Реферат Курсовая Конспект
Структура религии, ее основные элементы - раздел Религия, Струк...
|
Религия и культура.
Шариат
Перевод
Шариат
прямой, правильный путь. Этот термин имеет широкое значение. Это и свод Божественных повелений и запретов, и основанный на аятах Корана и Сунны пророка Божественный Закон, и относящиеся к практической деятельности мусульман религиозные предписания, и религия в целом. Слово «шариат» упоминается в этих значениях во многих аятах Корана, например: «Потом Мы наставили тебя [, Мухаммад,] на путь велений [веры] (Шариата). Следуй же по нему и не уступай низменным желаниям невежд» (45: 18). Синонимы этого слова «аш-шар’» и «ат-ташри» употребляются по отношению не только к исламским ценностям, но и к Закону, известному с древнейших времен, например, к Закону Мусы (Моисея), так как в Коране говорится: «[Аллах] предписал вам в религии то, что Он заповедал Нуху, то, что Мы дали тебе [, Мухаммад,] в откровении, то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и 'Исе [, сказав]: "Соблюдайте [заветы] религии и не впадайте в противоречия относительно нее" (42: 13). Каждый новый шариат, который приносил посланник Аллаха, отменял (насх) предыдущий. Но эта отмена не означала полной отмены всех старых повелений Аллаха. Их основные положения оставались прежними. Поэтому вернее сказать, что старые шариаты включались в новые и обогащались новыми положениями. Последним шариатом является шариат пророка Мухаммада, который отменил все предыдущие и он останется единственно истинным до дня Страшного суда. Еще одним синонимом слова «шариат» является слово «шир’а», означающее такие понятия, как: путь, мазхаб, метод, традицию. Учредителем шариата является Аллах, который передал посредством откровения пророку Мухаммаду (а также некоторым посланникам до него) религию. Косвенным образом учредителем шариата является и пророк, который давал повеления, которые были одобрены Аллахом. Даже если он в чем-то ошибался, Аллах сразу поправлял его откровением: «И речь он ведет не с пристрастью, а лишь по откровению, которое ниспослано ему» (53: 3-4). Источниками исламского шариата являются Коран, Сунна, Иджма и Кыяс. Божественные откровения постепенно ниспосылись пророку Мухаммаду на протяжении чуть более 22 лет. После этого Божественная религия стала полной и завершенной на все последующие века: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией» (Коран, 5: 3). Первый этап ниспослания Божественных откровений продолжался на протяжении 12 лет в Мекке. В то время Ислам не был государственной религией государства. Поэтому все мекканские аяты были посвящены проблемам основ вероисповедания, служения, духовности, этики. После переселения пророка в Медину начался государственный период исламской религии. На протяжении 10 лет в Медине, пророку ниспосылались от Аллаха аяты, в которых больше было повелений относительно общественно-политической, культурной, экономической деятельности мусульман. В этот период были ниспосланы поведения относительно заключения браков, разводов, права наследования, торговли, ведения войн, заключения мира и т.д. Часть всех этих Божественных повелений содержится в Коране, но еще большая часть в Сунне.
В соответствии с ниспосланными Аллахом откровениями, все практические предписания шариата можно подразделить на три категории:
1. Относящиеся к служению. Служением называются как непосредственные акты поклонения Аллаху (молитва, пост, паломничество и т.д.), так и любые действия, которые являются одобряемыми Им. (См. Ибада)
2. Относящиеся к общественным отношениям между людьми. К этой категории относятся все экономические, социальные, торговые, культурные взаимоотношения между людьми, государственные проблемы, и даже вопросы, связанные с этикой и гигиеной. Сюда входят вопросы брака, развода, наследства, торговли, заключения межгосударственных договоров и сделок и т. д. (См. Муамала).
3. Относящиеся к проблеме наказания за правонарушения. Сюда входят различные виды наказания за преступления (См.Укуба).
Божественный шариат был подробно изучен и систематизирован мусульманскими учеными. Основные его положения отражены в учении различных мусульманских школ. В суннизме это школы ханафитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов. В шиизме существуют школы зейдитов и джафаритов. (Подробнее см. в разделах Ханафитский мазхаб, Маликитский мазхаб, Шафиитский мазхаб, Ханбалитский мазхаб, Зейдитский мазхаб, Джафаритский мазхаб, Захиритский мазхаб).
_______________________________________________________________________________________________
ШИИЗМ
(Shiism) Шиитами называют мусульман, принадлежащих к меньшей из двух ветвей ислама. Преобладают в Иране, Северном Йемене, Ираке, образуют крупнейшую общину в Ливане; в небольшом числе проживают в других мусульманских странах. Шииты признают Али, ставшего в 656–61 гг. четвертым халифом (наследником), считая его и его потомков единственно законными наследниками умершего в 632 г. Пророка. Али был двоюродным братом Пророка и мужем его дочери Фатимы. Али рано уверовал в Пророка, и его сторонников называли "шиат Али" ("партия Али"). В исламской общине между Али, выступавшим в роли халифа, и главой Омейядов Муавией разгорелась первая гражданская война. Омейяды одержали победу и создали халифат, в котором правила их династия. Хусейн, второй сын Али, по шиитской хронологии считавшийся третьим халифом, или имамом, был убит в Кербале (Ирак) сторонниками Язида, сына Муавии и наследника халифата Омейядов. Это событие шииты отмечают ежегодно как дань мученику Хусейну, а место его гибели, Кербала, стало объектом паломничества. Эти политические реалии позднее были облечены в религиозную доктрину. Согласно шиизму, первым после Мухаммеда имамом (получившим божественную благодать как законный глава "уммы") считается Али, четвертый халиф; законная преемственность верховной власти должна идти от Мухаммеда к Али, а затем к его потомкам в соответствии с свидетельствующими о старшинстве и высокой репутации харизмой, опытом и другими качествами, необходимыми для выполнения обязанностей главы правоверных – духовного (Амир аль-Муминин) и светского. Вопрос о преемственности власти становится яблоком раздора среди шиитов. По мнению имамитов, крупнейшего течения шиизма, существует 12 признанных имамов – потомков Али. Два других крупных течения, выделившихся в связи с этим спором, – исмаилиты и зейдиты. Шииты признают, что Мухаммед назначил Али своим преемником и таким образом через его потомков передается наследственная непогрешимость. Лишь имам, в силу Божественного права на власть, может быть конечным толкователем земных законов. В отсутствие имама (согласно "учению исчезновения", 12-й, или "скрытый", имам исчез в 260 г. по арабскому календарю, т. е. в 878 г., после чего имамат приостановил свое существование) толковать закон может муджтахид – исламский богослов. У шиитов имеются своя сунна (предание) о Пророке и свои хадисы (изречения и поступки Пророка). Каждое течение шиитов создало собственные школы права, или толкования. В рамках Джафарийской правовой школы имамитов в XVII в. возникли две религиозно-правовые школы: акбари ("традиции") с ограничительным подходом к иджтихаду (независимому толкованию вопросов религиозной и общественной жизни) и усули ("корни"), которая делала акцент на роли муджтахида, имеющего право выносить независимые суждения о священных источниках в качестве "посланника" "скрытого" имама и тем самым служащего ориентиром для мусульманского сообщества. Это означало, что толкования были гибкими, в соответствии с изменяющимися условиями и временами. Усули в XVIII в. широко распространилась в Иране, и именно к этой школе принадлежал аятолла Хомейни
_______________________________________________________________________________________________
– Конец работы –
Используемые теги: структура, Религии, основные, Элементы0.074
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Структура религии, ее основные элементы
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов