рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Исторические условия возникновения иудаизма.

Исторические условия возникновения иудаизма. - раздел Религия, Ответы к зачету по религиоведению   13.исторические Этапы Развития Буддизма. ...

 

13.Исторические этапы развития буддизма. Буддизм зародился в северо-восточной части Индии, где находились древние государства Магадха, Кошала и Личчхави, в середине I-го тысячелетия до н. э.. Скудность научных данных об индийском обществе того времени не позволяет дать ясных ответов на многие вопросы, однако можно предположить достаточно очевидные причины возникновения и укрепления буддизма в древнеиндийском обществе[1]:Середина I-го тысячелетия до н. э. была в Индии временем острейшего кризиса древней ведической религии, что вызвало появление новых неортодоксальных альтернативных учений. Создавали их странствующие философы, аскеты, шраманы. Одним из них и был Сиддхартха Гаутама, исторический основатель буддизма.В это же время происходили интенсивные процессы укрепления государственной власти, что требовло повышения авторитета царей и воинов (варны кшатриев) в противовес брахманам (на наличие такого конфликта между светской властью и жречеством косвенно указывают произведения поздневедийской и пуранической литературы). Поскольку буддизм являлся оппозиционным к брахманизму учением, он и был выбран для укрепления власти кшатриев. Что буддизм в Индии был «царской религией», свидетельствует такой пример. В VII—XIII вв. цари некоторых индийских государств перестали поддерживать буддизм и он стал там исчезать. Но в странах, управители которых продолжали покровительствовать буддизму (династия Пала), его расцвет продолжался.

 

14.Историческое развитие ислама. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро начал превращаться в наднациональную, "мировую" религию. Уже в VIII-IX вв. ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах халифата, охватившего огромные пространства - от Испании до Средней Азии и границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии, опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в XIV- XVI вв., главным образом через арабских и индийских купцов, и почти начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV в. ислам проник также в Золотую Орду, к булгарам и другим народам Причерноморья, несколько позже - к народам Северного Кавказа и Западной Сибири. Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но ни национальные, ни социальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах.Шиизм. Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением шиизма ("шия" - партия, секта, схизма). Началось это с внутренней борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый халиф - Али был кровным родственником пророка - его двоюродным братом и зятем; приверженцы Али (шия-Али, то есть партия Али) не признавали законности предыдущих халифов, так как они были не из рода пророка, а были "избраны" религиозной общиной, то есть попросту узурпировали власть. Борьба за власть приняла форму спора о преемственности власти в халифате. Партия Али - Алидов - потерпела поражение, Али был убит, но сторонники его в дальнейшем укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм широко распространился. Главная черта шиизма - вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда - имамами - могут быть только его сородичи-потомки, а "избранные" общиной (в действительности захватившие в ней власть) халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают ту часть сунны, которая была составлена при первых "незаконных" халифах. Шииты имеют и своё, отличное от суннитского, священное предание. В шиизме большую, чем в суннизме, роль играет культ "святых мучеников".В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется суннизмом,: считается ортодоксальным, "правоверным". Слово "суннизм" происходит от арабского "ас-сунна" - обычай, образец, пример. Его приверженцы именуют себя ахль-сунна (люди сунны), исходят из убеждения, что придерживаются неискаженной традиции пророка Мухаммада, признают законность сунн. Прагматические сунниты согласны признать любого халифа, исполняющего волю Аллаха. Священными городами суннитов являются Мекка и Медина.Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедливость" бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом). Мутазилитов поддерживали некоторые халифы (IX в.), искавшие в этой секте опору для своей слабеющей власти. Но вскоре (конец IX в.) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, "несотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия. В VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова "суфи" - грубая шерстяная ткань, сермяга). Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздаизма, может быть, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог - во всем мире, весь мир - проявление или эманация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое мистическое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов - дервишей - во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые зикры - экстатические пляски и другие чисто шаманские способы общения с божеством. Суфийская традиция разделяет Путь самосовершенствования на три основных этапа. Первый этап - шариат, т.е. буквальное выполнение закона, запечатленного в Коране. Этот этап является подготовительным. Второй и третий этапы называются тарикат и хакикат. Три этапа соответствуют трем ступеням познания. Первая ступень - это уверенное знание, которое объясняется таким сравнением: "Я твердо знаю, что яд отравляет, огонь - жжет". Вторая ступень - полная уверенность: "Я сам своими глазами видел, что яд отравляет, огонь сжигает". Это опытное знание. И, наконец, последняя ступень - истинная уверенность: "Я сам принял яд, испытал его отравляющее действие; я сам горел в огне и таким образом убедился в его способности жечь". Все три ступени лаконично передаются триадой глаголов: "знать, видеть, быть".

15.Исторические этапы развития христианства Христианская религия прошла два больших этапа и находится сейчас на третьем этапе своей истории. Христианство первого этапа (I-V вв.) историки называют античным христианством, второго этапа (VI-XV вв.) - средневековым христианством, третьего этапа (XVI в. - по настоящее время) - буржуазным христианством. В буржуазном христианстве выделяется особая часть этапа, которую называют современным христианством (вторая половина ХХ века). Вероучение официального античного христианства сложилось к концу V века. Оно опиралось на Библию и решения Вселенских соборов и было изложено в трудах видных богословов IV и V веков (их, как и знаменитых богословов последующего времени, называют “отцами церкви”). Вероучение официального античного христианства было воспринято полностью или частично всеми возникшими впоследствии христианскими конфессиями, но каждая из конфессий дополнила вероучение античных христиан какими-либо своими специфическими религиозными учениями. Эти специфические дополнения главным образом и отличают одну конфессию от другой.

16. Иудаим в 21 веке.В современном иудаизме нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти. Источники права (Галахи) современного Ортодоксального иудаизма: Танах (Письменная Тора) и Талмуд (Устная Тора). Галаха регулирует, в частности, те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правомПрогрессивный (реформистский) иудаизм.Возник в начале XIX века на основе идей рационализма и изменения системы заповедей — сохранения «этических» заповедей при отказе от «ритуальных» заповедей. Прогрессивный (современный) иудаизм считает, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и новое содержание. Прогрессивный иудаизм стремится к обновлению и реформе религиозных обрядов в духе современности.Движение прогрессивного иудаизма считает себя продолжателем дела пророков Израиля и следует по пути справедливости, милосердия и уважения к ближнему. Движение прогрессивного иудаизма стремится связать современную жизнь с еврейским Учением; его сторонники уверены в том, что на рубеже тысячелетий еврейские традиции и еврейское воспитание нисколько не утратили своей актуальности. Зародившись около 200 лет назад в Европе, прогрессивный иудаизм насчитывает сегодня более миллиона приверженцев, проживающих на 5 континентах, в 36 странах.принципы веры:Иудаизм провозгласил монотеизм— следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) — как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании.Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности. Иудаизм предлагает всем людям и народам (неевреям) принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Торой на всё человечество: в то время как евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний , нееврей , обязан выполнять лишь семь законов Новых сынов. В то же время, иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму и является национальной религией еврейского народа. Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; Мужчина в иудаизме всегда прав, он занимает главенствующее место относительно женщины. Имеет право на развод. Много привилегий, а женщина обслуживает и подчиняется мужчине.Святые места:Святой город — Иерусалим, в котором находился Храм. Храмовая гора, на которой возвышался Храм, — в иудаизме считается наиболее святым местом. Другие святые места иудаизма — Пещера Махпела в Хевроне, где похоронены библейские праотцы, Вифлеем — город, на пути к которому похоронена праматерь Рахиль, Наблу, где похоронен Иосиф, Цфат, в котором развилось мистическое учение Каббалы и Тверия, где долгое время заседал Синедрион.Тора иначе называется Пятикнижие Моисеево, так как эти пять книг, согласно традиции, были получены Моисеем от Всевышнего на горе Синай.ТаНаХ иногда называют Еврейской Библией. Он описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма. ТаНаХ, а также религиозно-философские представления иудаизма послужили основой для становления христианства и ислама .Талмуд -В иудаизме некоторое количество священных книг-томов.

17. Коран: структура, основные персонажи и сюжеты.КОРАН (от араб. "аль-кур'ан" - "чтение"), священная книга мусульман. Согласно богословской традиции, Коран считается несотворенной божественной речью, переданной людям через пророка Мухаммеда; Коран предвечно существовал на арабском языке в неизменном виде и пребудет таковым до Страшного суда. Поэтому безусловным требованием является использование в любых мусульманских ритуалах только арабского текста.Структура корана.Коран записан рифмованной прозой и содержит 114 глав, называемых сурами. Каждая сура делится на строфы, именуемые аятами, что буквально означает «знамения». Коран разделен на 30 частей – джуз׳а. 29 сур (глав) Корана начинаются с буквенной комбинации, что говорит о возможной скрытой символике.При знакомстве с текстом можно заметить, что суры расположены, главным образом (кроме 113 и 114) , в порядке возрастания длины, за исключением первой суры — Аль-Фатиха. Эта сура, повторяемая мусульманами во время пятикратной ежедневной молитвы, содержит семь коротких аятов, обобщающих содержание Корана. Суры в Коране расположены не в порядке ниспослания Магомету.Каждая сура имеет название, обычно состоящее из одного или двух выразительных слов. К названию суры принято добавлять название места, где она была ниспослана, — Мекка или Медина.Мекканские суры, как правило, краткие, эмоциональные. Мединские суры, где первая мусульманская община оформилась в политико-религиозную организацию, длиннее и, наряду с весьма «поэтическими» местами, часто содержат сведения более прозаического свойства: о браке, разводе, наследных и иных мирских делах мусульманского общества. Стихи Корана, написанные в Мекке, проявляют большую симпатию к христианству и относятся благожелательно ко Христу и Его последователям. Стихи Корана, написанные в конце периода пребывания Мухаммеда в Медине, становятся резкими и враждебными по отношению к христианам и полностью отрицают Божественность Христа.Коран читают особым образом — произнося его нараспев. Существует семь традиционных способов произнесения коранического текста, называемых кыратами. Задача этих психотехник - ввести человека в особое психоэмоциональное состояние, категорически неприемлемое в христианской молитвенной практике.Сюжет корана. Там нет единого сюжета, как и в библии. Это сборник откровений на разные темы Персонажи корана.Персонажи корана это посланник Аллаха, библейский Моисей- Муса.

18.Основные буддистские праздники и обряды.Обрядовая сторона буддизма многообразна, в его многочисленных школах и направлениях акцент делается на различных элементах буддийского культа: молитве, массовых церемониях, приношениях в храм, практике медитации. Буддийские обряды сопровождают верующих от рождения до смерти. Едиными для всех буддистов являются буддийские праздники, которые отмечаются по лунному календарю. В феврале-марте в странах Восточной и Центральной Азии, в марте-апреле в странах Южной и Юго-Восточной Азии отмечается Новый год, который не является собственно буддийским, но в праздновании которого активное участие принимают буддийские монахи. Во время празднования сооружаются горки, символизирующие гору Сумеру (центр мироздания, согласно буддийской традиции), окропляются водой фигуры Будды. В апреле-мае во всех буддийских монастырях и храмах празднуется тройной праздник: рождения Будды, его пробуждения и погружения в нирвану. В храмах читаются молитвы, устраиваются праздники, шествия, делаются подарки и подношения членам сангхи. Под разными названиями во всех буддийских странах отмечается День поминовения усопших. В храмах служат молебны, прихожане приводят в порядок могилы, выставляют приношения буддам и другим богам, кормят нищих. Во многих странах отмечается обряд вступления в сангу (июнь-июль), связанный с началом сезона дождей. В июне-июле также отмечается праздник прихода на землю Майтреи (Будды Грядущего мирового порядка). Он знаменуется объездом вокруг храма колесницы, на которой находится статуя Майтреи. Этот праздник называется также – Круговращение Майтреи. С середины октября до середины ноября празднуется окончание дождливого сезона, отмечается нисхождение Будды с небес из царства Индры, где он, согласно буддийским легендам, читал проповеди богам и своей матери, которая также пребывает в этом царстве. В храмах проводятся специальные церемонии, в некоторых монастырях статуи Будды снимаются с пьедесталов и проносятся по улицам. В регионах распространения буддизма тибетского толка (Тибет, Монголия, Бурятия, Калмыкия, Тува) празднуется день рождения Цзонхавы, основателя школы буддизма, популярной в этих регионах.

19 Основные догматы буддизма. Основные заповеди и принципы буддийского вероучения: I. Четыре благородные истины буддизма: 1.Существует страдание. 2.Страдание имеет причину. 3.Существует прекращение страдания. 4.Существует путь к прекращению страдания. II. Восьмеричный путь 1.Правильное понимание (свободное от суеверия и заблуждения). 2.Правильная мысль (возвышенная и подобающая мудрецу). 3.Правильная речь (доброжелательная, искренняя, правдивая). 4.Правильные действия (мирные, честные, чистые). 5.Правильное усилие (самовоспитание, самообладание). 6.Правильное поведение (непричинение страдания). 7. Правильное внимание (активная бдительность сознания). 8.Правильно сосредоточение (глубокая медитация над сущностью жизни). III. Пять заповедей для мирян 1.Не убивай. 2.Не кради. 3.Не прелюбодействуй. 4.Не лги. 5.Воздерживайся от пьянящих напитков.

20. Основные догматы ислама. "Столпы веры" дополняются акидами (основными догматами) ислама: 1. Вера в единого всемогущего Бога. 2. Вера в Его ангелов. 3. Абсолютный авторитет Корана. 4. Вера в Его пророков (первый из них Нух, а последний Мухаммад). 5. Вера в грядущий конец света и Судный день. 6. Вера в предопределение с его добром и злом. Основой веры являются послушание, покорность Аллаху, вера в единственность Аллаха. Приписывание Аллаху сотоварищей или поклонение кому-либо еще именуется "ширк", рассматривается как проявление язычества, непослушания Аллаху. Ангелы - это, согласно исламу, духовные, совершенные, бестелесные существа, которые делятся на две категории: добрые ангелы, послушные воле Аллаха, и грешные ангелы во главе с Иблисом (сатаной), свергнутые Аллахом с неба за отказ поклониться Адаму. Добрые ангелы, выполняя волю Аллаха, помогают верующим в их земной жизни, отвращают от греховных поступков, контролируют их поведение. Грешные ангелы стремятся сбить мусульман с праведного пути.Коран называет имена 25 пророков ислама, в том числе и Ису (Иисуса Христа). Исламские богословы считают, что до Мухаммада было 2400 пророков. Коран утверждает: "Скажите: "Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, что было даровано пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся" [Коран, 2: 130 (136)]. Однако учение предшествующих пророков об исламе было извращено, и поэтому только пророк Мухаммад является последним и истинным вестником ислама. Ислам учит, что неизбежно наступит "конец света", но сроки его наступления неизвестны никому, кроме Аллаха: "И протрубят в трубу и поражены будут, как молнией, те, кто в небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого пожелает Аллах. Потом протрубят вторично, и вот - они стоя смотрят. И засияет земля светом Господа ее, и положена будет книга, и приведут пророков и исповедников, и решено будет между ними по истине, и не будут они обижены" [Коран 39:69 (69)]. После наступления конца света совершится воскресение всех умерших для последнего справедливого Божьего суда, на котором Аллах рассмотрит и по достоинству оценит все дела, поступки и даже мысли каждого человека; на этом суде человек будет либо осужден на вечные муки в аду, либо вознагражден радостной жизнью в раю.Вера в предопределение означает, что Аллах заранее знает все дела и поступки человека. Однако это не должно приводить истинно верующих к фатализму, к "списыванию" на Аллаха всех своих деяний. Каждый мусульманин ответственен за свою деятельность. Кстати, ислам, в отличие от христианства, считает, что каждый человек рождается безгрешным и от рождения является добродетельным; при условии исполнения им воли Аллаха, закрепленной в Коране, он способен обрести райское блаженство в будущей жизни. Но для этого он должен постоянно подтверждать свою веру делами.

 

21.Основные догматы иудаизма. К основным догматам иудаизма относится вера в единого бога Яхве, в приход мессии, в бессмертие души и существование загробного царства. К догматам иудаизма относится учение о богодухновенности Ветхого завета, в состав которого входит Тора, или Пятикнижие Моисеево. Составной частью иудейского вероучения о боге Яхве является догмат о приходе мессии. Мессия - это спаситель, который придет, чтобы свершить праведный суд, воздать людям по их заслугам. Согласно вероучению иудаизма, "в дни мессии" мир будет обновлен. В момент появления мессии земля, согласно Талмуду, станет производить "ежедневно новые плоды, женщины станут ежедневно рожать, а земля — приносить хлебы и шелковые одеяния", люди достигнут 1000 лет от роду, прекратятся болезни, распри, войны. С верой в приход мессии связаны и представления о предвестниках появления божьего помазанника, число которых, по учению раввинов, равно девяти.

22.Основные догматы христианства.В христианстве существует 10 основных заповедей, в соответствие с которыми должен жить человек. Записанные на каменных скрижалях, они даны были Богом Моисею на горе Синай. 1. Я - Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. 2. Не делай себе кумира. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4. День седьмой посвящай Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и мать твою. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.10. Не желай ничего, что есть у ближнего твоего.

23.Основные иудейские праздники. Схема иудейских праздников связана с лунным еврейским календарем. Согласно этому календарю обычный (невысокосный) год насчитывает 354 дня, объединенных в 12 месяцев по 29 и 30 дней. Этот календарь имеет 19-летний цикл: к 7 годам из 19 добавляется еще один месяц. Условно можно разбить месяцы на времена года: осень - месяцы тишре, хешван, кислев; зима - тевет, шват, адар; весна - нисан, ияр, сиван; лето - тамуз, ав, элул. Все иудейские праздники начинаются с захода солнца предыдущего дня.Шабат (суббота) - в память о днях творения и исхода из Египта. Считается, что в этот день все труды и заботы должны быть отставлены. Это радостный семейный праздник, сопровождаемый особыми молитвами и обрядами. Рош-Гашана (Новый Год) - 1-2 месяца тишре еврейского календаря (сентябрь - октябрь). Йом-Киппур - 10 тишре - День всепрощения. Соблюдается строгий пост, верующие просят Бога о милости на будущий год.Суккот (праздник Кущей) - наступает через неделю после Йом-Киппура и продолжается 8 дней. Верующие строят шалаши (кущи) в память о временных жилищах, в которых жили евреи во время исхода из Египта. Праздник очень веселый, сопровождается особыми обрядами, исторически связан с окончанием сбора урожая. Симхат-Тора (Радость Торы)- 23 тишре. Радостный праздник, посвященный приверженности евреев Торе. Свиток Торы выносится из хранилища и торжественно проносится по кругу при общем выражении радости. Ханука - 25 месяца кислев (ноябрь - декабрь). Установлен в честь освобождения Иерусалимского Храма в 164 г. до н. э. Продолжается 8 дней и сопровождается ежедневным зажиганием свечей в восьмисвечнике. Пурим - 14 месяца адар (февраль - март). Посвящен спасению евреев Персидской империи от коварных замыслов Гамана, фаворита персидского царя. Песах (Пасха) - 15-22 месяца нисан (март-апрель), в Израиле на один день меньше. Посвящен событиям исхода евреев из Египта под водительством Моисея. После отказа фараона отпустить евреев, Б-г подверг страну 10 казням. Во время самой страшной десятой, когда ангел смерти поражал первенцев, жилища евреев он миновал ( миновать по - еврейски “пасах”). Отсюда и название. Он длится восемь дней. В этот период евреи едят только пресные лепешки “мацу” вместо хлеба и вообще изделий из зерна, включая даже спиртные напитки из него. Шевуот (недели) - 6-7 месяца сиван (май-июнь), в Израиле 1 день. Праздник дарования Торы. Этот день посвящается исключительно изучению Священного Писания. Тиша бэ-Ав - 9 числа месяца ав (июль - август) печальный день траура. В этот день были разрушены первый и второй Храмы, а также произошло изгнание евреев из Испании. Соблюдается самый строгий пост, день поминовения умерших родственников и посещения кладбищ. Другие менее значимые праздники: Новолуния, Новый год деревьев, Тридцать третий день омера, 17 таммуза. Все праздники сопровождаются веками особыми выработанными обрядами и ритуалами и молитвами.

24. Основные мусульманские праздники. Ашура – главная дата шиитского религиозного календаря, день поминовения шиитского имама аль-Хусейна ибн Али (внука пророка Мухаммеда). Празднуется 10 мухаррама. На первые 10 дней мухаррама приходится и празднование начала мусульманского Нового года (лунного). Курбан-байрам– праздник жертвоприношения, один из главных мусульманских редигиозных праздников. Ангел Джабрил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву своего первенца Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка и начал приготовления, однако когда жертва была почти принесена, Аллах заменил для Ибрахима жертву сыном на жертву ягненком. Праздник символизирует милосердие Всевышнего и то, что вера — лучшая жертва. Ислам предписывает всем верующим в этот день принести кровавую жертву (заколоть овцу, корову, верблюда). Лайлат ал-бара – ночь Творения, отмечается в ночь на 15 шаа-бана (8-й месяц лунного календаря). Мусульмане возносят особые молитвы за умерших и во искупление грехов. Лайлат ал-кадр – ночь Предопределения, отмечается в ночь на 27-е число месяца рамадан (9-й месяц лунного календаря). Этой ночью было начато «ниспослание» Мухаммеду Корана. Мавлюд – праздник в честь дня рождения пророка Мухаммеда. Поскольку точная дата его рождения неизвестна, она была приурочена ко дню его смерти. Отмечается 12 числа месяца рабби аль-авваля (3-й месяц лунного календаря). Мирадж – праздник в честь легендарного путешествия Мухаммеда на белом сказочном животном Бураке из Мекки в Иерусалим, а оттуда по световой лестнице на небо для беседы с Аллахом. Отмечается 27 числа месяца раджаб (7-й месяц лунного календаря). Науруз– день весеннего равноденствия.Ураза-байрам – праздник по случаю окончания месячного поста (уразы) в месяц рамадан (9-й месяц лунного календаря). Отмечается 1 шавваля (10-й месяц лунного календаря).

25. Основные направления в буддизме. Традиционно буддизм делят на махаяну («великую колесницу») и тхераваду («учение старейших»). Выделяется также направление «ваджраяна» («алмазная колесница» или тантрический буддизм), которое в некоторых регионах считается разновидностью махаяны, а в некоторых (Тибет, Монголия) — самостоятельным направлением. Махаяна. Отличительной чертой махаяны является учение о бодхичитте — стремлении к спасению всех без исключения живых существ, подразумевающем безграничное сострадание и любовь к ним; и проистекающем из него представлении о бодхисаттве — существе, готовом отказаться от индивидуального достижения нирваны с целью спасения всех живых существ.К махаяне относятся некоторые школы тибетского буддизма, китайский буддизм и некоторые отдельные буддийские школы. Последователи махаяны подразделяют буддизм на Великую Колесницу (собственно махаяну) и Малую Колесницу («хинаяну»), которую называют также Колесницей шраваков и Пратьекабудд. Само название «хинаяна» (санскр. हीनयान, hīnayāna, буквально «Малая колесница») было введено методически для обозначения буддистов, ограниченных только стремлением к индивидуальному просветлению, и применялось в исторической полемике с другими, ныне не существующими, школами раннего буддизма и с целью объяснения понятия бодхичитты. Тхеравада. Тхеравада — единственная сохранившаяся из школ Никаи (англ.)русск. (раннего буддизма). Применение по отношению к ней термина «Хинаяна» некорректно. Тхеравада активно использует понятие метта-бхавана, аналогичное понятию Бодхичитты в Махаяне, и под определение Хинаяны не подпадает.

26. Основные направления в исламе. Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм; кроме них существуют различные секты: исмаилиты, ваххабиты, бехаиты и др. Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло во второй половине VII в. Большинство мусульман относится к суннизму, считающемуся ортодоксальным направлением. Сунниты опираются на Коран и Сунну. Шииты (от «гаиа» — партия) толкуют Коран иносказательно, а в Сунне признают лишь те хадисы, которые связаны с именем четвертого халифа, зятя Мухаммеда — Али, и его сторонников. Наряду с этим шииты имеют собственное «священное предание» — хабары, или ахбар. В отличие от суннитов шииты провозгласили принцип наследственной духовной власти. При этом законными наследниками Мухаммеда и соответственно имамами (духовными руководителями) считаются Али и его потомки. Согласно шиитской легенде, последний, двенадцатый, имам Мухаммед, убитый в конце IX в., в действительности не убит, а взят на небо живым. В день страшного суда он, «скрытый имам», спаситель (махди), явится для того, чтобы установить на земле равенство и справедливость. Кроме общих мусульманских праздников шииты имеют свои — шахсей-вахсей — в память убитого в бою Хусейна, сына первого имама. Во время этого праздника совершались траурные шествия с самоистязанием участников. Сунниты. Догматика суннизма, это догматика мажоритарной ветви ислама, «классического» ислама. Сунниты — приверженцы халифата — такой формы власти, которую осуществляет выбираемый авторитетными мусульманами член общины, принадлежащий к племени пророка Мухаммада, к племени курейшитов. В качестве источников вероучения сунниты признают Коран и все, принимаемые в качестве достоверных, хадисы Сунны. Сунниты считают праведными всех четырех халифов, правивших после Мухаммада: Абу Бакра, Омара, Османа и Али. В дальнейшем, история суннитов — это история Омейядского и Аббасидского халифатов, история Османской империи и большинства современных мусульманских государств. Шииты. После отказа старшего сына Али Хасана от притязаний на власть последователи Али (ши’а Али — шииты) не прекратили свою борьбу с Омейядами. Смерть халифа Муавии (680 г.) подтолкнула их к новым активным выступлениям. Часть жителей Куфы отправила делегацию в Мекку ко второму сыну Али — Хусейну, которого шииты признавали третьим имамом, с приглашением прибыть в Куфу и возглавить восстание против омейядского халифа Йазида ибн Муавии. Хусейн выступил с небольшим отрядом, послав вперед своего двоюродного брата Муслима ибн Акиля. Но наместник Куфы Убейдаллах ибн Зийад подавил выступление шиитов в Куфе в самом зародыше. Муслим погиб, не дойдя до Куфы. Хусейн узнал об этом уже в пути, однако не пожелал вернуться. Часть бойцов покинула его, и с остатком войска, численностью в 70 воинов, он стал лагерем у местечка Кербела, близ Куфы. К Кербеле подошел омейядскин полководец Омар ибн Са’д ибн Абд Ваккас с 4 тысячами воинов и блокировал лагерь Хусейна. После недельного противостояния, 10 октября 680 года, Хусейн решил вступить в сражение. Неравенство сил было слишком велико, Хусейн и все его сторонники погибли.

