§ религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
§ религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
§ религиозные отношения (культовые, внекультовые),
§ религиозные организации.
Основой для выделения отдельных видов религии могут быть различные качества:
§ история становления;
§ количество богов, которым поклоняются верующие;
§ отношение к действительной жизни;
§ сущность основной идеи, на которую опирается данная вера.
В первую очередь мы рассмотрим виды религии, вытекающие изпериодизациисе развития.
Здесь можно выделить следующие виды: полидемонизм, религии периода перехода к классовому обществу, национальные и мировые религии.
В первобытном обществе религия существовала в формеполидемонизма илиязычества (поли — много, демон — название стихийной природной силы, которую в полном смысле слова еще нельзя назвать Богом, но, тем не менее, она обладала сверхъестественной силой). В содержательном отношении у разных народов были разные представления о богах и устройстве мира. Однако в рамках полидсмонизма можно выделить формы культа, которые встречаются у всех народов: анимизм, аниматизм, тотемизм, магия, фетишизм, шаманизм.
На завершающем этапе развития полидемонизма, по мере перехода к оседлому образу жизни и формированию классовых отношений появляются сельскохозяйственные культы, в которых уже прослеживается иерархия во взаимоотношении богов. К этому этапу относятся религии Египта, Древней Греции, Древнего Рима, славянские религии и религии других народов.
Религии, возникшие на этапе становления классового общества и образования государства, называютсянациональными религиями.Исповедовать такую религию могут только те, кто принадлежит к данному народу. Как правило, такие религии сохраняются достаточно долго. Они выражают национальную специфику народа и, легко приспосабливаясь к изменяющемуся миру, способны удовлетворять религиозные потребности граждан даже в современном обществе. К национальным относятся религии: в современной Индии — индуизм; в Китае — конфуцианство и даосизм; в Японии — синтоизм и в Израиле — иудаизм.
На последней стадии возникаютмировые религии, к которым относятся буддизм, христианство, ислам. Исповедовать эти религии может любой человек независимо от национальности.
Количество богов, которым поклоняются представители определенного вероисповедания, является еще одной основой для классификации. В соответствии с этим различают монотеистические и политеистические религии.Монотеистические религии утверждают веру в одного Бога. К ним относятся иудаизм, христианство и ислам.Политеистические религии утверждают веру во множество богов, число которых может превышать миллион. К ним относятся все остальные религии мира, в том числе и мировая религия буддизм.
Культурная функция религии— религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
Религия была и остается сегодня важным фактором в развитии любой цивилизации. Ее место в жизни того или иного социума определяется различными обстоятельствами: уровнем развития общества, общественного сознания, культуры, традициями, влиянием смежных социально-политических образований (например, Византия и Киевская Русь). В современном мире роль религии довольно значительная, хотя надо иметь в виду, что многое зависит от умения той или иной религии адаптироваться к современным реалиям в скоротечном современном мире.
Влияние религии реализуется через ее функции в обществе, которые уже были рассмотрены выше в рамках соответствующей темы. Действительно, выполнение этих функций (особенно регулятивно-нормативной) убедительно демонстрирует, что религия без основания претендует на регламентацию жизни человека (начиная с бытовых указаний и кончая моралью) и общества в целом. Можно привести примеры влияния религии на культуру (например, запрет на все виды изобразительного искусства в исламе), на науку (например, инквизиция в средневековой Европе и ее гонения на ученых - Г. Галилей, Д. Бруно.), На политику (например, политическая деятельность римско-католической церкви в духе концепций Августина Блаженного и Фомы Аквинского, современная политика Ватикана, а также теократические исламские режимы в современном Иране, некоторых других странах Востока и т.д.).