рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Буддизм

Буддизм - раздел Религия, Религиоведение Будди́зм (Санскр. बुद्ध धर...

Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого»[1]) — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

 

Сами последователи этого учения называли его словом «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке[2]. В настоящее время некоторые исследователи и буддийские деятели определяют буддизм как «науку о сознании»[3][4][5].

 

Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований»[2].

 

Основы Учения

 

Статуя Сиддхартхи Гаутамы в Бодх-Гае, Индия. Бодх-Гая традиционно считают местом его просветления[6]

После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются их собственные действия и прекратить страдания, достичь нирваны, можно практикой самоограничения и медитацией. Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека.

 

За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие — на благие деяния, третьи — на поклонение Будде. Различия в идеях и правилах в разных буддийских школах вынуждают «признать „буддизмом“ любое учение, считавшееся буддийским самой традицией»[7]. Но все они, как отмечает Е. А. Торчинов, базируются на следующих доктринах[7]:

Четыре Благородные Истины,

учение о причинно-зависимом происхождении и карме,

доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»),

доктрина кшаникавады (учение о мгновенности),

буддийская космология.

 

Последователи буддийского учения полагают, что эти принципы указал сам Будда, однако трактовки доктрин в разных школах могут сильно отличаться. Так последователи тхеравады считают данные доктрины окончательными, а последователи махаяны указывают на их условность и считают их промежуточным этапом в познании учения[8]. Доктор философских наук В. Г. Лысенко выделяет другой список основных элементов учения, которые являются общими для всех школ[9]:

история жизни Шакьямуни,

признание кармы и перерождений (сансара),

Четыре благородные истины и Восьмеричный путь,

доктрины анатмавады и взаимозависимого происхождения.

 

Трактовка данного списка элементов в разных школах также неоднозначна. Так в отдельных текстах махаяны данные элементы характеризуются лишь в качестве искусных средств для привлечения внимания к буддизму «людей с обычными духовными возможностями»[9].

 

Стать последователем учения возможно через принятие «прибежища», под которым понимают три драгоценности[10]:

Будду (под буддой понимают любого будду или просветлённого, включая Будду Шакьямуни);

Дхарму (учение Будды, включающее в себя как опыт таковости «так как оно есть», так и методы, ведущие к данному опыту, различные для разных людей[11]);

Сангху (буддийское сообщество).

 

Не все буддийские наставники однозначно трактовали принятие прибежища. Например, шестой чаньский патриарх Хуэйнэн рекомендовал: «Советую тем, кто понимает, найти прибежище в тройной драгоценности собственной природы»[12].

 

После принятия прибежища мирянину также рекомендовалось соблюдать пять буддийских заповедей[13].

 

[править] Течения буддизма

 

Традиционно буддизм делят на Хинаяну («малую колесницу») и Махаяну («великую колесницу»). Хинаяна также делится на колесницу шравак и колесницу пратьекабудд, образуя таким образом Три колесницы. Также три колесницы можно образовать и при другой классификации, когда хинаяна считается единой колесницей, а из махаяны выделяется алмазная колесница «Ваджраяны» (или тантрический буддизм).

 

Современный буддизм также делят на Махаяну («великую колесницу»), к которой относятся тибетские и дальневосточные школы, и Тхераваду («учение старейших») — единственную сохранившуюся школу Никаи (англ.)русск. раннего буддизма. Причина обновлённого разделения состоит в том, что термин «хинаяна» из-за оскорбительного характера не применяется к тхераваде некоторыми исследователями[14], а также теми последователями буддизма, представители которых прибыли на шестой буддийский собор, проводившийся в середине XX века, и заключили соглашение о неприменении термина для тхеравады[15].

 

Подробная схема школ и ответвлений буддизма собрана в разделе «Школы буддизма».

 

Буддизм, распространенный среди некоторой части мирян и значительно отличающийся от буддизма, проповедуемого в монашеской среде, присутствием различных суеверий и добуддийских местных верований носит название простонародного или вульгарного.

 

[править] Хинаяна

 

Хинаяна (санскр. हीनयान, hīnayāna, буквально «Малая колесница») — колесница последователи которой стремятся к личному освобождению. Называется «малой колесницей», поскольку способна привести к освобождению только самого последователя. Название было введено махаянскими школами для обозначения всех немахаянских направлений буддизма[16] и применялось в исторической полемике с ныне не существующими школами раннего буддизма с целью объяснения понятия бодхичитты.

 

Хинаяна разделяется на колесницы шравак (слушателей) и пратьекабудд, достигающих нирваны без поддержки сангхи[17]. Содержала в себе, согласно современным исследованиям, от 23 до 26 школ, включая сохранившуюся школу тхеравады[18].

 

Хинаяна опирается на Палийский канон[19], а также на более поздний текст буддийского философа Васубандху «Абхидхармакоша»[20]. Достичь нирваны, согласно хинаяне и тхераваде[21], могут только буддийские монахи[14][22]. Миряне же должны улучшать свою карму путём совершения хороших действий с тем, чтобы в одной из следующих жизней стать монахом[23].

 

[править] Махаяна

 

Главными «опорами» махаянской традиции являются праджня (интуитивная мудрость) и каруна или сострадание[24][25]. С помощью каруны и искусных средств или упай[25] реализуется учение о бодхичитте, подразумевающее стремление к собственному пробуждению «на благо всех живых существ»[26]. Спасение всех без исключения живых существ подразумевает безграничную любовь и сострадание к ним или махакаруну, что воплощается в бодхисаттве — существе, который дал обет отказаться от индивидуального достижения нирваны до тех пор, пока он не поможет всем существам освободиться от страданий[27]. Бодхисаттва идёт путём шести парамит, особое место среди которых занимает праджня-парамита[28]. Сутры праджняпарамиты, описывающие последнюю «запредельную мудрость», указывают на пустоту и бессущностность всех явлений реальности или дхарм[29]. Весь существующий мир, согласно праджняпарамите, является Дхармой или буддовостью, а то, что «человек различает в нём, и многое другое является иллюзией (майей)»[30].

 

Целью махаянских школ, в отличие от школ хинаяны, является не достижение нирваны, а полное и окончательное просветление (аннутара самьяк самбодхи). Нирвану хинаяны последователи махаяны считают промежуточным этапом, указывая, что даже уничтожив клеши или омрачения сознания, остаются «препятствия гносеологического характера (джнея аварана)», под которыми понимается «неправильное знание». Таким образом, полностью пробуждённый самьяк самбуддха переживает состояние «много выше нирваны хинаянского архата»[31].

 

Основной религиозной практикой махаянских школ считается медитация, почитанию различных будд и бодхисаттв в махаяне отводится второстепенная роль[32].

 

Для махаянских школ Будда считается не просто исторической личностью, а «истинной природой всех дхарм»[31]. Природа Будды, согласно махаяне, это также «истинная природа всех феноменов» или дхарм. Исходя из этого вывода, махаянские школы указывают на абсолютную тождественность сансары и нирваны, которые являются, согласно учению, лишь разными аспектами друг друга. Также из того, что «все дхармы суть дхармы Будды», последователи махаяны делают вывод о том, что любое существо является буддой, но «только не пробудилось к пониманию этого»[33].

 

Ещё одним отличием махаяны от хинаяны стало меньшее значение монашества. Последователю в махаяне необязательно постригаться в монахи, чтобы реализовать свою природу Будды. Некоторые тексты также указывают, что ряд мирян обрели «более высокие уровни духовного постижения, чем большинство монахов»[34].

 

Последователи махаяны также проявляли большую гибкость и адаптируемость, используя разнообразные искусные средства, но не меняя при этом основы своего учения, и гораздо большее стремление проповедовать в других странах по сравнению с хинаяной. По этим причинам именно махаянская традиция трансформировала буддизм из региональной религии в мировую[35].

 

Одним из способов деления махаяны является её деление на тибето-монгольскую махаяну, главными в которой считаются тексты на тибетском языке и дальневосточную махаяну, опирающуюся по большей части на тексты на китайском языке[36].

 

Махаяна также подразделяется на «школы трактатов», основывающиеся на шастрах и уделяющие повышенное внимание философии, «школы сутр» и «школы дхьяны» или школы созерцания[37].

 

Основные философские направления махаяны или школы трактатов[38]:

Йогачара — школа дхармовых признаков, связываемая с виджнянавадой или концепцией сознания[39],

Мадхъямика — школа трёх трактатов, связываемая с сутрами праджняпарамиты[40].

 

Основные школы сутр[38]:

Тяньтай/Тэндай и Нитирэн,

Хуаянь/Кэгон.