27. Основные направления в иудаизме. Приводится перечень некоторых направлений в иудаизме, обладающих более или менее выраженной идеологией и/или организационной структурой, выходящей за рамки одной локальной общины. Караимы. Последователи этого движения отрицают абсолютный авторитет Талмуда и его установлений, противопоставляя ему Письменную Тору, что отражено в названии движения: слово караим означает "читающие [Писание]". Во времена гаонов, в IX - X вв., движение караимов стало широко распространенным и авторитетным в крупнейших центрах еврейской культуры на Ближнем Востоке и в Сев. Африке; караимы создали обширную научную и теологическую литературу, в том числе первые грамматики "святого языка". Хасиды и миснагеды. Хасидизм так же, как и караимство, находился в оппозиции к талмудической учености. Однако в отличие от караимов, противопоставивших Талмуду - Писание, хасидизм опирался на каббалу, на философско-мистическую - параллельную и отчасти альтернативную талмудической - линию еврейской литературы. Основателем хасидизма является р. Исраэль Баал Шем Тов (сокращенно - Бешт), начавший свою проповедь в середине XVIII в. в Подолии, в местечке Меджибож. Прозвище баал шем (чудотворец, знахарь; дословно: знающий Имя), не популярное среди раввинской элиты, но часто встречающееся в народных рассказах, с добавлением тов (т.е. добрый) свидетельствует о первоначальном восприятии Бешта еврейской общиной. Гаскала и ортодоксия. Начало Гаскалы (еврейского Просвещения) связано с именем еврейско-немецкого философа Моисея Мендельсона (1729-1786). В России это движение, хотя и не имело большого количества сторонников, сыграло весьма существенную роль благодаря поддержке русского правительства. Просветители (маскилы) стремились реформировать иудаизм и систему традиционного образования, очистить древнееврейский язык от средневековых напластований, дать евреям современные научные знания. Идеология ортодоксального иудаизма, сформировавшаяся к концу XIX в., имела свои основания в хасидизме и в литовских (миснагедских) ешивах, создавших независимые от местных общин и межличностных связей сообщества своих приверженцев. Ортодоксальный иудаизм в некотором смысле обобщает и объединяет эти движения, избирая своим главным символом Галаху, еврейский закон. Реформисты и консерваторы. Реформизм является попыткой сконструировать еврейскую религию на основании научной критики традиции и веяний времени. В соответствии с последними его облик претерпевал существенные изменения. В каком-то смысле различие между реформистами и консерваторами на ином уровне воспроизводит различие между хасидами и литваками: для реформизма характерен акцент на эмоциональное вовлечение в религию, а консерваторы больше внимания уделяют интеллектуальной сфере - осмыслению традиционных текстов, выработке последовательного религиозного мировоззрения. Сионизм. Если для описанных выше движений ключевым был вопрос об отношении к Устной Торе, на который они давали различные ответы, то сионизм решает этот вопрос наиболее радикально - полным отказом от Устной Торы, переселением в Библию, практическим освоением и оживлением библейского ландшафта и библейского языка. Отношение к сионизму является важным пунктом разногласия между различными направлениями ортодоксии. Особенностью религиозного сионизма является повышенный интерес к изучению Танаха, долгое время находившегося в небрежении, вытесненного из ашкеназской традиции изучением Талмуда и/или хасидских трактатов.

28. Основные направления в христианстве. 1. Православие - одно из крупнейших в мире вероучений, распространенное среди многих народов, говорящих на разных языках. Это один из трех основных направлений христианства, исторически сложился, сформировался как его восточная ветвь. Распространено оно главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV-XI вв. Основой вероучения признано Священное писание (Библия) и Священное предание (постановления, утвержденные семью Вселенскими соборами в IV-VIII века, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоаин Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения. Все догматы церковь объявила абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, сообщенным человеку самим Богом. Познание Бога должно достигаться не столько разумом, сколько всей своей жизнью, основой его познания должна стать вера. В православии соблюдаются таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств: 1. Крещение. 2. Таинство причащения, или святой евхаристии. 3. Таинство покаяния. 4. Таинство миропомазания. 5. Таинство священства. 6. Таинство брака. 7. Таинство Елеосвящение (соборование). 2. Католицизм. Католическая церковь всегда стремилась стать единой христианской церковью, объединяющей на основе католических догматов под верховенством папы Римского всех христиан. Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным сказаниям постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того - папские послания и постановления. Центром католицизма и резиденцией его главы, папы Римского, является Ватикан, город-государство, расположенное в центре Рима. Римский папа определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов. Папа назначает из представителей духовенства различных стран католических иерархов - кардиналов и епископов. Коллегия кардиналов (конклав) избирает из своей среды путем тайного голосования папу (пожизненно), что по католическому вероучению является «викарием Иисуса Христа, преемником святого Петра, высшей главой Вселенской церкви, западным патриархом, примасом Италии, архиепископом и митрополитом Римской провинции, суверенного города - государства Ватикан ». 3. Протестантизм - одно из главных, наряду с православием и католицизмом, направлений христианства. Протестантизм охватывает множество самостоятельных исповеданий и церквей. История протестантизма по-настоящему начинается с выступления Мартина Лютера (Германия, 1483-1546 г.) против индульгенций. Суть протестантизма заключается в том, что человек может спасти свою душу только верой, которая даруется Богом, без посредничества церкви. Один из основных догматов протестантизма заключается в том, что спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Лютеранская реформация провозгласила учение о всеобщем равенстве всех верующих перед Богом 3 таинств признаются крещение и причастие. Верующие отвергают авторитет папских декретов и посланий, не подчиняются самому папе. Протестанты отвергают монахов, Прельтов, крестное знамение, священные одежды, иконы, требуют упразднения обособленного сословия священников, не признают культ Богородицы, чистилище, богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Единственным авторитетом в вопросах веры было признано Священное писание, которое каждый верующий мог трактовать по собственному разумению.

29. Основные подходы к определению понятия религии. Подходы: теологический, философский, научный. В работах теологов религия пытается понять себя, это объяснение религии как бы «изнутри», с позиций человека, принимающего «истины веры» и из них исходящего: религия — это «встреча» человека с богом. Религиозная вера дает ключ не только к объяснению мира и человека, но и к ответу на вопрос, почему существует религия, как она возникла: если бы не было бога, его «откровения», не было бы и религии. Это значит, что существование религии следует рассматривать как подтверждение, свидетельство существования бога. Теологический подход к объяснению феномена религии предполагает, что понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным опытом «встречи с богом». Иными словами, объяснение религии возможно только с позиций самой религии, только на основе принятия религиозной веры в качестве исходной посылки и безусловной истины. Философский подход — в отличие от теологического — в том, чтобы, не предполагая заранее существование «высшего начала», «священного», попытаться ответить на вопрос, какие имеет религия основания в человеческом опыте, в какой мере религиозные верования отвечают критериям истинного познания. Так возникает критический подход к религии; критический не в том смысле, что обязательно негативный, отрицающий религию, но не довольствующийся простым принятием на веру, ставящий под сомнение все без исключения суждения и требующий подтверждения обоснованности их истинности. Только в XIX в. складывается, наряду с теологическим и философским, еще один подход к объяснению религии — научный; религия становится предметом исследования, которое опирается на эмпирический материал, тщательно собирает, накапливает фактические данные о религии и анализирует их с помощью методов, присущих научному мышлению. К концу XIX в. религиоведение конституируется в качестве самостоятельной области научного знания как историко-эмпирическая наука со своим вполне определенным, эмпирически данным предметом — религией как составной частью культуры в самом широком ее понимании. Предметом науки о религии не является предмет религиозной веры, «священное», бог или боги. Она изучает религию в реальном контексте культуры, в ее связи и взаимодействии с другими областями жизни и деятельности человека: как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании, каким образом религия объясняет мир и какие способы действия, нормы поведения она предлагает, какие обязательства накладывает на человека, какие чувства она пробуждает и как влияет на эмоциональную жизнь людей. Ответы на эти и другие вопросы должны дать возможность выработать определение религии, понять и объяснить феномен религии.

 

30. Основные христианские праздники.Христианские праздники — особые, священно-торжественные периоды (дни) в духовной и литургической жизни Церкви. В совокупности составляют годичный богослужебный круг (литургический год). Благовещение Пресвятой Богородицы — праздник, связанный с христианским преданием о том, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии «благую весть» о грядущем рождении у Неё Божественного Младенца. Отмечается 25 марта (7 апреля). Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздник в память вступления трёхлетней Марии в Иерусалимский храм, куда Она была отдана родителями на воспитание. Отмечается 21 ноября (4 декабря). Вознесение — праздник в честь вознесения Христа на небо. Празднуется на 40-й день после Пасхи. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — праздник в честь въезда Христа в Иерусалим. Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой. Крестовоздвижение — праздник посвящен событиям IV в., когда святая Елена нашла в Иерусалиме Крест Господень. Отмечается 14 (27) сентября. Крещение Господне (Богоявление) — праздник в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. Отмечается 6 (19) января. Обрезание Господне — отмечается 1(14) января. Пасха — главный христианский праздник в честь воскресения распятого на кресте Христа. Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому стилю. Покров Пресвятой Богородицы — праздник в память явления в X в. во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, которая распростёрла своё покрывало над христианами, тем самым благословив их на победный бой с сарацинами. Отмечается 1 (14) октября. Преображение Господне — праздник в честь преображения Иисуса Христа, явившего ученикам незадолго до Голгофских страданий свою Божественную природу. Отмечается 6 (19) августа. Рождество Иоанна Предтечи — отмечается 24 июня (7 июля). Рождество Пресвятой Богородицы — праздник в честь рождения Девы Марии, матери Христа. Отмечается 8 (21) сентября. Рождество Христово — один из главных христианских праздников, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря, православные церкви отмечают этот праздник 7 января (по григорианскому стилю). Сретение Господне — праздник в честь встречи (сретения) праведником Симеоном Мессии — ребёнка-Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2 (15) февраля. Троица (русское название дня Пятидесятницы) — праздник в честь сошествия Святого Духа на апостолов. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Успение Богородицы — праздник в память кончины Девы Марии. Отмечается 15 (28) августа.

31. Основные этапы развития иудаизма. На пути развития иудаизма стоит выделить несколько этапов: эпоха Первого храма, эпоха Второго храма, период римско-византийского и арабского владычества, средние века, Галаха. Эпоха Первого храма Первый шаг в направлении централизации культа Бога Израиля был сделан царем Давидом , который, перенеся в царскую столицу, Иерусалим, Ковчег завета , установил тем самым связь между формирующимся национально-политическим единством израильских племен и их религиозным единством. Название эпохе дал Первый храм , построенный Соломоном (965 -- 928 года до н.э.) . Иерусалимский храм был государственным святилищем, содержащимся на средства царской казны, а члены жреческой коллегии Храма были государственными чиновниками, назначавшимися царем. Царь не только контролировал функционирование Храма, но и принимал решения по вопросам чисто культового характера. Возможность вмешательства в сферу богослужения коренилась в идее богоизбранности царя, что превращало его в священную персону. Возвышение Иерусалимского храма и превращение его в официальное святилище подорвало престиж местных святилищ и способствовало централизации религиозной власти. Эпоха Второго храма Эпоха получила свое название в честь восстановленного в 516 году до н.э. прежде разрушенного Первого храма. Переломным этапом в этот период было прибытие в страну новой группы вавилонских изгнанников (458 год до н.э.) . Персидский царь Артаксеркс уполномочил Эзру объявить законы Торы гражданским законодательством Иудеи и облек его правом назначать судей, вершивших правосудие на основании еврейского религиозного закона. Идея отправления гражданского судопроизводства на основе религиозного закона не раз использовалась впоследствии: например, Шариатский суд в исламских странах. В это время формируется особое сословие “писцов” -- софрим -- толковавших законы веры и основывавших школы для их изучения. Деятельность этого сословия заложила основу толкования библейских законов, получившего позднее название Устный Закон. Ухудшившееся во втором веке до н.э. положение династии Селевкидов (эллинское государство) , плативших контрибуцию римлянам, вызвало ужесточение в их колониальной политике, в том числе, и в отношении Иудеи. Ответной реакцией стала активизация национально-освободительной борьбы, кульминацией которой стало восстание Маккавеев (167 - 164 г. г. до н.э.), завершившееся победой и изгнанием эллинов из Иерусалима в 164 г. до н.э. Храм, нареченный в 167 г до н.э. святилищем Зевса Олимпийского был возвращен иудаистской церкви и очищен от принадлежностей греческого (языческого) культа. В ознаменование этого события было установлено восьмидневное празднество освящения -- Ханукка. Освободившись от греческого ига Иудея заключает союз с Римом, надеясь добиться таким путем полной политической самостоятельности. Однако, впоследствии римляне постепенно устанавливают контроль над Иудеей, не встреченный поначалу неприязненно народными массами из-за крайней жестокости Ирода I (ум. в 4 г. до н.э.). Жестокость этого правителя вошла даже в библейские сказания ( “избиение младенцев” ) и связывается с именем Иисуса Христа . Первые серьезные столкновения иудеев с римскими властями относятся ко времени наместничества Понтия Пилата (36 - 26 н.э.) и постепенно перерастает в Иудейскую войну I (66 - 73 н.э.) . В ходе этой войны в 70 г. н.э. был снова разрушен Иерусалимский Храм, что означало конец эпохи Второго Храма. В это время помимо канонизированного Письменного Закона - Торы - развивается так называемый Устный Закон , основанный на многовековой традиции толкования Священного Писания.

Постепенно, трактование Торы от священнического сословия переходит к “мудрецам”, происходившим из самых различных слоев еврейского общества, как в самом Израиле, так и в диаспоре. Важнейшим и наиболее своеобразным явлением религиозно-общественной жизни эпохи Второго Храма была синагога (молельный дом) , которая не только сыграла решающую роль в иудаизме, но и послужила образцом организации культа в христианстве и исламе. Синагога стала религиозным и общественным центром жизни еврейской общины как в Израиле, так и в странах расселения. Возникновение синагоги является радикальным переворотом в жизни еврейства и уникальным нововведением в истории религии: в отличие от Храма, богослужение в ней не велось священниками и левитами и культ жертвоприношения полностью отсутствовал. По этой причине синагога могла существовать в любых условиях и в самых незначительных по числу верующих общинах, будучи одновременно молитвенным домом, местом изучения Торы и центром общественной жизни. Место священников заняли законоучители-раввины. В рамках синагоги выработались новые формы богослужения, не отягощенные сложным и дорогостоящим ритуалом. Замена жертвоприношения молитвой и соблюдением многочисленных мицвот, ритуализирующим всю жизнь иудея, вплоть до самых прозаичных ее проявлений, позволила иудаизму пережить разрушение своего центрального святилища (разрушение Второго Храма). К этому периоду относится зарождение христианства -- ответвления иудейской религии, носящего интернациональный характер.

Период римско-византийского и арабского владычества Национальные и государственно-национальные Церкви прошлого допускали религиозный. Христианская церковь в качестве церкви исповедующей монотеистическую интернациональную религию не желало мириться с наличием других религий и, став государственной, жестоко преследовала их тем или иным способом. Не в последнюю очередь это проявилось в отношении Христианской церкви к Иудаизму и иудеям. В византийской империи император Юстиниан, запретил, как это неоднократно делали и до него, строительство новых синагог, принуждал евреев к переходу в христианство, но кроме того, запретил обсуждение в синагогах Устного Закона, празднование праздника Песах, если он выпадал на дату, предшествующую православной Пасхе, повелел читать в синагогах Библию на греческом языке вместо иврита. Все это находило отражение в иудейской религиозной лирике 5 -- 6 веков. Период римско-византийского владычества в Израиле (70 -- 638) закончился завоеванием Палестины арабами . Во времена арабского владычества (638 -- 1099) в иудаизме выделяется сектантское движение, получившее название секты караимов . Караимы отвергают, в отличии от сторонников традиционной религии -- раббанитов , чей либо авторитет в вопросах толкования Библии. Они считают, что задачей каждого иудея является постижение Библии только собственным разумением и велением совести. Основоположник этого религиозного учения Анан бен Давид говорил: “Старайтесь сами постигнуть учение и не полагайтесь на мое мнение”. Средние века В 12 -- 13 веках в ряде еврейских общин Германии появились небольшие группы, которые назывались современниками “ хасидим ” -- благочестивые . В их среде возникло особое религиозно-нравственное учение. Была издана “Книга благочестивых” , которая являлась наиболее популярным изложением идей хасидизма . Хасиды считали, что беззаветная любовь к богу должна стать плавильным горном, в котором все природные способности человека сливаются воедино. По мнению хасидов, в законах Торы заключено лишь то немногое, что каждый человек может постичь своим умом. От себя же они требовали исполнения трансцендентного “небесного Закона” , стоящего над законами Торы. В течение 13 века в среду иудейских диаспор Испании и Франции проникают новые веяния. Одним из таких новшеств стало быстро распространяющееся мистическое учение – каббала. Галаха Галаха содержит следы очень ранних, досинайских норм, встречающихся во многих местах Торы. Основные периоды развития Галахи: Ранний период . Тора была объявлена Письменным Законом между серединой 5 и началом 4 века до н.э. Основоположником устного толкования предписаний Торы считается Эзра исходя из Библейских рассказов о его деятельности. О ходе развития Г. того времени (до эпохи Хасмонеев -- семьи священников, в дальнейшем -- династии царей. Глава этой семьи поднял в 167 году до н.э. народное восстание, которое привело к созданию независимого Иудейского царства) мало известно. Вероятно, большую роль в этом процессе играл Великий Собор. Его представителям приписывается получение Закона от пророков и вручение его последующим законоучителям, а также введение самих понятий “Галаха” и “Аггада” и установление ряда религиозных обычаев. Сильный толчок развитию Галахи был дан в период упомянутых в Талмуде пяти пар законоучителей-дуумвиров. Период таннаев (около 1 -- 220 годов н.э.). Ранняя Галаха в этот период выкристаллизовывается в ряд передаваемых устно постановлений, принявших форму мишнайот -- кратких нормативных формулировок отдельных законов. Для деятельности таннаев характерно упорядочение и классификация накопившегося галахического материала. В этот период появляется мишна -- древнейшая часть Талмуда ; собрание устного закона, включающее мидраш (общее название сборников равиннистических толкований Библии), Галаху и Аггаду. В основе мишны лежат собрания халахот, имеющие различные источники и длительную историю.

32. Особенности культа иудаизма. Первая и древнейшая из монотеистических религий - иудаизм, религия древних евреев. Анализ библейских текстов и всей ветхозаветной традиции дает основание заключить, что в начале II тысячелетия до н. э. евреи верили в различных богов и духов и сравнительно легко включали в свой пантеон божеств других народов. Позже культ Яхве стал выходить на первое место, оттесняя других и оказываясь в центре внимания всего еврейского народа. Библейская легендарная традиция повествует о том, что при сыновьях Иакова все евреи оказались в долине Нила, где они были радушно встречены благоволившим к мудрому Иосифу фараоном. После смерти Иосифа и его братьев все двенадцать колен иудеев продолжали еще несколько веков жить в Египте, однако жизнь их с каждым поколением становилась все более тяжелой. С рождением Моисея (в колене Левия) еврейский народ обрел своего вождя, который сумел вступить в непосредственный контакт с Яхве и, следуя его советам, вывел евреев из «плена египетского» в «страну обетованную», т. е. в Палестину. Согласно библейским сказаниям, Моисей был первым еврейским законодателем, именно ему принадлежат знаменитые десять заповедей, начертанных на скрижалях по повелению Яхве. Моисей считается отцом иудейской религии, иногда даже называемой по его имени мозаизмом. Завоевав Палестину (Ханаан) и жестоко расправившись с ее оседлым населением, древние евреи осели в этой стране, перешли к земледельческому образу жизни и создали здесь свое государство. Иерусалимский храм с течением времени, стал не только центром, но и практически единственным местом, где совершались ритуалы и жертвоприношения в честь Яхве. Весь период древнееврейской истории до 586 г. до н. э., когда Иерусалим был завоеван Вавилонией, храм разрушен, а множество евреев во были уведены в плен в Вавилон, называется периодом Первого храма. После завоевания Вавилонии персидским царем Киром евреям в 538 г. до н. э. разрешили возвратиться в Иерусалим, а храм был отстроен заново. В период Второго храма еще резче и последовательнее, чем прежде, стал осуществляться очищенный от наслоений прошлого культ единого и всемогущего Яхве.

 

33. Особенности национальных религий.Характерной чертой национальных религий является то, что они распространяются только на территории своей страны и только среди граждан своей страны: например, индуизм в Индии среди индусов, синто в Японии среди японцев, конфуцианство и даосизм в Китае среди китайцев. Представителем той или иной национальной религии может стать лишь тот, кто принадлежит к этим нациям. Национальные религии отражают условия жизни народности, а затем и нации, их государства, глав этих государств. Их носителями являются в основном представители данного этноса. Этим религиям свойственна детальная ритуализация обыденного поведения людей (вплоть до организации приема пищи, соблюдения гигиенических правил и т.д.), специфическая обрядность, строгая система предписаний и запретов, отделяющих представителей данных религий и этносов от последователей других этно-религиозных общностей. Из ныне существующих к этому типу религий относятся индуизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм и др. Сравнивая все известные нам национальные религии и анализируя причины их жизнестойкости и непреходящей ценности для народов своих стран, можно выделить основные отличительные черты всех национальных религий: 1. Главным субъектом этих религий выступает этнос, нация, народ. 2. Четкие этические правила и нормы установлены для всех социальных слоев в форме земных обязанностей и условий благоденствия души в вечности. 3. Философия и культ ясны и понятны для масс, основаны на культе предков, рода и семьи.

33. Особенности национальных религий. Носителями народных и национальных религий являются в основном представители соответствующего этноса, хотя лица иной этнической принадлежности могут, при определенных условиях, стать их последователями. Этим религиям свойственно законничество - детальная ритуализация обыденного поведения людей в его традиционных формах (вплоть до регламентации приема пищи, соблюдения гигиенических правил, бытовых традиций и т.д.), специфическая обрядность, строгая система религиозных предписаний и запретов, отчуждение и отделение от других этно-религиозных общностей. Из ныне существующих религий к этому типу относятся иудаизм (Талмуд), индуизм (законы Ману), конфуцианство, сикхизм, синтоизм и др. Можно выделить национальные религии двух типов. Религии первого типа рассматривают национальную принадлежность и сопутствующую ей социальную организацию как существенный или даже определяющий аспект своей конфессии (в том числе и на доктринальном уровне). К этим религиям относятся иудаизм (вера в богоизбранность иудеев и замкнуто-общинный характер этой религии, смягчавшийся лишь в краткий период прозелитизма в эпоху раннего эллинизма и резко усилившийся в талмудический период), индуизм (в строгом смысле быть индуистом означает принадлежать к определенной варне и касте, т.е. родиться в Индии, в индийской семье) и синтоизм, ориентированный исключительно на Японию даже в своей «священной географии». Национальные религии второго типа не связаны так жестко с национальной принадлежностью и социальными институтами общества своего происхождения и теоретически при определенных условиях могли бы стать мировыми. Причины, не приведшие к этому, как правило, имеют субъективный характер: историческая обстановка в данное время и в данном месте, отсутствие миссионерской деятельности, конкуренция со стороны мировой религии. Для примера можно привести джайнизм, зороастризм и манихейство (последнее весьма успешно распространялось в III-- IV вв. в Римской империи, но не выдержало конкуренции с христианством). К таковым можно также отнести конфуцианство и даосизм.

34. Религиозный культ. Значительное место в любой религиозной системе занимает религиозный культ. Само слово "культ" (от лат. cultus - поклонение, почитание) говорит о том, что составляет содержание этого понятия. Под культом понимается религиозное почитание различных предметов, сверхъестественных существ, в форме обрядов, таинств, праздников, жертвоприношений и т. п. С их помощью, как полагают верующие, можно "вступить в контакт" с богом, "святыми" или иными сверxу естественными силами, умилостивить их, заручиться их поддержкой в земных делах. Все церкви придают большое значение обрядовой стороне. Даже порой выступая за упрощение обрядности (как, например, протестантские церкви), они не отказываются от нее, а продолжают использовать в качестве одного из эффективных средств влияния на верующих. Действительно, складывавшиеся в течение многих столетий ритуалы богослужений, обряды, таинства, сопровождаемые церковной музыкой, песнопениями, носят торжественный характер, оказывают сильное эмоциональное воздействие на людей. Именно поэтому церковь сопровождает различными обрядами всю жизнь человека от рождения его до смерти. Немало различий существует между обрядами разных религий. Но как бы ни отличался христианский культ от иудейского, а буддийский от мусульманского, обрядность в конечном счете служит одной цели - закреплению в сошании верующих религиозных представлений, укреплению веры во всемогущество сверхъестественных сил, облегчению восприятия людьми тех идей, которые внушают им религиозные проповедники. В этом основной смысл религиозного культа, который в немалой степени способствует сохранению религиозных пережитков в наши дни.

35. Особенности религиозного сознания. 1) тесный контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением;2) четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих.Религиозная вера, объединяет содержательную и функциональную стороны религиозного сознания. Вера – это особое психологическое состояние уверенности людей в достижении цели, в наступлении события, в их предполагаемом поведении, в истинности идей при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели. Религиозная вера – это вера в истинность религиозных догматов, текстов, представлений, в объективное существование существ, свойств, превращений, которые составляют предметное содержание религиозных образов; возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в религиозные авторитеты – отцов, учителей, святых, пророков, харизматиков, церковных иерархов, служителей культа и т. д.Структура религиозного сознания включает религиозную идеологию и религиозную психологию Религиозная идеология – это более или менее стройная система понятий, идей, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации. Религиозная идеология является результатом целенаправленной, систематизированной деятельности, находящей свое выражение в форме учений, фиксирующих основы религиозного миропонимания. Религиозная психология – совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих. Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии. Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенных причин: факторов, которые с точки зрения данной личности делают ее веру необходимой.

36. Ранние верования казахов.На территории современного Казахстана исторически сложилось так, что разные религии имели влияние: буддизм, христианство, позднее ислам о чем говорят различные памятники, в том числе археологические находки. Казах считал себя мусульманином, но соблюдал обряды не только ислама, но и доисламских религий. Самой ранней формой религии был шаманизм, тенгрианство. Шамана казахи называли баксы, который обладал способностью гипноза и обычно лечил больных ночью, при свете шам (светильника). От тюркского слова «шам» происходит и само название «шаман». При лечении шаман демонстрировал различные представления, вроде того, что может босиком стоять на раскаленном докрасна железном предмете, разжевывать саксаульный жар и т.д. У всех тюркских этносов шаманизм является самой древней формой религиозных верований. Шаман не только своеобразный лекарь, но и религиозный человек. Он во время своих представлений называет имена различных животных, считая их своими предками (тотемами) У казахов, издревле, часто употребляемым святым, божественным словом было кудай. Тюркоязычные народы еще до возникновения исламской религии Бога называли кудай.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Ответы к зачету по религиоведению

Распространение иудаизма в Казахстане... Распространение христианства в... Характерные особенности мусульманской...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исторические условия возникновения иудаизма.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ответы к зачету по религиоведению.
1.Библия: структура, основные персонажи и сюжеты. БИБЛИЯ (греч. biblos — книга; ta biblia — книги) — священная книга иудеев и христиан, главный источник христианского вероучени

Распространение буддизма в России.
40. Распространение ислама в Казахстане. Ислам в Казахстане — самая распространённая религия среди верующего населения Республики Казахстан. Направление — суннизм. Мазхаб (мусу

Распространение христианства в России.
44. Религия и культура.Религия - многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых явля

Современные мистические культы.
53. Современный буддизм. Неравномерность развития стран Азии привела к самым разнообразным формам участия буддийского духовенства в общественной жизни стран. Империалистическим

Характерные признаки мировых религий.
59. Христианство и культура. Все проявления человека в совокупности принято называть культурой, которая дробится на многие составляющие. Например, есть культура производства, к

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги