рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Индейские цивилизации

Индейские цивилизации - раздел Религия, Религии окраинных народов Америки Еще Задолго До Появления Европейских Завоевателей-Конкистадоров У Народов Южн...

Еще задолго до появления европейских завоевателей-конкистадоров у народов Южной и Центральной Америки возникли свои цивилизации и государства с развитой религиозной системой. Но в ходе испанской колонизации самобытная культура индейских племен была разрушена. До наших дней сохранились только некоторые археологические памятники и немногочисленные религиозные тексты. О верованиях народов доколумбовой Америки упоминается у испанских авторов. Свидетельства эти весьма неполные, но их значение трудно переоценить.
До появления европейцев в Центральной и Южной Америке существовали четыре крупных, независимых друг от друга культурных центра. Имеются в виду земледельческое население Центральной Мексики — ацтеки, жители нынешней Колумбии (племена муиска, или чибча), народы Перу во главе с племенем инков и культура майя в современных Мексике, Гондурасе и Гватемале. При всем различии, религиозные верования в этих четырех центрах характеризовались общим явлением — сочетанием древних земледельческих культов и сложных религиозных систем, созданных народами-завоевателями.
Государство ацтеков образовалось на территории современной Мексики. Сами ацтеки были пришлым народом, покорившим местные земледельческие племена, не терявшие, впрочем, надежды избавиться от зависимости. Впоследствии враждой между индейцами умело воспользовались испанцы. Их предводителю Э. Кортесу удалось захватить в плен правителя ацтеков Монтесуму и привлечь на свою сторону некоторые порабощенные племена, что облегчило европейцам захват Мексики.
Общественный строй ацтекского государства был довольно сложным. Существовали различные социальные и национальные группы: бесправные рабы, зависимые племена, свободные общинники, аристократия. Совершенно особое сословие составляли жрецы, полностью сосредоточившиеся на отправлении религиозных обрядов и занятиях наукой. Достойна упоминания очень развитая астрономия ацтеков. Они разделяли год на 365 дней, кроме того у ацтеков существовал цикл в 52 года, начало которого сопровождалось религиозными церемониями. Но древние мексиканцы знали также гораздо большие периоды в несколько тысячелетий, находившиеся в связи с мифами о великих мировых катастрофах. Таких эпох, или веков, насчитывалось пять. Первый век, когда жили великаны, завершился голодом или землетрясением; во второй раз земная жизнь была уничтожена огнем; веку воздуха положили конец сильные ураганы; четвертым был век воды, закончившийся великим потопом. Наконец, во время испанского завоевания ацтеки жили в пятом мировом веке.
У жречества существовала строгая иерархия, высшие должности могли получить только представители знатнейших семей. Жрецы проходили специальную подготовку и подчинялись жесткой дисциплине, придерживаясь целой системы ограничений. Центрами культа являлись храмы. Как правило, их сооружали в виде ступенчатых пирамид — теокалли. Особенно пышные святилища были расположены в Теночтитлане — столице ацтеков. О том, насколько были поражены их великолепием европейцы, можно судить по такому отрывку из донесения испанского конкистадора Э. Кортеса:
«...В этом огромном городе много великолепно построенных языческих храмов. В храмах обычно живут жрецы, а в очень красивых святилищах установлены изображения божеств... Для описания великолепия и деталей главного святилища города человеческий язык слаб... Внутри вдоль стены тянутся комнаты, залы, коридоры, удобно обставленные помещения, где живут жрецы. В здании сорок хорошо построенных башен, на самую высокую ведет лестница из пятидесяти ступеней. Храм богато украшен; работа каменщиков и плотников так хороша, что лучше ее нет в целом свете. Стены расписаны изображениями чудовищ и идолов. В трех самых больших залах храма установлены искусно изваянные скульптуры, поражающие своими размерами. Самый большой, самый почитаемый идол покрыт кровью жертв...»*
У ацтеков существовал достаточно многочисленный пантеон богов. Большое значение имели боги, связанные с земледелием, например, Тлалок, бог дождя, Сиптеотлъ, олицетворение главной зерновой культуры — кукурузы, и другие. Но главными богами были Кецалъкоатль, Тескатлипока и Уицилопочтли. Первый имел своим символом крылатую змею, второй — блестящее зеркало, а третий — колибри. Кецалькоатль был богом толтеков; по всей видимости, ацтеки заимствовали его у более раннего населения Мексики. В образе Кецалькоатля воплощались черты мифического культурного героя с явными чертами тотемизма, о котором свидетельствует образ змеи.
С другой стороны, в его божественном характере нет сомнения. Он — культурный бог, принесший людям начала цивилизации и нравственности, кроткий бог, который не любит человеческих жертв. Его представляли в почтенном образе белого старца с длинной бородой. С его царствованием связано представление озолотом веке, когда господствовали мир и благополучие. Легенда гласила, что Кецалькоатль исчез и спит в своем храме в Чолуле, ожидая пробуждения. По другой версии, он ушел за море, откуда должен снова возвратиться. Прибытие испанцев было воспринято мексиканцами как возвращение Кецалькоатля, жрецы которого тоже сначала благосклонно относились к завоевателям, тогда как жрецы ацтекских богов старались поднять народ на борьбу против захватчиков.
Олицетворением жгучего солнца у ацтеков выступал бог Тескатлипока. Это было жестокое божество, почитание которого требовало человеческих жертв, хотя в культе он занимал видное положение и преимущественно к нему обращались в молитвах. Он являлся главным творцом мира, и с ним связывалась большая частькосмогонических мифов. Кроме этого Тескатлипоку считали богом, наблюдающим за человеческими действиями и поступками, способным видеть скрытое.
Еще одним богом ацтеков был Уицилопочтли. В ацтекской мифологии он представлялся умирающим и снова воскресающим. Кроме того, он — воинственный бог, ведший племя ацтеков в его странствованиях и помогавший ему в завоевании страны. Преимущественно ему предназначались кровавые человеческие жертвы, хотя они приносились также и Тескатлипоке, и даже Кецалькоатлю, культ которого сначала не допускал их. О множестве человеческих жертв свидетельствовали пирамиды голов, виденные испанцами в Мехико (Теночтитлане) при входе в святилище. В роли жертв выступали как пленники, так и знатные ацтекские юноши, которые избирались заранее и представляли собой воплощение самого бога.

В истории мексиканской религии следует упомянуть о личности великого вождя Нецауалькойотля, жившего в XV в. После того как он был лишен своих наследственных прав и долго скитался, ему удалось наконец достичь отеческого престола. Он царствовал чрезвычайно мудро и счастливо и проявил себя в качестве религиозного реформатора, так как воздвиг теокалли «невидимому мировому богу», в котором приносились только бескровные жертвы.
К югу от ацтеков, на полуострове Юкатан, находилось государство индейцев майя. О его религии и культуре известно меньше, так как его упадок начался еще до прихода европейцев, а вторжение испанцев лишь довершило дело.
Главную роль в пантеоне майя играл бог неба Итцампа, имевший одновременно и черты культурного героя — создателя знаний и письменности. Почитался у майя и уже известный по религии ацтеков толтекский бог Кецалькоатль. Здесь его называли Кукулькан, что в переводе означало, как и у ацтеков, «пернатый змей». Легенды майя рассказывали о его прибытии на Юкатан вместе со своими сторонниками. Это можно истолковать и как иностранное завоевание, и как введение культа Кецалькоатля. Почитался у майя и бог ветра Хуракан, сыгравший важную роль в создании мира.
Мифология майя известна нам из разных источников. Наиболее ценным из них является «Пополь-Вух» — в переводе «книга народа» — собрание местных преданий, изданное на местном языке киче, но латинскими буквами. В нем содержатся космогонические мифы, легенды о создании человека и прочее. Другой памятник литературы майя — «Чилам-Балам» — повествует о различных периодах развития мира и о великих природных катаклизмах, в том числе ивсемирном потопе.
Центрами цивилизации майя были города: Чичен-Ица, Паленке, Майяпан. В них строились многочисленные храмы. Святилища майя имели форму ступенчатых пирамид. Богам приносились жертвы, нередко и человеческие, но у жителей Юкатана они не играли такой роли, как в кровавых ритуалах ацтеков. Жрецы майя проводили регулярные астрономические наблюдения за Солнцем, Луной и планетами и разработали календарную систему, более точную, чем юлианский календарь в странах христианской Европы.
Еще одним центром индейской цивилизации стало Перу. Древнейшие государства здесь сложились возле озера Титикака. Но позже, согласно источникам, около 1200 г. господство перешло к племени инков, живших в районе Куско. Инки принадлежали к народу кечуа, основателем их государства считался легендарный правитель Манко Капак. В начале XVI в. в состав инкской империи входили территории нынешних Перу и Боливии, а также некоторые области Эквадора и Чили.
Инки поклонялись солнцу, дающему урожай, жизнь и благословение. Именно божеству Солнца был посвящен главный храм государства в Куско. Правитель страны — верховный инка — считался сыном Солнца и главным жрецом. Первыми принесшими людям культуру были дети Солнца — Манко Капак и ОэллоУака; они были прародителями рода инков. Вот как рассказывает об этом инкская легенда:
«В давние времена жалкий удел ждал людей на земле: они боялись стихии, находили удовольствие в войнах и устраивали пиры, лакомясь мясом убитых пленников. Однажды Солнце, мать рода человеческого, сжалилось над ними. Оно послало к ним своих детей Манко Канака и Озлло Уаку, брата и сестру, мужа и жену, чтобы они собрали людей и научили их совместной жизни... Они принесли с собой золотую палку с острым концом и там, где острие палки легко входило в землю, намечали места поселений, ибо земля здесь была плодородная. В долине Куско золотая палка так глубоко вошла в землю, что затонула в ней навеки. Дети Солнца поселились здесь и с любовью управляли людьми. Манко Капак обучил мужчин земледелию, а Оэлло Уака приучила женщин прясть и ткать. Люди отовсюду стекались к ним и основали город Куско»**.
Введенный инками государственный культ представлял собой попытку упорядочить и объединить культы различных божеств, придав им организованные формы. Наряду с Солнцем почитались также другие боги: местное божествоВиракоча, Пачакамак и его супруга Пачамама, покровители дождя, моря и грозы.
Богослужение было так же подробно организовано, но имело гораздо менее кровавый характер, чем в Мексике. Главное различие состояло в религиозном положении правителей: в Теночтитлане (Мексика) правитель округа этого города был только первым среди равных, более или менее независимых от него, вождей, между тем как в Перу верховный инка, сын Солнца, обладал неограниченной светской и духовной властью и сам признавался за бога; ему воздавались божеские почести. Некоторые из дочерей царского рода жили в качестве дев Солнца в монастырском уединении. В их обязанности входило поддержание порядка в святилищах, хранение священного огня, изготовление парадных занавесей и ковров для жрецов, храмов и двора правителя.

В верованиях инков важную роль играла загробная жизнь, о чем свидетельствуют погребальные обряды их знати. Тела правителей и вельмож высушивали, мумифицировали, придавали им положение, подобное положению эмбриона в теле матери, герметически заворачивали в несколько слоев плотной хлопковой ткани — почти так же создавались египетские мумии. При захоронении рядом с усопшим клали драгоценности и предметы обихода, а некоторое время у инков существовал обычай умерщвлять и хоронить вдову и слуг покойного вместе с ним. Существовала и практика человеческих жертвоприношений в честь восшествия на престол нового правителя либо перед началом войны.
Наряду с государственным, официальным, культом в державе инков сохранялись и древние верования. Из сочинения историка XVII в. Гарсиласо де ла Веги, происходившего по женской линии от инков, можно узнать, что в каждой местности почитался свой бог в образе дерева, животного или камня. Это явственно указывает на наличие пережитков тотемизма. Есть сведения о почитании духов предков — уака. Интересно, что среди инков были, по-видимому, просвещенные люди, которые довольно скептически
воспринимали государственный культ солнца. Так, один из правителей XV столетия утверждал, что так как солнце всегда ходит по одному и тому же пути, то этим доказывается, что оно в действительности несвободно. А значит выше «нашего отца, Солнца», должен быть еще некто более высокий, заставляющий его нести свою службу. Подобным же образом, вероятно, рассуждали и некоторые другие, но это не оказывало решающего влияния ни на религию, ни на устройство государства.
Наконец, четвертый центр индейской цивилизации находился на территории современной Колумбии. Здесь, в районе нынешней столицы государства, Боготы, проживали племена чибча, или муисков. В религии этого народа важную роль играл бог-покровитель войны и обряды, связанные с войной. Тела наиболее выдающихся воинов после смерти мумифицировались и во время сражений вносились в самый разгар битвы. Они поднимали дух соплеменников, считавших, что они продолжают сражаться на стороне своего народа. Еще одной заметной фигурой в религии чибча был культурный герой Бочик, походивший на ацтекского Кецалькоатля. Его описывали стариком с длинной белой бородой. В мифах чибча Бочик являлся богом солнца, который обучил людей всем искусствам и ремеслам.
Главным центром культа у чибча-муисков было священное озеро Гуатавита, расположенное вблизи Боготы. В праздничные дни его водам приносили жертвы золотом и изумрудами. Правитель племени, собрав эти драгоценности, выплывал на лодке на середину озера и бросал жертву в воду.

С озером Гуатавита был связан и еще один интересный обряд.
Новый вождь племени, вступая в должность, покрывал свое тело золотой пылью, которую затем необходимо было смыть в водах священного озера. Этот обычай мог послужить основой для легенд о стране сказочных богатств — Эльдорадо, что в переводе с испанского означает «позолоченный человек». В надежде отыскать волшебную страну тысячи искателей приключений и богатства ринулись в Новый Свет, неся гибель коренному населению Америки.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религии окраинных народов Америки

На сайте allrefs.net читайте: Религии окраинных народов Америки.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Индейские цивилизации

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религии окраинных народов Америки
К окраинным народам относятся живущие в арктических областях эскимосы и коренные жители Огненной Земли — яганы, она и алакалуфы. Эскимосы, населяющие полярные области Северной Америки, от Аля

Религии индейского населения Северной и Южной Америки
Ко времени появления европейских колонизаторов большинство североамериканских индейцев уже перешли к оседлому земледельческому хозяйству при сохранении важной роли ремесла и охоты. У индейцев сущес

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги