Духа Святого. Верующий человек отворачивает свой взгляд от «мира сего» и ищет, прежде всего, Царство Божье, верит в его окончательное установление не только на Небе, но и на земле.

Поэтому Символ веры заканчивается радостным утверждением упования на воскресение и вечную жизнь в Божьем Царстве.

Краткое молитвенное правило предписывает прочитывать трижды «Отче наш», трижды «Богородице дево, радуйся» (или «Радуйся, Мария») и один раз – Символ веры. Преподобный Серафим Саровский объяснял, что первая молитва – совершенна, поскольку дана нам самим Господом, вторая молитва – радостная весть, принесенная с неба Архангелом, а третья содержит в себе все спасительные догматы христианства. С помощью такого несложного молитвенного правила можно достигнуть значительной меры христианского совершенства в миру.

Семь христианских таинств в настоящее время признаёт как православная, так и католическая церковь. К этим таинствам относятся: крещение (принятие человека в лоно церкви), миропомазание, причащение (приближение к Богу), покаяние (или исповедь), брак, священство и елеосвящение (для избавления от болезни).