Русская православная церковь

Ру́сская Правосла́вная Це́рковь[6] (аббревиатура — РПЦ; другое официальное наименование — Моско́вский Патриарха́т, кратко МП[7]) — автокефальная поместная православная Церковь.

 

Занимает пятое место в диптихе автокефальных поместных Церквей мира.

 

Рассматривает себя и признана другими поместными церквами в качестве единственной канонически легитимной православной административно независимой церкви на территории бывшего Советского Союза, исключая Грузию[8][9] (в границах Грузинской ССР[10]) и Армению[8], и считает себя единственно законным преемником Поместной Российской Православной Церкви, Православной Российской Церкви и Киевской митрополии в составе Константинопольского Патриархата. Крупнейшее религиозное объединение в России, на Украине (по числу приходов), в Белоруссии, Молдавии.

 

Название Русская православная церковь применялось издавна[11], но было принято как официальное лишь осенью 1943 года. При этом РПЦ не получила статуса юридического лица, который был получен в полном объёме на территории РСФСР 30 мая 1991 года на основании Закона СССР от 1 октября 1990 года «О свободе совести и религиозных организациях» при регистрации Министерством юстиции РСФСР Гражданского устава Русской Православной Церкви[12]. Канонические подразделения, находящиеся на территории иных, нежели Российская Федерация, государств, могут быть зарегистрированы в качестве самостоятельных юридических лиц под иными названиями в соответствии с действующим в каждой стране законодательством.

 

Правовым основанием своего устройства и деятельности полагает Божественные заповеди, содержащиеся в Священном Писании, а также Священное Предание. Последнее включает в себя каноны, авторизованные Церковью богослужебные тексты, творения святых отцов, жития Святых, а также обычаи Церкви. Исповедует Никео-Цареградский Символ веры.

 

Русская православная церковь связывает своё возникновение с Крещением Руси, когда была создана Киевская митрополия Константинопольского патриархата как институт признанный и поддерживаемый киевским князем. Статус автокефалии имеет де-факто с 1448 года, когда Московский поместный собор осудил Флорентийскую унию и поставил на Русскую митрополию Рязанского епископа Иону без предварительных согласований с Константинополем.

 

С 1448 по 1589 год Московская Церковь управлялась фактически независимыми митрополитами всея Руси[13]. Начиная с царствования Иоанна III, в Московском государстве появилась идеология, согласно которой, вследствие политического падения Византии, единственным оплотом вселенского православия становилась Москва, которая получала достоинство Третьего Рима. В несколько модифицированном виде эта идея была формально закреплена в Уложенной Грамоте 1589 года от имени Вселенского Патрирха Иеремии II. В 1589—1593 годах Московские митрополиты получили достоинство Патриархов и формальное признание автокефалии от восточных патриархов.

 

В ноябре 1686 года была ликвидирована автономия Киевской митрополии в юрисдикции Константинопольского Престола, а «в 1687 Патриарх константинопольский Дионисий с согласия других Восточных Патриархов прислал грамоту, утверждающую задним числом постановление митрополита Гедеона (Четвертинского) во главе Киевской митрополии, который был выбран на киевскую кафедру с нарушением канонов. Киевскую митрополию присоединили к Московскому Патриархату, де-факто только Киевская и Черниговская епархии. <…> Его преемники канонически подчинялись Московской Патриархии»[14] [15] были переподчинены Московскому Патриарху. Вселенские Патриархи впоследствии неоднократно заявляли о нарушении канонического порядка в 1685-1686 годах, однако томос 1686 года никогда официально не отменялся[15].

 

По смерти Патриарха Адриана в 1700 году Пётр I воспретил избрание нового патриарха и по прошествии 20 лет учредил Духовную Коллегию, вскоре переименованную в Святейший Синод, который, являясь государственным органом, исполнял функции общецерковного управления с 1721 по январь 1918 года, — с императором (до 2 марта 1917 года) в качестве «крайнего Судии сей Коллегии». В этот «синодальный» период властные учреждения Церкви (например, Синод с его канцелярией) частично рассматривались как учреждения государственного управления[16].

 

[править] В годы Советской власти

 

См. также: Религия в СССР

 

Патриаршество в Православной российской церкви было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917; первым патриархом в послесинодальный период был избран святитель Тихон (Беллавин), митрополит Московский.

 

Вскоре после октябрьской революции 1917 года Православная церковь была отделена от государства, в 1918 году на территории, контролируемой большевиками, прекратилось финансирование духовенства и религиозного образования из казны[17]; Церковь пережила ряд инспирированных властями расколов (Обновленческий, Григорианский и др.) и период гонений (см. в статье Религия в СССР). После смерти Патриарха Тихона в 1925 году, власти не позволили проведение собора для избрания его преемника; патриаршим местоблюстителем стал митрополит Петр (Полянский), вскоре репрессированный.

 

Митрополиту Петру наследовал митрополит Сергий (Страгородский) (в период декабрь 1925 — 27 декабря 1936 года именовался Заместителем Патриаршего Местоблюстителя). В 1927 году митрополит Сергий издал Послание (известное как «Декларация»), в котором признал Советский Союз гражданской родиной, призвал членов Церкви к гражданской лояльности Советский власти, а также потребовал от заграничного духовенства полной политической лояльности к Советскому правительству[18]. Послание привело к протестам и отказу подчинения ему со стороны ряда групп внутри Патриаршей Церкви и к образованию иных «староцерковных» организаций, не признающих законность церковной власти Заместителя Местоблюстителя (см. статьи Иосифляне (XX век), катакомбная церковь), а также к «прекращению сношений»[19] с Патриархией большинства русских епископов в эмиграции.

 

Патриарх Тихон

По некоторым сведениям, в первые пять лет после большевистской революции было казнено 28 епископов и 1200 священников[20].

 

Основной мишенью антирелигиозной партийно-государственной кампании 1920-х и 1930-х годов была Патриаршая церковь, имевшая наибольшее число последователей. Почти весь её епископат, значительная часть священников и активных мирян, были расстреляны или сосланы в концлагеря; богословские школы и иные формы религиозного обучения, кроме частного, были запрещены. Основным инструментом проведения партийной политики в отношении Патриархии было 6-е отделение ОГПУ, возглавляемое Евгением Тучковым, который проводил политику разъединения и подчинения органам ОГПУ епископата и иных лиц духовенства и мирян.

 

В 1943 году произошло изменение государственной линии в отношении Патриаршей церкви, которой было отдано однозначное предпочтение перед обновленческими структурами, ранее, в 1922 году, признанными государственными органами как «Православная Российская Церковь» (обновленчество полностью распалось в 1946 году)[21]; Московская Патриархия была признана как единственная законная православная Церковь в СССР (без Грузии) всеми прочими поместными православными Церквами.

 

8 сентября 1943 года Собор епископов избрал митрополита Сергия (Страгородского) на Патриарший престол; было открыто несколько богословских школ (впоследствии семинарий и академий); тысячи храмов, открытых на территории, занятой германской армией, оставались открытыми после восстановления на территории советского контроля. С 1947 года, на идеологическом и пропагандистском уровне, началось некоторое ужесточение антирелигиозной политики, которое распространялось также и на РПЦ.

 

Новая волна антирелигиозной и антицерковной политики была инициирована в период между 1959 и 1964 годом, во время нахождения во главе СССР Н. С. Хрущева; жёсткая линия сохранялась и впоследствии. Ряд мирян и клириков в тот период участвовали в диссидентском движении, признавались впоследствии «узниками совести». Священник Глеб Якунин, Сергий Желудков и другие отбывали заключение в советских тюрьмах и в ссылке, защищая свободу вероисповедания.[22] Среди заметных фигур того времени были священники Дмитрий Дудко[23] и Александр Мень. Хотя последний сторонился практической работы в диссидентском движении и пытался больше сосредоточиваться на своём призвании пастыря и проповедника, имелась определенная связь между Александром Менем и другими диссидентами.

 

Церковь в СССР находилась под усиленным контролем со стороны спецслужб. Константин Харчев, председатель Совета по делам религий СССР (1984—1989), впоследствии объяснял: «Ни один кандидат на должность епископа или другую высокую должность, будь то член Священного Синода, не получал её без одобрения ЦК КПСС и КГБ».[24] Профессор Натаниэль Дэвис обращает внимание на следующее: «Если епископы хотели защитить своих людей и сохранить должность, они должны были сотрудничать в какой-то степени с КГБ, с комиссарами Совета по делам религий, и с другими партийными и правительственными властями».[25] Патриарх Алексий II, признавался, что епископы шли на компромиссы с советским правительством, включая его самого, и публично раскаивался в содеянных компромиссах[26]

 

К 1987 году число функционирующих церквей в СССР упало до 6893, а число функционирующих монастырей до всего лишь 15, из которых в двух (в Литве и Белоруссии) имелись 2 монашеские общины, мужская и женская. Кроме того, 2 монастыря находились за пределами СССР — в Святой Земле и на Афоне. В 1987 году в РСФСР, между 40 % и 50 % новорожденных (в зависимости от региона) были крещены и более 60 % умерших были похоронены по «христианскому обычаю» (благодаря получившему самое широкое распространение «заочному отпеванию»).

 

Начиная с 1987 года, в рамках проводимой при Михаиле Горбачеве политики гласности и перестройки, начался постепенный процесс передачи в пользование Патриархии, епархий и общин верующих зданий и имущества, ранее находившихся в церковном ведении; происходила либерализация режима контроля над религиозной жизнью и ограничения деятельности религиозных объединений. Важной вехой явился 1988 год — год празднования тысячелетия Крещения Руси, проведения юбилейного поместного собора РПЦ. Был снят запрет на освещение религиозной жизни в СССР по телевидению: впервые в истории Советского Союза люди смогли видеть прямые трансляции богослужений по телевизору.

 

[править] Новейшая история

 

Основные статьи: Русская церковь в патриаршество Алексия II, Русская церковь в патриаршество Кирилла

 

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подчеркивал особую роль Церкви как крупнейшего и наиболее авторитетного общественного института современной России[