 

Основные школы дхьяны[41]:

Чань/Дзэн/Сон/Тхиен — эти школы являются ключевыми для данной группы. «С известными оговорками» Е. А. Торчинов в данную группу также включает[41]:

Амидаизм,

«Школу мантр» или «тайного учения» (буддизм тантры или ваджраяна, которую часто выделяют в отдельную колесницу).

 

[править] Ваджраяна

 

Ваджраяна является тантрическим направлением буддизма, образовавшимся внутри махаяны в V веке нашей эры. Практика в системе ваджраяны предполагает получение специальной абхишеки и сопутствующих ей наставлений от достигшего реализации учителя. Главным средством достижения просветления в ваджраяне считается тайная мантра. Другими методами являются йогическая медитация, визуализации образов медитативных божеств, мудры и почитание гуру.

 

Ваджраяна распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии. Из Тибета пришла в Монголию, оттуда — в Бурятию, Туву и Калмыкию.

 

Основные школы:

Тибетские школы Ньингма

Сакья

Кагью

Джонанг

Гэлуг

 

Сингон (японская школа)

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религиоведение

Структура религии и ее элементы Основными элементами действующими в... Новые религиозные движения в веке... Не нашел...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Буддизм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Структура религии и ее элементы
  Основными элементами, действующими в религиозной сфере, являются субъекты - носители религиозности. Это могут быть личности, группы, классы, нации, государства, этносы. Религиозные

Религия и культура
  КУЛЬТУРА и РЕЛИГИЯ — проблема соотношения двух сторон деятельности человечества.   КУЛЬТУРА в широком значении этого понятия может быть определена как динамич

Атеизм и его типы
  Атеи́зм (др.-греч. ἄθεος — «отрицание богов»[1], «безбожие»; от ἀ — «без» + θεός — «бог») в широком смысле — отрицание веры

Религия, философия и наука. Религия и мораль. Религия и культура
Религия (От лат. Religio- благочестие, набожность, святыня) - мировосприятие, одушевленное верой в Бога. Это не только вера или совокупность взглядов. Религия - это также чувство связанности, завис

Функции религии
  Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом. Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также св

Индуизм
Индуи́зм — одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций[1] и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Историчес

Иудаизм
Иудаи́зм, иуде́йство (др.-греч. Ἰουδαϊσμός), «иудейская религия» (от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем,

Чань-буддизм и дзен-буддизм
Чань-буддизм, чань (кит. 禪) — это школа китайского буддизма, сложившаяся в период V—VI веков в процессе соединения махаянского буддизма с традиционными учениями Китая[1]. Учение распространи

Ламаизм
Ламаизм - одна из разновидностей буддизма, утвердился в Тибете вследствие проникновения Махаяны и тантризма и объединения их с религией тибетцев бон-по (разновидность шаманизма).  

Этика и право ислама
  Шариат («прямой, правильный путь») — многозначный термин: свод Божественных повелений и запретов; Божественный Закон, основанный на аятах Корана и Сунне; религиозные предписания, от

Суннизм и шиизм
Первоначально ислам представлял собой единое и цельное учение, не знавшее фракций и сект. Первый раскол в исламе произошел в конце правления халифа Османа, когда группа сторонников Али — шиитов ста

Христианство
  Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Хр

Вероучения христианства
Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в моно

Христианский культ
  Основу христианского культа составляют семь главных обрядов — таинств. Таинствами эти культовые действия называются богословами потому, что в них «под видимым образом передается вер

Православие
  Основу православного вероучения составляет Никеоцарьградский символ веры, утвержденный на первых двух Вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 членах (параграфах) этого символа веры сф

Католичество
На протяжении двух тысячелетий обрядность в Риме претерпевала изменения, и в итоге латинский обряд приобрел свою специфику. Для него характерны относительная простота и некоторая сжатость. В IV в.

Протестантизм
  К этому направлению относятся многие церкви и секты, существенно различающиеся между собой по своей догматике и обладающие лишь некоторыми общими чертами. Несмотря на наличие в прот

Русская православная церковь
Ру́сская Правосла́вная Це́рковь[6] (аббревиатура — РПЦ; другое официальное наименование — Моско́вский Патриарха́т, кратко МП[7]) — автокефальная поместная православная Церк

Проблема единства христианских церквей
Экумени́зм (греч. οἰκουμένη, обитаемый мир) — идеология всехристианского единства, экумени́ческое движение — движение за всемирное христианск

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги